Экипаж составили Э. В, Назаров, В. К. и К. В. Говоровы и автор этих строк.
Выйдя из Беломорска, мы направились к о. Русский Кузов, затем побывали на Соловецких о-вах, Большом Заяцком о., прошли губу Гридина, Ругозерскую губу, посетили Умбу, Кузомень и закончили свой поход в Кандалакше.
Путь из Москвы до Беломорска с перегрузкой в Череповце «Полюс» преодолел на палубе теплохода за семь суток.
Информация об изображении
На обсушке. Вода ушла метров на сто, оставив нас на илистом грунте среди нагромождения камней
Условия плавания на Белом море сложны и разнообразны. Большая амплитуда колебаний уровня воды при приливах и отливах, вызывающих сильные течения и сулои, частые перемены погоды, туманы, изобилие всевозможных надводных и подводных препятствий (камней, корг, луд, стамиков, кошек, банок), а также отсутствие укрытий на значительных участках побережья создают большие затруднения мореплавателям. Однако все трудности с лихвой компенсируются незабываемыми впечатлениями.
На обсушке. Вода ушла метров на сто, оставив нас на илистом грунте среди нагромождения камней
Хочется остановиться на отдельных эпизодах, наиболее полно характеризующих условия и особенности плавания по Белому морю.
В ясный солнечный день мы уходили с Русского Кузова в направлении Соловков. Подгоняемый ровным 3-балльным ветром, «Полюс» быстро удалялся от островов. Не успели отойти на три-четыре мили, как ветер начал стихать, а потом и совсем прекратился. Швертбот отнесло течением назад, и вскоре мы снова оказались на траверзе Русского Кузова. Через час-полтора вновь появился ветер, но он принес низовой туман. Видимость сразу ухудшилась до 100—200 м, хотя небо над головой оставалось чистым. Туман совершенно лишил возможности ориентироваться — только картушка компаса соединяла нас с окружающим миром.
Наш курс пересекал пути движения судов. Расхождение с одним из них доставило нам немало беспокойств: его гудки мы услышали довольно близко. Видимо, до этого теплоход шел вне полосы тумана. Разошлись, так и не увидев друг друга...
День сменился вечером, вечер — ночью, а туман все еще не рассеивался. Судя по времени, уже должны были открыться маяки на Соловках. Всматриваемся до боли в глазах, но огней все нет. В какой-то момент прямо по курсу услышали слабый шум работающего двигателя. Вдруг, как по мановению волшебной палочки, туман исчез. Появились темная полоса берега, огни маяков, створные огни, россыпь огоньков где-то там, на берегу, и четкий силуэт Соловецкого монастыря на бледном фоне ночного неба.
Проход в глубь острова довольно труден: бухта Благополучия, через которую проходит узкий и извилистый фарватер, изобилует подводными опасностями. При слабом встречном ветре нам пришлось около часу лавировать, разбираясь в хитросплетении створов, буев и вех. Когда мы были метрах в 200 от пирса, ветер вдруг изменился до бакштага, шквальнуло — «Полюс» лихо пронесся мимо стоящих на якорях теплоходов и встал у причала.
Значительная часть Карельского берега представляет собой шхеры. Карта в большинстве случаев дает очень приблизительное представление о глубинах и наличии подводных препятствий. Благодаря статье Ю. А. Пантелеева, опубликованной в сборнике №19, мы в какой-то мере были подготовлены к плаванию в шхерах, но основные сложности постигали на практике, подчас на своих ошибках.
Известную опасность представляли плавающие бревна, которых здесь довольно много. С ними у нас связано немало беспокойных часов, проведенных во время перехода между Умбой и Кузоменью.
Перед началом похода некоторые опасения вызывало то обстоятельство, что мы идем на швертботе. После первых переходов наши сомнения рассеялись. Благодаря малой осадке нам были доступны такие места, пройти к которым на килевой яхте невозможно. Кроме того, швертбот сделал поход более безопасным, ибо мы смогли укрываться в местах, не доступных килевым яхтам. Так, недалеко от губы Гридина на стоянке во время шторма поползли якоря и нас начало сносить на камни. Пользуясь полной водой, мы на руках провели «Полюс» над камнями в спокойную и мелкую лагуну и пришвартовались к деревьям. Начавшийся отлив оставил «Полюс» на мягком грунте и избавил нас от необходимости нести беспокойную ночную вахту.
Наш «Полюс» показал неплохую мореходность, хорошо управлялся на любых курсах, позволял уверенно ходить под полной парусностью при ветре до 6 баллов, а под штормовыми парусами — и при более сильном.
Нашим трехнедельным походом остались очень довольны. Многое увидели, многое узнали, многое испытали.