Прочитал в сборнике №5 статью «Звездный поход советских водномоторников». В ней, в частности, упоминается и о звездных походах моторных судов в 1928 и 1929 гг. Мне довелось когда-то принимать участие в обоих этих походах, и теперь было приятно узнать, что они не забыты и повторились вновь чуть ли не через полвека. Полностью разделяю мнение автора, что такие походы интересны и их стоит продолжать. В дальних походах подобного рода, как нигде лучше, проверяются качества техники, воспитываются способности людей, управляющих этой техникой.
Невольно всплыло в памяти плавание в Нижний Новгород в 1928 г. Мы шли в поход на самодельной мотолодке «Пионерка» с самодельным же двигателем. Нас было четверо: A. Н. Шамарин, В. В. Кичагов, B. В. Войк и автор этих строк. Все четверо — жители и первые в то время водномоторники г. Белозерска. Говорю первые уверенно, поскольку до нас никакого водно-моторного спорта и даже никаких любительских мотолодок и катеров в наших краях вообще не было. Плавали по обводному каналу только два служебных катера, каким-то образом относящихся к водному транспорту (один назывался «Белозерск», другой — «Чагодоща»). И это все. Однако интерес к водно-моторному спорту был у многих.
Пионерами в этом деле стала семья Шамариных и в первую очередь старший из братьев — Андрей Николаевич, работавший в то время токарем в местном затоне. Постройку деревянной килевой лодки и двигателя к ней начал еще их отец, а теперь сыновья продолжали работу. Познакомившись с ними в 1924 г., я также успел принять деятельное участие в достройке.
Корпус строился у них в сарае. Не помню ни подробностей, ни точных данных о его конструкции. Лодка имела приблизительно 3,6 м в длину и 0,9 м ширины. Осадка по нынешним меркам, когда все привыкли к плоскодонным моторкам, была большой, так что во время походов мы не раз садились на мель при самых невинных отклонениях от фарватера. Предназначалась она для плавания по каналу и прилегающим рекам — Ковже и Шексне. Определенно, о выходе на Волгу, закладывая лодку, никто и не помышлял!
Спущена на воду она была в 1927 г. Так что можно иметь представление о темпах, тем более, что основное время съедало изготовление двигателя. Она была первой любительской мотолодкой в городе, а потому и получила название — «Пионерка».
Теперь расскажу о моторе. Сейчас трудно даже представить, что имевший около 6 л. с. мощности четырехтактный двухцилиндровый двигатель был даже не собран, а именно изготовлен своими руками. Не знаю точно, где отливались крупные чугунные детали двигателя и фрезеровались или строгались разъемы корпуса, а вот все токарные работы выполнялись дома у Шамариных. В одной из комнат была настоящая мастерская — стояли здесь верстак с тисками и токарный станок, построенный собственноручно отцом семейства. Точил Андрей Николаевич, а мы — остальные — по очереди «жали» на педаль, поскольку станок был с ножным приводом. Из деталей заводского изготовления использовались только магнето «Бош», карбюратор н свечи.
Двигатель запускался на бензине, а работать мог и на бензине и на керосине. Для работы на керосине был специально устроен обогрев выхлопными газами всасывающей трубы. Горючее подавалось самотеком от маленького пускового бака, заполняемого бензином, и двух больших рабочих, расположенных по сторонам от двигателя.
Электрическое хозяйство состояло из маленького генератора постоянного тока с ременной передачей от двигателя. Мощности этого генератора хватало только для сигнальных носового и бортовых огней. Муфта сцепления была жесткая, причем расцепление и сцепление производилось только при остановленном двигателе. Реверса не было вообще. Управлять лодкой можно было с двух мест: румпелем или маленьким штурвальчиком, расположенным впереди двигателя у правого борта.
Несовершенные обводы корпуса и порядочная его осадка позволяли развивать скорость порядка 10—11 км — не больше. Несмотря на такие незавидные показатели, решение участвовать в большом походе было принято и разрешение на это от организаторов из общества «Автодор» получено. Запаслись мы и разрешением воднотранспортного начальства на прохождение через порядочное в то время количество шлюзов на Шексне.
После непродолжительных приготовлений и основательного изучения правил речной навигации, которые до того нам необходимы не были, мы двинулись в путь. Путь этот до Нижнего по Белозерскому каналу, Шексне и Волге составлял 965 км. Чтобы прибыть в день общего финиша, прохождение маршрута было рассчитано на шесть ходовых дней, т. е. выходило минимум по 15—16 часов движения нашим самым полным вперед. По достаточно сложной в то время реке Шексне шли преимущественно в светлое время суток, а по Волге уже торопились — шли и днем и ночью. Мы до того плавали только по Белозерскому обводному каналу и Ковже, так что и Шексна и в особенности Волга произвели большое впечатление. В походе были, конечно, приключения: садились на мель, сбивались с пути.
При первой встрече с большим пассажирским пароходом (уже на Волге) чуть не оскандалились. Дав гудок и сделав отмашку, довольно лихо пролетели мимо, не сбавив хода, и тут же были наказаны: попав на волны от колес парохода, хлебнули порядочно воды и приняли холодный душ. Потом-то мы научились расходиться с крупными быстроходными пароходами и вспоминали со смехом первое крещение!
Организация снабжения горючим н смазкой в пути была хорошей. По маршрутным документам на прибрежных нефтебазах все отпускалось беспрепятственно.
В Нижний Новгород прибыли вовремя. Финиш был торжественный. Участников похода приветствовал заместитель начальника военно-воздушных сил РККА Яков Иванович Алкенис. Выяснилось, что по протяженности наш маршрут был самым внушительным: остальные девять судов шли поближе — из Москвы, Ярославля, Костромы, Казани и Пензы. А несколько лодок сошло с дистанции.
Были проведены небольшие показательные заезды. Прокатились и мы на «Пионерке» с пашей «космической» скоростью; впрочем, она не так уж и отличалась от рекордов тех лет! Всем участникам похода вручили памятные значки. Было посещение оперного театра (слушали «Риголетто»), Вообще организация встречи была превосходной. Все это, а также впервые увиденный Нижний Новгород с его кремлем, Волгой и проходившей в тот год ярмаркой оставило незабываемые впечатления.
В 1929 г. уже вдвоем с А. И. Шамариным мы на той же лодке вновь участвовали в «звездном» походе, организованном обществом «Автодор» и Осоавиахимом. На этот раз дистанцию мы прошли за четверо суток.
В те годы в Белозерске местной газеты не было. Писалось ли что-либо о «звездных» походах в газетах волжских городов — не знаю. Помню только, что в 1928 г. финиш похода снимали кинооператоры с крыши надстройки судна, стоящего у причала.
Все эти три навигации мы, кроме участия в походах, немало ходили на «Пионерке» по каналу и Ковже, выполняя поручения городских организаций. После того наши жизненные пути разошлись, характер моей дальнейшей трудовой деятельности, а потом и война прервали занятия водно-моторным спортом, но интерес к нему сохранился до сих пор. С интересом читаю .сборник, вспоминаю минувшие дни.