Выбор маршрута для группы байдарочников, рассчитывающих нести паруса на большей части пути, — дело далеко не простое. Условия плавания под парусами на одном и том же водоеме изменяются порой настолько резко, что классифицировать маршруты но категориям сложности, как это принято у нас в водном туризме, удается лишь довольно грубо.
Обычная ошибка состоит в том, что начинающие туристы-парусники преуменьшают реальную сложность того или иного маршрута и соответственно переоценивают свои возможности. Поэтому малоопытных парусников хочется сразу же категорически предостеречь от походов в малонаселенные районы Крайнего Севера и Востока, по большим озерам, водохранилищам и морям. К таким походам надо готовиться специально, все участники должны иметь солидный опыт хождения под парусом на тех судах, на которых совершается данный поход.
В центральных районах РСФСР, Белоруссии, Латвии, Литвы есть, множество более подходящих для первого похода озер, часто — соединенных между собой короткими речками или протоками, вполне проходимыми для туристских судов.
К числу рекомендуемых для первого плавания на парусной байдарке районов следует отнести Себежские, Браславские, Мещерские, Верхневолжские озера. Популярен Селигер. Очень живописны Латгальские озера в Латвии, Игналинские и Дукштасские — в Литве. Заслуженной популярностью пользуются замечательные озера Вуоксы на Карельском перешейке, под Ленинградом. Для тех, кому очень хочется поехать в Карелию, можно рекомендовать Кончозерскую группу озер неподалеку от Петрозаводска.
Туристам, имеющим опыт хождения под парусом, предлагаю маршрут по одному из живописнейших озер Северной Карелии — озеру Кереть. Протяженность маршрута 130—150 км, причем ее можно сколь угодно увеличивать, заходя в многочисленные заливы и губы. Число ходовых дней 7—8. Лучшее время для похода — с конца июня до начала сентября.
Озеро Кереть, из которого вытекает река с тем же названием, впадающая в Кандалакшскую губу Белого моря, состоит из целого ряда обособленных плесов, называемых озерами. Общая площадь его поверхности вместе с островами — 318 км2. На нем 156 островов (это при длине озера всего 44 км и максимальной ширине 19 км!). Самый крупный из островов — Винчаны; его длина 13 км, ширина до 5 км. Береговая линия озера (около 700 км) чрезвычайно извилиста и образует наряду с глубоко врезанными в материковый берет большими губами огромное количество уютных бухточек и заливов. Берега озера в основном холмистые (иногда пологие), большей частью сухие, каменистые, покрытые сосновым и смешанным лесом. Есть живописные скалы и пляжи.
Озеро Кереть — мелководное; средняя его глубина 4,5 м. Вода хорошо прогревается. Плесы озера богаты рыбой, а прибрежные леса — грибами и ягодами.
Начало маршрута — ст. Лоухи линии Ленинград—Мурманск. В поселке Лоухи есть почта, магазины, аптека. Большой магазин работает и на станции. Так как предстоит поход по ненаселенной местности, все недостающие продукты нужно закупить здесь. Можно договориться и о переброске на попутной машине к месту сборки байдарок.
Плавание лучше всего начать (и там же закончить) у 1008-го километра шоссе Ленинград—Мурманск или у заброшенной деревни Парфеево, находящейся в 9 км от станции — неподалеку от шоссе. В справочнике Л. Плечко и И. Сабанеевой «Водные маршруты СССР. Европейская часть» есть схема и описание маршрута по Керети. Там же говорится, что большую часть пути от станции до озера можно проделать и на байдарках, но предстоят два обноса и проход под двумя низкими мостами.
На первом этапе плавания могут возникнуть трудности в ориентировке. Лучше всего фотопутем увеличить имеющуюся в литературе схему озера до масштаба 1:100000, чтобы было удобно вести «прокладку», по возможности чаще «привязываясь» к отдельным большим островам, мысам и другим ориентирам. Потеряв свое «место», легко уйти куда-нибудь в губу, и придется тратить много времени на возвращение на трассу маршрута.
Первое на пути озеро называется Плотичным. Его надо сразу же пересечь, чтобы войти в длинный и узкий пролив Опорова салма. Проходя пролив при встречном ветре, вы наработаетесь со шкотами из-за частой смены галсов!
В следующем озере — Северном — любители рыбной ловли за короткое время могут надергать окуней на первую уху. Путь лежит вдоль восточного берега этого озера на мыс Крестовый наволок, где можно устроить привал или заночевать. Место для стоянки удобное, но подходить к берегу нужно осторожно, поскольку, как и всюду, здесь много камней.
Широкий плес за Крестовым наволоком имеет название озера Серебряного. Его пересекаем, следуя мимо островов на далеко вдающийся в озеро мыс уже противоположного — западного берега. За ним открывается живописная Мекко-губа с четырьмя скалистыми островами.
Дальше идет Куккуреозеро, заслуженно пользующееся славой рыбного. (Хорошо берет крупный окунь — опустите с борта дорожку с небольшой вращающейся латунной блесной; проходя мимо мысов, можно поймать и килограммового горбача!) Это и наиболее опасное озеро: днем здесь часто бывает крутая волна. К вечеру ветер, как правило, стихает, волна исчезает, а ночи в этих широтах такие светлые, что пересечь Куккуре ночью будет просто приятно! Множество островков, неповторимые впечатления.
За последним на западном берегу большим мысом следует изменить направление движения — повернуть на запад и войти в пролив, отделяющий с запада остров Винчаны от материкового берега, на котором без труда найдется место для ночевки.
На следующий день плывите вдоль материкового берега до большого плеса — Пахка-губы. При входе на этот плес измените направление на южное, а затем на юго-восточное и дальше плывите, придерживаясь берега острова Винчаны. Берета красивые, много скал, поросших сосной. Дневной переход можно закончить при выходе в Пиртозеро на живописном мысу. Здесь стоит устроить дневку, пособирать грибов и ягод, порыбачить.
Пиртозеро переходите, взяв курс на юго-запад, через пролив между большими островами. Ориентиром может служить триангуляционная вышка. В южном конце озера, среди зарослей тростника у низкого берега найдите устье речки Нивы; по ней можно попасть в Вингельозеро. Течение слабое. Первые 150—200 м плывите очень осторожно — в русле много камней. При попутном ветре можно пройти Ниву и под парусом, но придется часто делать повороты фордевинд. Длина Нивы около 4 км, берега низкие, болотистые. Примерно посередине пути на левом по ходу берегу стоит уютная рыбацкая избушка с банькой.
Вингельозеро состоит из двух обособленных плесов. Северный — мало интересен: мелководен, на большей части зарос тростником. А вот южная часть Вингельозера очень красива. В проливе опять-таки попадутся рыбацкие избушки с банькой. Хорошо ловится крупная плотва.
На этом первая часть маршрута заканчивается. Остается добавить, что хорошо подготовленная группа может из Вингельозера перебросить байдарки на юг в озеро Зимнее, откуда открывается путь по двум маршрутам III категории сложности — по Куземе или Воньге к Белому морю. На этих маршрутах паруса можно будет использовать лишь на отдельных участках. Возможен также и вариант выхода из бассейна Воиьти в большое и живописное Энгозеро, на котором удастся продолжить чисто парусный поход. Такой маршрут заканчивается на ст. Энгозеро той же линии Ленинград — Мурманск; его протяженность — около 200 км, число ходовых дней — 12—14, категория сложности — II (см. упомянутый выше справочник).
Обратный путь по Керети сначала лежит по уже знакомым местам, но Винчаны на этот раз лучше обойти по «правому» — восточному проливу. Если у вас осталось мало времени, поход можно закончить в конце Ярусгубы у песчаного карьера. Отсюда примерно километр до шоссе Ленинград — Мурманск, по которому без труда попутной машиной можно уехать в Лоухи (это, кстати сказать, и единственный вариант пополнения запасов провианта). Если время позволяет, выходите в уже известное вам Куккуреозеро и двигайтесь вдоль восточного его берега на по-северному суровый и живописный скалистый Кондинский мыс. Здесь или на высоком берегу Травяной губы (в которой на дорожку ловятся язь и крупный окунь) советую устроить дневку.
Остаток пути вам уже хорошо знаком; при благоприятных ветровых условиях его можно пройти за один ходовой день.
Уверен, что озеро Кереть запомнится вам — второго такого нет!