Не случайно называют седую Балтику легендарной. С нею связана вся история нашего военно-морского флота — любимого детища советского народа.
Революционные моряки-балтийцы сыграли важнейшую роль в Октябрьском вооруженном восстании, в гражданской войне и борьбе с интервентами.
Навеки вошли в историю подвиги моряков Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны. Моонзунд и оборона Таллина, первые бомбовые удары по Берлину и невероятные по дерзости рейды подводников, массовый героизм моряков, вставших на защиту колыбели революции — Ленинграда и добивавших гитлеризм в последние дни и часы войны, — это славные страницы летописи всенародного подвига. Не померкнет в веках слава героев, кровью которых политы берега Балтики!
Едва ли не каждое название на картах Ладоги, Невы, Финского и Рижского заливов, Балтийского моря— это напоминание о их стойкости и легендарном бесстрашии. Здесь они стояли насмерть, держа оборону. Шли в бессмертие в первом броске десанта. Уходили в море, перегороженное сетями и минами, простреливаемое с обоих берегов...
Несколько лет назад, когда отмечалось 30-летие великой Победы, старейшина наших яхтсменов адмирал Юрий Александрович Пантелеев писал (сборник №56): «Мы должны сделать так, чтобы молодежь знала, какой ценой добыт сегодняшний мир, знала, почему священны в памяти народной многие и многие места на той самой карте, которая лежит на штурманском столе крейсерской яхты».
И вполне закономерным шагом было предложение одноклубников адмирала — активистов Ленинградского яхт-клуба флота провести массовый поход крейсерских яхт по шестам боевой и революционной славы на Балтике. Именно массовый, чтобы речь шла не об обычном совместном плавании двух-трех яхт со случайными заходами, а о походе большого числа судов по четко спланированному тематическому маршруту с заранее подготовленной программой.
Не случайность, что с такой инициативой выступили именно флотские яхтсмены. Сейчас в нашем флоте придается очень большое значение воспитанию молодых воинов на славных боевых традициях. Введена в действие целая система направленных на это мер (см. «Морской Сборник» № 5, 1977 и № 3, 1979). Так, в целях увековечения побед, подвигов и памяти павших моряков-балтийцев, приказом командующего ДКБФ установлен особый порядок отдания воинских почестей, разработана специальная карта памятных мест революционной и боевой славы ДКБФ1.
Инициатива яхт-клуба флота, выдвинутая в самом начале 1977 г., была сразу же энергично поддержана ленинградской федерацией парусного спорта, комсомольскими организациями Ленинграда и прибалтийских республик, политотделом Краснознаменной ЛенВМБ, а затем и подхвачена спортивной общественностью. В первом же походе, организованном в июле того же года, приняло участие 16 экипажей, включая яхтсменов из Москвы и Владивостока.
И первый же опыт показал, что новая форма военно-патриотической работы, проводимой в рамках Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи Дорогами Славы, очень интересна и эффективна. Проведенные по плану и хорошо подготовленные посещения бывших боевых позиций, возложения венков, митинги у мемориалов, а главное — встречи с ветеранами войны на тех самых памятных местах, где происходили события, о которых рассказывает их непосредственный участник, производили глубокое эмоциональное воздействие.
Информация об изображении
Курсанты ЛВИМУ им. Макарова возлагают венки к подножию памятника героям Балтики
Так, яркое впечатление осталось у яхтсменов, посетивших мыс Тахкуна (о-в Хиума), где в грозном 1941 году сражались последние защитники Моонзунда, У величественного памятника героям обороны острова участников похода встречал Николай Иванович Шинин: он воевал на берегах Балтики с первого дня войны, освобождал этот остров от немецко-фашистских захватчиков, был его военным комендантом, а затем и председателем островного райисполкома.
Курсанты ЛВИМУ им. Макарова возлагают венки к подножию памятника героям Балтики
А разве можно забыть рассказ о лихих атаках прославленных балтийских катерников, если вспоминает о них участник яхтенного похода капитан 2 ранга запаса Василий Ильич Троненко, всю войну прослуживший на торпедных катерах! Причем рассказывает, стоя у развалин того самого пирса в бухте Рыбачьей (о-в Мощный), от которого уходили катера на задания. А другой ветеран-балтиец — командир яхты «Уссури» Вадим Васильевич Демин дополняет его воспоминания рассказом о роли островных баз в общей системе обороны блокированного Ленинграда, о том, как моряки с о-ва Мощный (в годы войны — Лавенсаари), оказавшегося в глубоком тылу врага, не только отстаивали остров, но и выводили на прорыв заграждений наши подводные лодки, а затем первыми встречали тех, кому суждено было вернуться. К бетонной идите братской могилы, отмеченной якорем и военно-морским флагом, легли венки и охапки полевых цветов...
Много раз пришлось выступать и другому участнику походов — контр-адмиралу в отставке С. В. Кудрявцеву, в годы войны командовавшему отрядом шхерных кораблей. Трудно найти другого такого знатока2 боевых действий у берегов Ладоги, Невы и Балтики — вплоть до косы Фрише-Нерунг и Борнхольма. Сергею Валентиновичу есть о чем вспомнить!
После того как яхтсмены побывали на нескольких бывших полевых аэродромах морской авиация (Когула, Рыбачий, Борки), ярче стали восприниматься воспоминания командира яхты «Арго» Сергея Кузьмича Чернова и другого участника яхтенного похода — Героя Советского Союза полковника запаса Ивана Сергеевича Банифатова, именно отсюда поднимавших навстречу врагу свои боевые машины.
Когда же суда проходили меридиан маяка Толбухин, в память о погибших балтийцах с флагманской яхты «Океан» был спущен на воду венок. Команды выстроились на палубах. Вспыхнули фальшфейеры. Одновременно 22 яхты приспустили флаг, салютуя героям торжественным проходом К строю кильватера.
Думается, что и сказанного достаточно, чтобы подтвердить главный вывод. Походы крейсерских яхт по местам боевой и революционной славы позволяют усилить познавательное и воспитательное значение нашего любимого вида спорта, совершенствовать идейно-патриотическое воспитание молодых яхтсменов, развивать у них высокие морально-волевые качества и чувство коллективизма.
Поскольку в походах участвует большое количество молодежи, можно сделать гораздо более живой всю культурно-массовую и спортивную работу. Если говорить о спорте, то назовем такие пользовавшиеся успехом мероприятия, как совместные плавания в строю, смотры яхт, состязания по перетягиванию каната, гонку одиночек на яхтенных тузиках (разрешалось только галанить), футбольные и волейбольные встречи с местной молодежью.
Никогда не было недостатка в исполнителях песен под гитару. Очень понравились зрителям спектакли самодеятельности театра-клуба «Суббота» и особенно — первый из них, показанный в начале одного из походов на гранитной стенке форта Овручев при свете костра. В 1978 г. в походе участвовали представители комсомольской организации объединения «Ленкнига»: они разворачивали книжные базары в пунктах захода. Большое оживление вызвал конкурс на звание «Лучший экипаж». Жюри учитывало не только морскую выучку яхтсменов, но и участие их в проводимых мероприятиях и особо — в концертах самодеятельности, а также порядок на судне (кстати сказать, жюри оказалось очень строгим: при проверке содержания 22 яхт высший балл получили только две — «Витязь» и «Орлан»). Попутно упомянем, что по общим итогам конкурса 1978 г. учрежденный Ленинградским обкомом ВЛКСМ переходящий приз Лучшему экипажу завоевал экипаж яхты «Ладога» (ЛВИМУ им. Макарова, капитан В. И. Мироненко).
Цифры и факты
Походы 1977 года
Походы этого года были посвящены 60-летию Великого Октября и 55-й годовщине шефства Ленинского комсомола над флотом.
I этап. По окончании VII Всесоюзных соревнований на Кубок Балтики, с 19.07 по 1.08 проводилось совместное плавание 16 яхт (1,00 чел.) в сложных погодных условиях. Маршрут: Рига — Ромассаре (о. Саарема) — Куйвасту (о. Муху) — Хельтерма (о. Хиума) — Таллин — о. Гогланд — о. Мощный — Ленинград. Командиром был недавно скончавшийся С. И. Тузов, комсомольским комиссаром — В. Н. Исаев.
Яхтсмены ознакомились с памятными местами обороны Моонзунда, и «островов мужества»: побывали на п-ве Сырве, где находилась героическая 315-я батарея капитана А. М. Стебеля, у мемориала Тахумарди, на базовом аэродроме полка дальней морской бомбардировочной авиации, летчики которого в 1941 г. совершали рейды на Берлин; были проведены встречи с пограничниками и личным составом ряда гарнизонов. К мемориалам на о-вах Саарема, Хиума, Мощном и др. возложены живые цветы.
II этап. Начался 6.08 парадом открытия в Ленинградском яхт-клубе флота. Участвовали 23 яхты (155 чел.). Маршрут: Ленинград — Кронштадт — о. Мощный — о. Гогланд — Выборг — Ленинград (финиш 14.08). Командир — контр-адмирал Э. С. Бородин, комиссар — ст. лейтенант А. А. Березкин. Помимо интереснейшей экскурсии по городу-крепости Кронштадту, состоялась 5-часовая экскурсия по Ораниенбаумскому плацдарму (г. Ломоносов, Борки, форт Красная Горка, рубеж на р. Воронка). Во время посещения о. Гогланд проведен большой митинг у обелиска в честь павших героев.
В Выборге одним из мероприятии были торжественные проводы яхты «Океан», продолжившей поход до Калининграда с группой курсантов на борту.
III этап. 400-километровый поход проводился с 3 по 25.08 Ленинградским институтом водного транспорта по памятным местам Невы и Ладожского озера. Участвовало 6 яхт (47 чел.). Командир И. И. Ульянов. Яхтсмены побывали у мемориалов «Холм Славы» и «Невский пятачок», осмотрели места боев и достопримечательности в Петрокрепости и Приозереке. Во время стоянок на островах проведены соревнования по стрельбе.
Походы 1978 года
Основной поход был «звездным»: выходящие из разных пунктов яхты собирались на о. Мощном; он проводился с 12 по 21.08 по маршруту Ленинград — форт Овручев (Кронштадт) — о. Мощный — о. Гогланд — о. Зап. Березовый — Выборг — Ленинград. Участвовали 22 яхты (142 чел.), причем 9 из них были из яхт-клуба ВМФ, 6 — из ЦЯК «Труд», 6 — из яхт-клуба БМП и 1 — из г. Сосновый Бор. Одним из наиболее интересных этапов был осмотр памятных мест о. Гогланд. Яхты ошвартовались в бухте Суркюлян-Лахт (в северной части острова), рядом со шхуной «Ленинград» ДЮСПШ. Яхтсмены побывали на Верхнегогландском маяке, увидели море с его смотровой площадки. На юге острова поднялись на сопку А. С. Попова, откуда в начале века впервые в мире была осуществлена радиосвязь между берегом и кораблем.
На о-ве Зап. Березовый 19.08 провели торжественное построение возле памятника героям Великой Отечественной войны. Наиболее активные участники похода были награждены грамотами и вымпелами.
Во время встречи с личным составом одной из воинских частей яхтсмены рассказывали об истории тех мест, где они побывали, о том, что узнали у ветеранов Балтики. Флагман похода — контр-адмирал Э. С. Бородин, заместитель по политчасти — ст. лейтенант А. А. Березкин.
Поход малых крейсерских яхт ЦЯК «Труд» проводился практически в те же сроки. Участвовало 9 яхт (47 чел.). Маршрут200 миль: Ленинград — форт Овручев — Приморск — Выборг — о. Зап. Березовый — бухта Дубковая — Устье (3 яхты) — Ленинград. Участники познакомились с местами жестоких боев за освобождение о-вов Зап. и Сев. Березовые и Пгривый. В Устье возложили цветы на могилу моряков, погибших в боях за Соммерс, Нерву и Бол. Тютерс; приняли участие в мероприятиях, проводимых участниками «большого» похода.
Командир отряда — Ю. Г. Кратин.
Из опыта организации походов
Очевидно, есть смысл поделиться накопленным опытом в части организации многоэтапных крейсерских плаваний отрядов яхт, составленных, к тому же, из разнотипных судов различных клубов.
Повышение интереса общественности к этим походам потребовало особого внимания к подготовке плаваний — к работе оргкомитета. Если в 1977 г. в состав оргкомитета входили только члены яхт-клуба ВМФ, а остальные клубы приглашались к участию в походах, то в 1978 г. в оргкомитете работали представители всех ведущих клубов города. Была проделана очень большая работа: намечены маршруты, установлена связь с ветеранами войны, знающими достопримечательные места в пунктах захода, подобраны и изучены исторические материалы, подготовлена программа всех основных мероприятий. Заранее надо было связаться с воинскими частями, местными органами власти и комсомольскими организациями, обеспечить участие художественной самодеятельности, книготоргующих организаций и т. п. и т. д. Одновременно велась и обычная трудоемкая и разнообразная работа по подбору экипажей, материально-техническому снабжению яхт, решению задач обеспечения безопасности, организации чисто морской части походов.
Информация об изображении
Яхты участников похода (II этап; август 1977 г.) во время стоянки в Выборге
Большую помощь неизменно оказывали Ленинградский обком ВЛКСМ, политотдел Краснознаменной ЛенВМБ, Ленспорткомитет. Весьма плодотворной была деятельность в оргкомитете зам. председателя городской крейсерской комиссии Ю. Д. Белова, В. В. Демина, Б. В. Xрящева.
Яхты участников похода (II этап; август 1977 г.) во время стоянки в Выборге
Залогом успеха явилась активная деятельность непосредственно во время походов Совета капитанов. На Совете производился разбор замечаний и подводились итоги по выполненным этапам (переходу морем, мероприятиям на берегу); командиры яхт знакомились с планом предстоящего этапа, обсуждали предложения по его выполнению, перед каждым выходом в море знакомились с прогнозом погоды, разбирали особенности маршрута. Затем, после обмена мнениями, флагман принимал решение, которое приобретало силу приказа, обязательного для всех участников.
За два года нам известен единственный случай нарушения дисциплины: командир яхты, поддавшись на уговоры экипажа, самовольно изменил маршрут. Яхта эта была отстранена от участия в походе.
Совместное плавание «эскадры» (до 23 вымпелов), составленной из яхт с различными ходовыми и маневренными качествами, потребовало осуществления ряда специальных мер, диктуемых правилами хорошей морской практики. Так, предварительно «эскадра» была разделена на отряды по 6—8 судов с учетом их мореходности и в основном — принадлежности к флагу одного и того же яхт-клуба. Командиры отрядов назначались приказами начальников яхт-клубов. Во время похода делались — уже приказом флагмана — отдельные перемещения судов из отряда в отряд с учетом возможностей яхты и прогноза погоды на предстоящий переход. Отлично справились со своими задачами командиры отрядов С. И. Тузов, В. А. Малиновский, Ю. Д. Белов.
Весь маршрут делился на этапы по 30—70 миль. Переходы осуществлялись различными методами: общей гонкой на время, совместным плаванием в строю кильватера, раздельным плаванием отрядами тяжелых и быстроходных яхт. Всегда соблюдалась такая последовательность выхода в море: первыми, с запасом времени на то, что их смогут догнать где-то на середине дистанции, выходили тихоходные яхты; затем стартовали крейсерско-гоночные яхты, последними шли тяжелые яхты е надежными двигателями — на случай, если понадобится буксировка; замыкала строй флагманская яхта. Уже после всех яхт выходило обеспечивающее вспомогательное судно. Имея тройное превосходство в скорости, оно за время перехода успевало пройти мимо всей растянувшейся цепочки яхт и, убедившись, что все в порядке, уходило вперед и становилось па якорь у входа на фарватер, ведущий в пункт захода. Таким образом, мы получали надежный «свой» маяк, обеспечивающий сбор всех судов п безопасность прибрежного маневрирования.
Связь между яхтами осуществлялась визуальными средствами (прожектор, семафор). Флагман имел радиосвязь с обеспечивающим судном.
Такая организация позволяла иметь достаточно полную и достоверную информацию о положении яхт в ходе плавания.
В особо сложных условиях применялась буксировка. Так, в 1977 г. переход 20 яхт от Гогланда в Выборгский залив был совершен в условиях нулевой видимости (туман) и встречного ветра на буксире за обеспечивающим судном, имевшим радиолокационную станцию. Буксировка «елочкой» столь большого числа парусных судов осуществлялась так. Буксирующее судно, выйдя на внешний рейд, легло на генеральный курс и, имея скорость до 1,5 уз, спустило за борт два мощных швартовых каната длиной по 240 м. Яхты (сначала тяжелые — в хвост каравана, затем легкие) подходили к канатам и крепили к ним свои буксирные концы через 20—25 м, после чего отваливали во внешнюю сторону. В результате получился строй в две колонны уступом. Ход плавно увеличили до 5 уз, паруса убрали.
Совместные плавания таких «эскадр» являются хорошей школой спортивного мастерства для молодых яхтсменов и даже для некоторых капитанов, привыкших к «эгоизму» одиночного плавания, соперничеству на дистанциях гонок; укрепляют дух товарищества и взаимовыручки. Отрабатываются вопросы взаимодействия в различных ситуациях, налаживается обмен опытом по изучению театра плавания, по управлению маневрами яхт, по оборудованию и содержанию судов.
15 марта текущего года свыше 300 ленинградских яхтсменов собрались в Матросском клубе ЛенВМБ, чтобы подвести итоги уже двухлетней практики проведения походов по местам боевой и революционной славы ДКБФ. Это была интересная и полезная встреча. В фойе можно было видеть впечатляющие фотостенды. В качестве предисловия к докладу демонстрировались отснятые в походах цветные звуковые фильмы. Все выступления участников встречи были нацелены на то, чтобы начатое большое дело велось еще лучше.
Имеет ли оно перспективы? Не будут ли будущие походы повторением пройденного?
Убеждены, что такие походы можно сделать еще интереснее. Готовить их придется все более тщательно, не только используя накопленный опыт, но и одновременно экспериментируя, подхватывая новые идеи и предложения яхтсменов, привлекая новых людей. Во всех случаях надо начинать с анализа конкретного состава участников, выясняя — много ли новичков, где уже бывали ветераны походов, каковы интересы и возраст яхтсменов? Это поможет подобрать такой вариант маршрута и такую программу работы на стоянках, чтобы сохранился элемент новизны для большинства участников.
Многие из выступавших на встрече, и в частности — Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации запаса Иван Георгиевич Романенко, говорили о том, что в дальнейшем яхтсмены должны чувствовать себя не только гостями-экскурсантами, но и хозяевами, ответственными за состояние, а то и приведение в порядок мало посещаемых памятных мест, братских могил безымянных героев. Поднять, скажем, превращение какого-либо из заброшенных островных фортов в мемориальный комплекс — самим яхтсменам, конечно же, не под силу, но поддержать эту идею, предложив свои рабочие руки,— дело возможное и нужное. Найдется немало работы и следопытам-историкам.
Наконец, и планами это уже учтено, можно и нужно разнообразить чисто спортивную часть программы. Так, в 1979 г. в рамках похода по островам Финского залива будет организована регата малых крейсерско-гоночных яхт (IV, V и VI групп IOR). Старые яхтсмены Н. Е. Астратов и И. П. Матвеев вспоминали в этой связи о традициях 30-х годов, когда соревнования экипажей во время эскадренных плаваний были едва ли не основной формой спортивной работы.
Мы уверены, что яхтсмены других бассейнов не только включатся в начатую на Балтике работу, но и помогут общими усилиями сделать ее разнообразнее и интереснее!
Значение парусного спорта неоспоримо велико в деле развития общей физической подготовки, укрепления здоровья личного состава, воспитания высоких волевых и моральных качеств. Хорошей школой спортивной и морской выучки являются групповые походы яхтсменов. Совместные плавания оттачивают мастерство вождения яхт, способствуют укреплению коллективизма и взаимодействия, обмену опытом.
Парусный спорт — традиционный вид спорта в Военно-Морском Флоте нашей страны. Им занимаются многие поколения моряков.
Решая задачи всемерного повышения эффективности агитационно-пропагандистской деятельности в свете требований постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», флотские партийные организации стали больше уделять внимания пропаганде славных революционных, трудовых и боевых традиций советского народа и его Вооруженных Сил.
Беззаветная любовь и преданность народу, Коммунистической партии и Советской власти — вот что служит идейно-политической основой традиций Советского Военно-Морского Флота. Советские военные моряки — пламенные патриоты, достойные наследники славных революционных и боевых традиций отечественного флота.
В плане военно-патриотического воспитания, пропаганды традиций заслуживает внимания организация походов ленинградских яхтсменов по местам боевой и революционной славы дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Встречи участников этих походов с ветеранами партии и флота, проводимая агитационно-массовая работа дают возможность усилить воспитательное значение парусного спорта, совершенствовать дело патриотического воспитания молодежи, развивать у нее высокие морально-боевые качества. Опыт, накопленный яхтсменами Ленинграда, достоин одобрения и распространения на других наших флотах.
Его необходимо тщательно изучить и широко использовать во всех флотских яхт-клубах, активнее использовать возможности спортивных организаций в деле повышения эффективности политико-воспитательной работы.
Член Военного совета — Начальник Политического управления Военно-Морского Флота адмирал В. М. Гришанов.
Примечания
1. См. «Морской сборник» № 5, 1977 и книгу М. А. Горонкова и В. И. Гринкевича «Якоря у постаментов» (Калининград, 1978}.
2. С. В. Кудрявцев по просьбе редакции готовит воспоминания о боевых подвигах моряков, служивших на тендерах.