Американский ученый Константин Поль Лент предполагает, что еще до Колумба, до Эрика и до Св. Брендана Америку «открыл» грек Одиссей.
«Это предположение, — пишет автор, — может показаться ошеломляющим, но все же оно неслучайно». Картографы, географы, историки, изучая каждый — свое, не пытались сообща исследовать подобную версию.
Читая Гомера, мы узнаем, что после падения Трои Одиссей на двенадцати весельно-парусных судах с экипажами по 76 человек на каждом пытался достичь родного острова Итака, который находился всего в неделе плавания, но сбился с пути и странствовал много лет. Известно, что во время своих путешествий Одиссей наткнулся на остров циклопов — великанов, живших в пещерах. На другом острове туземцы жгли на берегу огромные костры, чтобы привлечь моряков.
Это место явно напоминает одно из сообщений капитана Кука, который достиг Патагонии и, увидев много костров, назвал ее Огненной землей. Кстати сказать, когда люди Кука высадились на берег, несколько человек пропало — они были съедены. Патагонцы оказались такими же каннибалами, как и гомеровские циклопы. Огромные животные, которых, согласно Гомеру, пасли великаны, могли быть обыкновенными ламами. Разве они не похожи на больших овец? Патагонцы и во времена Кука жили в пещерах. Рост мужчин достигает у них семи футов,
Гомер повествует о том, как разъяренный великан, ослепленный Одиссеем, в гневе столкнул огромный камень в море, и образовалась волна, которая помогла кораблю быстро отплыть от берега. Это — своеобразная попытка объяснить явление морских приливов и отливов: ведь в Средиземном море их нет и они не были известны древним грекам.
Далее Гомер рассказывает, как старый король ветров Эол, чтобы помочь Одиссею, собрал все ветры, кроме попутного западного, в мешок и завязал его серебряной проволокой. Ныне мы знаем, что есть устойчивые, преобладающие в Атлантическом океане западные ветры. Согласно Гомеру, мешок Эола был развязан жадными моряками, рассчитывавшими найти в нем золото, ветры вырвались на волю, и корабль снова отнесло куда-то в море. Похоже, что это Атлантический океан, ибо Одиссей за десять дней достиг здесь такой земли на севере, где солнце никогда не садится и где много заливов и фиордов. Разве это не похоже на Норвегию?
Корабли Одиссея напоминают суда викингов (с гребцами, с одним парусом на мачте). Весьма возможно, что известный рассказ о бородатом человеке, высадившемся в Новой Шотландии, — это рассказ об Одиссее, а не о викинге Эрике.
Корабли Одиссея были довольно прочными и могли плавать на большие расстояния, им не был страшен штиль. При благоприятных условиях — попутном ветре и посменной работе гребцов они могли покрывать за сутки до 200—240 миль. Другими словами, за 8—10 дней Одиссей вполне мог оказаться в Норвегии! А возможность путешествий в весельных лодках или на плотах по океану в принципе доказана уже многими плаваниями смельчаков в наши дни.
Наконец, если такой знаток мореплавания, как Тур Хейердал, считает, что в Америке могли бывать древние египтяне, то почему не допустить, что при каком-то стечении обстоятельств то же самое — позднее, после них — сделал «хитроумный» Одиссей, который «многих людей, города посетил и обычаи видел»? И еще один довод: если Шлиман поверил в «Илиаду» и не ошибся, то почему мы так категорически не доверяем «Одиссее»?
Хотелось бы узнать мнение наших ученых об этой гипотезе К. П. Лента.
Комментарий кандидата исторических наук А. М. Микляева
В современной науке идея комплексных исследований пользуется большой популярностью, поэтому попытка американского ученого К. П. Лента объединить данные истории и географии для решения вопроса, не был ли Одиссей в Америке до Колумба, вполне правомерна. Однако эту попытку вряд ли можно считать удачной. К. П. Лент не располагает фактами и строит свою гипотезу лишь на целом ряде предположений, заменяющих ему факты. Его попытки выдать предположения за факты весьма наивны. Так, он считает патагонцев циклопами только потому, что они жгут костры и живут в пещерах, а животных, пасомых циклопами, уверенно называет ламами; легенду об Атлантиде связывает с неудачной попыткой Одиссея вернуться в Америку, где он уже якобы был.
Автор предполагает, что корабли древних греков могли в сутки проходить до 240 миль, да еще поддерживать такую скорость в течение чуть ли не целого месяца. Подтвердить это ссылкой хоть на какой-нибудь источник он не в состоянии. Он считает, что корабль с экипажем в 76 человек мог находиться в открытом море — без захода в порты, опять-таки целый месяц. Однако известно, что древние греки IX—VIII веков до нашей эры, плавая по морю, старались не терять из виду береговой линии, приставали к берегу для ночевки и приготовления пищи; их суда не были рассчитаны на долгое плавание и не принимали столь больших запасов пищи и воды. Лишь много времени спустя после падения Трои появились более совершенные суда и навигационные приборы, позволившие выйти в открытое море.
Гипотеза К. П. Лента, если набор его предположений возвести в ранг гипотезы, относится, на мой взгляд, скорее к области ненаучной фантастики, до которой в последнее время так падки многие читатели и писатели.