Объединение «Якутпром-стройматериалы» — одно из лучших предприятий отрасли. Недавно наша продукция — портланд-цемент марки 500 — получила государственный Знак качества. В нашем большом коллективе не только умеют хорошо трудиться, но и отлично отдыхают: каждый может найти себе дело по душе. При объединении создан спортивно-технический клуб «Искатель». Ежегодно мы ходим в дальние спортивные плавания, проводим кольцевые скоростные гонки.
Расскажу о том, как мы начинали. В 1972 г. в областной газете появилась статья председателя федерации ВМС Якутии Б. Романенко о возможностях спортивных плаваний в нашей республике. Он писал, что энтузиасты из города Томмота уже ходили вниз по Алдану на 2500 км, призывал шире использовать водные просторы. На комбинате состоялось оживленное обсуждение этой статьи. Тогда же мы и решили собрать отдельных судоводителей-любителей в водно-моторную секцию.
Постановили первое свое ДСП посвятить 50-летию СССР и Якутской АССР. Желающих участвовать оказалось много, пришлось отобрать самую подготовленную группу из шести человек на трех лодках «Обь». По утвержденному плану ставилась задача: за 20дней подняться по нашей красавице-Лене от родного поселка Мохсоголлох на 1500 км вверх и вернуться точно в назначенный день. Помню, что тогда мы с трудом отошли от берега — сильная была волна. Перегруженные лодки на глиссирование не выходили. Шел июль, а полушубки снимать так и не пришлось!
Следующим летом прошли еще более сложным маршрутом: по Лене (вниз), а затем по Вилюю До Сюльдюкара; это составило не менее 4500 км. Как раз в это время наша уже окрепшая секция превратилась в существующий ныне СТК «Искатель». К нам в гости приехал из Москвы председатель комиссии ДСП Алексей Михайлович Гарусов — один из первых советских водномоторников. Его приезд оказался как нельзя более кстати. Он помог в решении ряда практических вопросов. По его идее позже была построена благоустроенная лодочная станция на 250 мест.
За эти годы совершено немало походов. Подготавливая ДСП, водно-моторники клуба стараются спланировать свои очередные маршруты так, чтобы на стоянках можно было посетить передовые предприятия, достопримечательные места.
Расскажу еще об одном — очень интересном походе по местам боев за установление Советской власти в Якутии.
Группа спортсменов, в которую входили четыре к.м.с. — техники Л. Иванов и Ф. Сычев (участники всех предыдущих ДСП), инженер В. Костюк и преподаватель физкультуры И. Черезов, а также два второразрядника — шофер А. Каширихин и техник В. Рабочее, преодолела сложнейший маршрут протяженностью 5800 км. От Мохсоголлоха мы спустились по Лене до Алдана, поднялись по нему до г. Томмота — это был самый сложный этап пути, перевезли свои лодки на машинах (100 км) до реки Амги и спустились по ней до Алдана; дальше обратный путь пролегал по знакомым местам.
Этому плаванию предшествовала особо тщательная подготовка. Из всех лодок, опробованных нами, снова выбрали «Обь». Хотя она и маловместительна и не имеет штатного тента, но легкая и хорошо всходит на волну, а ведь нам приходится проходить такие плесы, где спокойной воды практически не бывает. Усовершенствования свелись к тому, что мы сделали более высокие ветровые стекла (450 мм) и для прочности оконтурили их дюралевой трубкой. Изготовили тенты. Для контроля за работой системы охлаждения моторов «Вихрь-М» просверлили 2-миллиметровые отверстия в углу глушителя: теперь стоит обернуться назад — видна мощная струя воды, бьющая в сторону. Заранее забросили пять бочек бензина туда, где нет никакой возможности заправки. Кстати сказать, когда в верховьях Алдана прошли дожди, вода поднялась настолько, что эти наши бочки, уложенные на высоком берегу, оказались... на островке).
Вышли 1 августа. Всюду нас принимали хорошо. Первая встреча с героями гражданской войны состоялась в Усть-Mae. В 1921 г. небольшой отряд комсомольцев погиб, защищая этот поселок от налета бело-бандитов-мятежников. Части особого назначения, поддержанные местными жителями, вели здесь кровопролитные бои. О событиях тех лет нам много рассказывали бывшие чоновцы Егор Архипович Петров и Николай Федорович Архипов.
Алдан запомнился очень частыми туманами. Видимость была до 30—50 м, шли очень медленно. Был случай — уткнулись в лося, заинтересовавшегося необычным шумом моторов на реке.
Поселки здесь встречаются очень редко, а от Чагды до Томмота их нет совсем.
После узкого Алдана Амга показалась широкой — ее ширина от 50 до 100 м. Вода, кажется, остановилась. В летний период река эта полностью не судоходна: то и дело на перекатах лодки приходилось тащить волоком. За день проходили 40—60 км. На всей первой половине пути по Амге населенных пунктов нет, поневоле пришлось браться за спиннинги: в рыбе (берет ленок на 1,5—2 кг) недостатка не было.
В конце концов приспособились и к мелководью: стали подвязывать чурочку диаметром 7—10 см между подвеской и дейдвудом. Получилось, что мотор находится в полуоткинутом положении, но вода для охлаждения захватывается. Это дало возможность существенно увеличить скорость продвижения, по сравнению с первыми днями плавания.
Перед самым райцентром Амга одновременно вышли из строя два мотора — заклинило шатуны. Пришлось все три лодки счалить бортами и идти под единственным работающим «Вихрем-М».
В Амге буквально на каждом третьем доме — мемориальная доска, а в центре поселка — большой мемориальный комплекс. Установлены бюсты легендарных командиров, сражавшихся здесь за Советскую власть. У Леонида Иванова — много работы: он снимает фильм, надо везде успеть!
Мы совершенно выбились из графика, надо наверстывать потери времени; река здесь намного глубже, так что ходу можно прибавить, но без мотора не пойдешь! Одну лодку отправили попутным грузовиком в Якутск, а мы — четверо — ринулись в путь вниз по Амге. Стали попадаться даже знаки судовой обстановки (весенние!), но появились новые препятствия: ка больших участках река сплошь заросла водорослями, приходилось то и дело останавливаться — очищать винты.
Ночами стало холодно, тенты покрывались инеем. Но самое неприятное — начал угрожающе стучать мотор на одной из лодок. Кое-как дотянули до поселка Кеекил, где есть магазин, в котором можно купить «Вихрь». Еще день гонки — и мы входим в график.
А вот и снова величавые просторы Лены. До Покровска, где нас ожидали встречавшие моторки, шли без особых происшествий, если не считать, что на неизменной болтанке в устье Алдана утопили фотоаппарат и цветные пленки. Команда задание выполнила. Владимир Костюк, Леонид Иванов и Феликс Сычев стали первыми водномоторниками — мастерами спорта в Якутии. Сейчас нас уже значительно больше.
Впереди — новые планы, новые походы под флагом «Искателя».
В 1979 г. наше главное плавание — это поход вниз по Лене до самых берегов Северного ледовитого океана. С нами идут представители самодеятельной киностудии «Цементник», планируется снять фильм, посвященный природе и преобразованиям заполярного края. Идет подбор команды, которая в августе пойдет на далекую реку Оленек.
Прошлогодним чемпионам — предстоит защищать свои титулы в традиционной 10-мильной гонке мотолодок народного потребления с полной паспортной загрузкой.