Не так уж часто приходится слышать о трансокеанских переходах на катерах, в то время как пересечение Атлантики и даже Тихого океана на малых парусных яхтах стало делом привычным. Если даже говорить только о яхт-сменах-одиночках, и то получается, что ежегодно около трех десятков яхт отправляется в путь к далекому американскому континенту от берегов Европы и Африки и около двадцати — прокладывают курс в обратную сторону. Охотников же совершить подобное путешествие на катере или мотолодке оказывается не так уж много, поскольку само предприятие обычно представляет собой клубок непреодолимых сложностей.
Поэтому понятен тот подъем, с которым журналисты и парижане — любители водно-моторного спорта встретили 16 августа 1977 г. 9-метровый катер «Спирит оф Нашвилл» (порт приписки Нашвилл, штат Теннесси), ошвартовавшийся у моста Александра III после успешного трансатлантического перехода.
Свое плавание три американца — Ален Каржиль, Эд Жилеспи и Билл Флэниган — посвятили 50-летию первого перелета через океан, совершенного Чарльзом Линдбергом (неслучайно: двое из них — летчики!).
Для претворения дерзкого замысла в жизнь они избрали серийный катер-плавдачу «Каттер-30», который эксплуатируется обычно на больших реках и озерах или у морского побережья, но никак не рассчитан на океанские условия. Благодаря небольшой ширине (2,44 м) эта плавдача свободно перевозится на трейлере за семейным легковым автомобилем, чем во многом и объясняется популярность катеров этого типа в США. На катере установлен шестицилиндровый четырехтактный дизель «Вольво-Пента Акваматик Д-40» мощностью 140 л. с. с угловой колонкой. Единственное изменение, которое Каржиль внес в конструкцию судна при подготовке к трансатлантическому переходу — это установка дополнительных баков для топлива: чтобы отказаться от промежуточных заправок, пришлось увеличить принимаемый на борт запас горючего в 10 раз (емкость штатной цистерны всего 567 л). Катер оборудовали радионавигационной системой «Лоран», радиостанцией и радиолокатором, установили дополнительный холодильник для запасов провизии.
Поскольку на катере был только один двигатель, путешественники взяли с собой большой набор запасных частей (три водяных насоса системы охлаждения, три топливных насоса, два комплекта форсунок и прокладок и т. п.). Забегая вперед, отметим, что подавляющее большинство этих узлов и деталей не потребовалось: дизель бесперебойно отработал 700 часов без каких-либо серьезных поломок; единственный случай выхода его из строя был вызван засорением водозаборника системы охлаждения в начале пути — у самых берегов Соединенных Штатов!
«Спирит оф Нашвилл» отошел от причала Нью-Йоркского порта 16 июля в 13.30. Океан встретил катер хорошей погодой, но к концу первой недели путешествия ночью неожиданно начался шторм. Скорость ветра достигла 25—30 м/с. Полсуток американцы могли только дрейфовать с двумя выпущенными плавучими якорями, подрабатывая машиной на задний ход, но затем штормовая погода кончилась. «Спирит» продолжил свой путь при свежих ветрах северо-восточной четверти, преодолевая довольно большую волну. Скорость катера не превышала 6 уз.
Экипаж поддерживал радиосвязь с самолетами и проходящими мимо судами, что позволяло время от времени уточнять свои координаты. Однако уже на последнем этапе плавания радиостанция вышла из строя, а океан начал хмуриться — пошли дожди и туманы. Только на подходе к Англии Каржилю удалось связаться с оказавшимся вблизи немецким теплоходом и проверить свою прокладку.
Как бы то ни было, а 14 августа «Спирит оф Нашвилл» вошел в гавань Гавра, а еще через два дня, спустя 31 сутки с начала плавания, трех американцев встретили друзья и члены семей, прилетевшие в Париж. И, конечно, не обошлось без приветственного слова представителя шведской фирмы «Вольво-Пента»: ведь благополучный переход через океан послужил великолепной рекламой надежности продукции этой компании!
Катер преодолел 4500 миль; средний расход топлива составил всего 8 л/ч!