Наша орденоносная Тюменская область — край новостроек, устремленный в будущее. Неисчислимы богатства ее недр, необозримы просторы: на ее площади свободно уместились бы Англия, Франция, Австрия и Италия вместе взятые. Протяженность водных путей области превышает длину экватора. И реки служат не только важными хозяйственно-транспортными артериями, не только местом, где ежегодно вылавливается до 30 тыс. т рыбы, но и все больше — местом отдыха трудящихся!
С каждым годом растет маломерный прогулочно-туристский флот Тюменщины. На сегодня в области зарегистрировано 19700 мотолодок, находящихся в личном пользовании (это, кстати сказать, больше, чем число личных легковых автомобилей!), однако работа по регистрации судов и аттестации судоводителей-любителей закончена у нас далеко не везде. Большие задачи стоят перед облсоветом ОСВОДа и по наведению порядка на воде, пропаганде правил безопасности среди населения. Настоятельная необходимость в этом диктуется печальными фактами: так в 1976 г. из числа погибших на воде треть составили злоупотребляющие спиртным, около половины — пассажиры маломерных судов.
Одним из ряда интересных мероприятий, проведенных за прошлую навигацию, был ОСВОДовский рейд по главной водной магистрали Тюменщины — от столицы области Тюмени вниз по Туре, Тоболу, Иртышу, а затем и Оби. До Демьянского рейд выполняла наша тюменская водно-моторная группа «Одиссей» (протяженность ее маршрута в один конец составила свыше 780 км); дальше эстафету приняла группа водномоторников из Ханты-Мансийска, расположенного у впадения Иртыша в Обь.
Расскажу поподробнее об этом рейде по Тюменскому краю.
Сроки пробега приурочили к самому началу навигации, чтобы осталось время исправить выявленные недостатки до лета, чтобы повысить профилактическое воздействие на «раскачивающихся» судоводителей-любителей и нерадивых работников.
Какие задачи стояли перед «Одиссеем»? Мы должны были испытать новую спасательную технику ОСВОДа и дать технические рекомендации по ее применению, но не это считалось главным. Основной целью была популяризация среди населения правил безопасности на воде и задач ОСВОДа. Мы проверяли техническое состояние переправ, обеспеченность их спасательными средствами. Знакомились с практическими результатами деятельности межобластной НТИ в части регистрации и техосмотра судов, с условиями их стоянки и уровнем обслуживания. Попутно проверяли наличие в книжных магазинах литературы но организации плаваний и спасания на водоемах, обеспеченность торговой сети спасательными средствами.
Мы не только составляли протоколы и акты, но и вели кино- и фотосъемки, чтобы запечатлеть хорошие и плохие примеры, раздавали листовки и буклеты, вели беседы, старались добиться устранения обнаруженных недочетов. Конечно, вся эта работа проводилась в контакте с первичными организациями ОСВОДа, инспекторами НТИ, советскими и общественными организациями на местах. Важное значение имело обращение председателя Тюменского ОСВОДа В. Г. Шульгина, разосланное в населенные пункты на пути участников рейда. Руководство группой осуществлял внештатный инспектор НТИ инженер А. П. Захаров; помощником флагмана шел другой опытный водномоторник — инженер О. И. Гринько.
В самом конце апреля вскрылись реки, а 4 мая мы были готовы к старту. На борту наших лодок типа «Обь-М» появились яркие надписи — «Патруль ОСВОДа». Нам вручили соответствующие нарукавные повязки, форменные головные уборы и значки, пачку бланков протоколов о нарушении правил, кипы листовок и плакатов. Зам. начальника НТИ Н. И. Шевелев дал последние напутствия и «добро» на выход!
Погода ненастная — резкий холодный ветер. На Туре ни малейших признаков малого флота. С больших судов смотрят на нас с явным удивлением.
Со средней скоростью 35 км/ч группа шла без остановки до Ярково. Здесь уже началась массовая работа. На местной автостанции расклеили правила эксплуатации малых судов (место людное, да и причал рядом). Объяснение целей нашего раннего выхода в плавание перешло в серию бесед о задачах ОСВОДа и правилах поведения на воде.
Собеседники, которым мы раздавали листовки, попросили проверить ближайшую переправу. Выполняем их просьбу. Навигация только началась, а состояние переправы уже плачевное во всех отношениях. Заспанный моторист катера «БМК-90» пытается как-то оправдать полное отсутствие на переправе каких бы то ни было средств спасания. Протокол осмотра тут же передаем местному исполкому, договариваемся о сроках приведения переправы в полное соответствие с правилами.
Устье реки Нерда. На берегу — десятки лодок без номеров. А вот и лодка на ходу: Тобол, а он сейчас не меньше километра в ширину, пересекает «МКМ» без бортового номера, в которой сидят восемь человек и большая собака. Перегруз в два раза, однако никаких спасательных средств нет! Приказываем немедленно причалить к берегу. Выясняется, что моторка принадлежит совхозу «Красный Север», бригадир выполняет указание переправлять людей на работу как можно быстрее.
В нашем присутствии людей на противоположный берег перевозят по очереди — с соблюдением нормы загрузки лодки. Как сделать, чтобы так поступали всегда?
«Одиссей» продолжает держать путь на север. Впереди былинный Тобольск. Встречным курсом мчится катер на подводных крыльях (тина «Волга») без флага и опознавательных знаков. Как ни странно, на борту «бесхозного» катера оказываются... сотрудники милиции.
В Тобольске участники рейда зарегистрировали вопиющие нарушения порядка. Регистрация судов не закончена, техосмотр их в 1977 г. еще и не начинался. Ни у одного из судовладельцев спасательного снаряжения на борту нет, да и взяться ему неоткуда, поскольку в Тобольске в продаже не было и нет ни жилетов, ни поясов, ни кругов. Мы собрали судоводителей-любителей, обсудили с ними создавшееся положение.
Поздно вечером, преодолевая сильную волну, наши лодки подходили к деревне Панюшково, когда мы заметили посреди Иртыша беспомощно плывущую по течению пустую моторку. Лодка типа «МКМ» с подвесным мотором «Ветерок», на борту — никого. И тут со стороны противоположного от деревни берега, а ширина реки здесь более 3 км, доносится слабый призыв о помощи.
С немалым трудом разыскали мы среди топляков чудом державшегося на двух связанных бревнах вконец промерзшего подростка. Миша Балуев поехал ловить плавник. Якоря или швартовного конца на лодке не имелось. Пока он связывал выловленные бревна, стоя на них, лодку унесло. Можно смело сказать, что патруль спас ему жизнь Этот факт мы тут же привели в качестве поучительного примера неосторожности, выступая перед жителями деревни Панюшково; на беседу собралось более половины ее населения.
Конечно, я рассказал далеко не о всех встречах и проведенных мероприятиях. Одним из итогов нашего рейда, закончившегося 2 нюня благополучным возвращением в Тюмень, стал детальный отчет, содержание которого послужило темой серьезного разговора на внеочередном заседании президиума облсовета ОСВОДа. Были рассмотрены злободневные вопросы работы НТИ и организаций ОСВОДа, приняты нужные решения, направленные на скорейшее устранение выявленных недостатков.
Во время пробега прошли серьезные испытания на надежность лодки «Обь-М». Даны положительные рекомендации по применению ее в спасательном деле на сибирских реках. Мореходность лодки дает возможность безбоязненно выходить в плавание при высоте волны 0,75 м и ветре в 3—4 балла, когда ее еще не заливает через борт. Ходовые качества — отличные. Единственным выявленным нами недостатком является быстрое перетирание штуртроса на передних роликах.
Надувные матрацы, уложенные на ровный пайол, обеспечивают хорошие условия ночлега. Готовить пищу даже во время сильного ветра можно на безотказном «Шмеле» под тентом лодки.
И еще одно дополнение.
Всем, кто пожелает увидеть Западную Сибирь — познакомиться с ее богатым историческим прошлым и героическими сегодняшними делами советских людей, горячо советую пройти нашим маршрутом! Разумеется, время для этого нужно выбрать потеплее — летнее.
Многих отпугивает от путешествий по Сибири проблема заправки. На рекомендуемом пути такой проблемы нет.