Весной 1979 г. на серийной мотолодке «Блегг-480» со 100-сильным «Эвинрудом» был совершен переход из Осло в Брайтон, где должна была открыться очередная «бот-шоу» — выставка малых судов. Питер Шортер — норвежский агент английской компании «Блегг», задумал это плавание с целью демонстрации высоких мореходных качеств тримарана нового типа.
Сложная ледовая и гидрометеорологическая обстановка несколько раз заставляла переносить дату выхода из Осло. 30 апреля — в очередной «назначенный день» — прогноз погоды опять был скверным, но потерявший терпение Питер, несмотря ни на что, решил все-таки стартовать. Его напарник — один из норвежских журналистов — благоразумно счел это авантюрой и наотрез отказался участвовать в ней. Однако Питера это не остановило: он тут же заявил, что выйдет в море один.
Вероятнее всего так бы оно и произошло, если бы Эспин Пройтц— водитель катера, на котором журналисты собирались проводить Питера до выхода из Осло-фьорда, случайно не поинтересовался: не нужен ли тому опытный компаньон? Как только капитан «Блегг-480» дал понять, что совсем не стремится к одиночеству, Эспин на несколько минут исчез и вернулся с паспортом и штормовой одеждой. Уже из Швеции он позвонил домой — «предупредил» свое семейство и начальство, что оказался участником необычного плавания в Англию на открытой моторке.
Первый этап Осло — Кунгсхамн проходил в очень тяжелых условиях. Высота волн достигала порой 4 м. От ударов треснул 150-литровый топливный бак, бензин начал вытекать, насыщая воздух парами, Снежные заряды и высокие волны затрудняли ориентировку, но все же смельчаки смогли разглядеть огни Кунгсхамна и ровно в 21.00 подошли к берегу.
На следующий день состояние моря не улучшилось. Едва «Блегг» вышла в море, как мощным ударом волны, прокатившейся через суденышко, было снесено ветровое стекло. Неизвестно, какую толщину оно имело: 3 мм, как на первых образцах «Блегга», или 5 мм, как стали делать на серийных лодках. Ясно одно: такая волна выбила бы и значительно более толстое стекло! Путешественники поспешили укрыться в гавани Люсечиль. За день удалось пройти всего 20 миль.
Штормило и на третий день, когда был сделан бросок к Гетеборгу, но на этот раз большая часть пути пролегала в шхерах — под прикрытием островов. Все было бы хорошо, если бы шведы принимали норвежские деньги в уплату за гостиницу и «бункеровку».
При пересечении Каттегата ветер поутих, но ухудшилась видимость. Питер, который как впередсмотрящий лежал на палубе в носу, пытаясь рассмотреть во мгле остров Лесе, нырнул, вопреки желанию, в ледяную воду, когда кБлегг» с хода выскочил на песчаную отмель. При этом вынужденном купании из карманов капитана вылетели все наличные деньги, поэтому, когда отважные мореплаватели добрались до Ольборгз, пришлось пустить в дело его золотые часы.
Дальнейший путь к Северному морю лежал через Данию. Преодолеть 200 км внутренних вод по спокойному Лимфьорду особого труда не составило. И тем более негостеприимным показалось море. Штормовой ветер гнал навстречу огромные пенистые гребни. Единственно правильным решением было вернуться в Каттегат, защищенный от западных штормов, и следовать в Северное море Кильским каналом. Так и поступили. Снова пересекли Данию. Дневной переход закончили в Эбельтофте, поскольку кончилось топливо. Продавать было нечего; пришлось в ожидании денежного перевода отдыхать.
На следующий день долгожданный перевод пришел. Срочно заполнили бензобак и помчались вперед, наверстывать упущенное. С темнотой «Блегг» вошел в Кильский канал и тут же был остановлен — возникли мигалки и завыла сирена полицейского катера. Норвежцам вежливо, но твердо объяснили, что верхний предел скорости при движении по каналу 15 км/ч, а не 15 уз. Кроме того, они очевидно, забыли, что по местным правилам в темное время суток переход но каналу допускается лишь в сопровождении лоцмана. Поскольку на 4,8-метровой мотолодке не нашлось «помещения для лоцмана», пришлось остановиться до рассвета.
Утром моряки торговых судов, выползавших из канала и скопившихся у входа в него, были потрясены: маленькая моторка, прыгая с волны на волну, уверенно повернула в открытое море и, развив не менее чем 40-узловую скорость, быстро скрылась за горизонтом. В этот день путешественникам сопутствовала непривычно хорошая погода. Беда пришла с другой стороны. Неподалеку от входа в гавань Норден, уступая дорогу парому, Эспин на минуту свернул с фарватера; в результате сильного удара о какое-то подводное препятствие оказался поврежденным гребной винт и погнутым гребной вал.
На отчаянный звонок Питера, убедившегося, что в Нордене за ремонт его «Эвинруда» никто не берется, устроители пробега ответили, что ближайшее место, где ему могут помочь, это — Делфзейл в Голландии. Предстояло пройти еще добрых 90 миль с дико вибрирующим двигателем.
В отлив где-то на песчаных отмелях стали на якорь, легли спать. Разбудил их прилив. Питер решил вылезти за борт и осмотреть винт перед тем как идти дальше. Стоило ему ступить на дно — он начал тонуть. Эспин изо всех сил тащил его в катер, но не мог вырвать из страшной хватки жидкого песка. Тогда он обвязал своего капитана концом под мышками, дал ход катеру и только таким образом извлек Питера из зыбучего грунта. Потрясенные случившимся, путешественники еще шесть часов пробирались меж песчаных отмелей.
Несколько суток, пока шел ремонт мотора, Питер и Эспин отдыхали. Сказывались и приключения последних дней, и напряжение от ведения лодки полным ходом в сложных условиях, и, пожалуй, не меньше — усталость от постоянных хлопот с заправкой. Попутно приводилось в порядок вышедшее из строя в штормовых условиях оборудование, включая радио и эхолот. Мотор, за исключением узлов, пострадавших при ударе, оказался в хорошем состоянии. Аккумуляторные батареи, несмотря на то, что их коробка была размягчена бензином и смята, также работали нормально.
В полночь на 14 мая «Блегг» снова вышел в море. И снова был шторм, да вдобавок с туманом. Шли, пока хватило топлива. Очередную бункеровку перед броском через Северное море к берегам Альбиона сделали в Хелдере. Тем временем погода несколько улучшилась: волнение утихло, зато туман стал еще гуще. Почти все 6,5 часов пути до Саугуолда (180 миль) пришлось идти по компасу. Когда открылся вход в порт, отклонение составляло не более 300 м, а бензина в баке оставалось меньше 10 л.
Пришлось денек отдохнуть, пока таможенники разбирались, как классифицировать ввоз снаряжения и оборудования, выпущенного целым рядом разных стран по обе стороны океана. Еще одни переход — и чудесным весенним днем «Блегг» швартуется у Тауэрского моста в Лондоне. А заканчивается путешествие 16 мая в Брайтоне.
За 12 дней (за 77 ходовых часов) было пройдено 1400 миль. На отдельных участках скорость достигала 40 уз, а средняя скорость составила 18,2 уз при среднем расходе топлива 28 л/ч.
В этом переходе использовалось серийное судно, дополненное спасательным и навигационным имуществом, необходимым в морском плавании. Кроме главного подвесного мотора «Эвинруд», на борту имелся аварийный 6-сильный мотор той же фирмы, надувной спасательный плот и набор аварийного снаряжения. Взамен штатных были установлены специальные сиденья фирмы «Картрайт». Экипаж был одет в специальные защитные костюмы и спасательные жилеты.