Это 5000-километровое дальнее спортивное плавание, маршрут которого был проложен через 18 областей и 3 автономные республики, проводилось под флагом нашего ЦВМК «Меридиан» и было посвящено юбилею Великого Октября. Мы должны были, укладываясь в жесткие сроки, продиктованные требованиями «Единой всесоюзной спортивной классификации», пройти по Волге и Дону в Азовское море, оттуда подняться по Днепру и Припяти и финишировать в г. Ровно.
Статья о плавании грузинских спортсменов из секции ДСП «Прометей», опубликованная в сборнике №58, подсказала нам идею отправиться в поход на надувной моторной лодке. Для нас такое судно хорошо еще и тем, что в любой момент его можно разобрать (отпускного времени на возвращение своим ходом на любом другом — у нас уже не хватало).
Весной мы испытали в небольшом путешествии Москва — Серпухов — Москва новый «Вихрь-М» и только что купленный ярко-оранжевый «Пеликан» — 3,3-метровую надувнушку под мотор 2л л. с., изготовленную предприятием «Стомил» (ПНР). Опыт этого короткого похода и материалы, опубликованные в сборнике, послужили нам основой для некоторого усовершенствования лодки и ее оборудования для дальнего плавания. Для увеличения высоты борта мы выклеили из бинтовой резины, приобретенной в ацтеке, дополнительные верхние баллоны — «фальшборты» ∅320 мм. В носу у ветрового стекла их закрепили к пайолу при помощи дуг из алюминиевых трубок ∅18 мм, а в корме — к транцу. Высоту ветрового стекла увеличили на 250 мм, закрепив его на дюралюминиевой полосе. Фанерные пайолы дополнительно покрыли тремя слоями лака, соединения киля и киля с транцем подкрепили П-образными накладками из нержавеющей стали толщиной 3 мм.
Для предотвращения попадания воды в лодку по дейдвудной части мотора сделали из прорезиненной ткани защитный кожух. На палубе закрепили спасательный круг.
Мы выяснили, что 500 кг, разрешенных инструкцией, — слишком много для того, чтобы лодка вышла на глиссирование, поэтому пришлось ограничить загрузку до 400 кг. Благодаря увеличению высоты бортов наш «Пеликан» стал более вместительным: мы смогли разместить в нем два ящика тушенки, 10-литровую канистру с водой, палатку, инструменты, запчасти, спальные мешки и целый бензосклад — 135 л бензина и масла! С трудом нашлось место для нас самих. Пришедшие проводить нас в поход друзья только качали головами. Советов ехать поездом было хоть отбавляй, но мечта дойти на лодке оказалась сильной.
14 июля в 14 часов дня берем старт. Погода отличная, скорость при нашей загрузке составляет 28—30 км/ч, двигатель ровно «поет» свою песню. Вскоре подходим к первому из 32 предстоящих нам шлюзов — «Трудкоммуна», а к обеду следующего дня мы уже на стрелке Москвы-реки и Оки, где возвышается древний страж Коломны — Старогодутвинский монастырь.
В Горьком па лодочной стоянке пас сразу же окружили любители дальних плаваний. Посыпались вопросы: какая скорость? сколько стоит? где купить? и т. д. Когда они убедились, что в лодке сухо, удивлению пе было конца.
На Око мы впервые встретились с большой волной. Вразрез волне идти трудно, лодка испытывает сильные удары; самый лучший курс — под углом 10—20°. На Волгу выходим рано утром, помня наставления местных водномоторников — с утра на Волге волнения нет. Нас сопровождают «Прогрессы» и «Казанки», «вызывая на соревнование». Даем полный газ — скорость увеличивается до 35—38 км/ч, лодка уже буквально «стелется» по воде и не отстает от них ни на метр.
По мере того, как все дальше продвигаемся на юг, становится жарко. Приходится все чаще контролировать давление в баллонах. На стоянках стравливаем воздух примерно на четверть объема.
Куйбышевское водохранилище проходим вдоль правого берега. Волнения нет, но когда от Камского Устья мы берем курс на юго-запад, спрямляя путь, под днищем начинают перекатываться невысокие пологие волны. Лодка идет удивительно хорошо, только где-то внизу раздаются хлопки, как будто хлопает на ветру полотенце — это матерчатое днище бьется о пайолы.
В Саратове, остановившись на лодочной станции «Дружба», мы обнаружили передвижную АЗС и здесь же — на дебаркадере — гарантийную мастерскую по ремонту «Вихрей». Пользуясь случаем, провели профилактику: заменили шестерню переднего хода с храповиком, крыльчатку водяного насоса, конденсаторы. Это был единственный ремонт нашего «Вихря-М» за весь 31-дпевпый поход.
От Саратова до Волгограда промчались на одном дыхании, по целый день потеряли в ожидании шлюзования. Вечером подошли к Мамаеву кургану. Здесь каждый камень — свидетель кровопролитных боев. В молчании возложили цветы у обелиска.
И снова в путь. Нам повезло: старший диспетчер Волго-Донского капала дал «добро» на беспрепятственный проход через шлюзы вместе с сухогрузом «МСБ-20». Так что никаких трудностей при проходе канала не было.
Через сутки паш «Пеликан» встретили волны Цимлянского водохранилища. Поначалу было тихо, по вскоре волнение стало усиливаться. Пробовали идти под разными углами к волне и на разной скорости — около 25 км/ч ощущалась сильная тряска, приходилось сбавлять обороты. Вконец измученные подошли к шлюзу гидроузла.
После штормового Цимлянского моря, кажется, попали в рай. Дон — прекрасная река: красивые песчаные берега, чистая вода. Судоходная обстановка здесь отличная, но приходилось быть очень внимательными: из-за поворотов то и дело вылетали «Ракеты» и «Метеоры».
В гостеприимном Ростове-на-Дону простояли целый день. Здесь нас очень тепло встретили на спасательной станции, помогли с заправкой бензином. Мы закупили продукты, отдохнули, проверили двигатель.
В Азовское море выходим с онаской — уж больно необычная у пас лодка! Потуже затянув спасательные жилеты, берем курс на юго-запад. Скоро берег скрывается за кормой. Курс держим по компасу (их у нас два!). Постепенно небо затягивается облаками. Ветер заходит — северный, но вскоре сменяется свежим северо-западным, появляются все более крупные пологие волны. Идем по гребням волн, по но всегда это удается: чуть прозеваешь — удар потрясает корпус так, что, кажется, днище отвалится. Пробуем изменить курс и идти по волне, по тогда через низкий транец гребни захлестывают в лодку. Против волны — еще хуже! Приходится идти лагом к волне — под углом около 80°, и почти каждая волна, перехлестывая через скулу, оставляет часть воды в кокпите. Вычерпываем на ходу. Мотор работает без перебоев.
На Бердянск при таких волнах и сильном ветре идти бессмысленно: все равно пе хватит горючего! Решаем повернуть на Жданов. И вот уже слева показываются портальные краны. Насквозь промокшие, уставшие от неимоверной тряски швартуемся па водной станции завода «Азовсталь» в тихой закрытой гавани. Допоздна идут разговоры с местными водномоторниками о путешествиях, коварном характере Азовского моря. Прогноз погоды на следующий день для нас неутешительный — волнение 4 балла и выше. Решаем отказаться от морского перехода и продолжить путь на «Пеликане» прямо от Запорожья. Нам представляется случай продемонстрировать транспортабельность и легкость разборки «Пеликана».
Разгрузив лодку, легко подняли ее из воды и спустили воздух. Внимательно осмотрели оболочку. Внутри кое-где заметны потертости от фанерных щитов пайола, по в целом — ничего серьезного. На днище снаружи никаких повреждений! Уложив свое судно в два «тюка», погрузили его вместе со всем снаряжением в «газик», любезно предоставленный начальником водной станции.
Утро следующего дня начинается со сборки «Пеликана». Не прошло и часа, как, к удивлению собравшихся, лодка покачивалась на днепровской воде, готовая к плаванию. Увидев московский помер, запорожские судоводители-любители старались помочь во всем: предлагали бензин, масло, запчасти. Попутно, как и всюду, много говорилось о проблеме стоянки, о чистоте рек и озер. Видно, в наши дни эти проблемы — самые насущные для всех водномоторников.
На двадцать четвертый день нашего путешествия выходим в Кременчугское водохранилище. Нам везет: погода великолепная. Белые облака медленно плывут по небу. По берегам, в гуще яблоневых садов, прячутся белые украинские хаты. На ночлег встаем на правом берегу Днепра у деревни Нагорная. Ночью просыпаемся от невообразимого шума. Страшный ливень, полыхают молнии — ничего подобного мы никогда не видели! Мысль, что лодку может унести, выбрасывает нас из палатки. С горы несется поток воды, захватывая все на своем пути. Бежим к «Пеликану», но он на месте.
В Черкассах целый день ушел па пополнение продуктов и снаряжения, которые унесла вода в ту ночь у Нагорной. В путь, к Каневу, решили идти вечером, благо на водохранилище волнение отсутствовало. Скорость — 30—35 км/ч. И вдруг... удар! Один из нас вылетает из лодки через стекло вперед и приземляется... на сухом месте. Оказывается, посредине реки — песчаная байка, которую не заметил рулевой! Разбираем и внимательнейшим образом снова осматриваем лодку: никаких следов повреждений, а ведь проползла она по песку более трех метров!
Последнее — Киевское водохранилище — проходили при крутой встречной волне. Почему-то лодку начало вести сильно вправо. Оказалось, что металлический подкос оборвался у транца. Вообще Киевское водохранилище показалось нам особенно сложным в навигационном отношении, советуем проходить его только в хорошую погоду.
Преодолев Припять, входим в реку Горынь, которая запомнилась нам фантастическими изгибами русла среди бескрайних лугов. Каждый поворот открывает новые пейзажи. В 228 км от устья — у пос. Базальтово судоходная обстановка кончается, но местные жители вселяют в нас надежду, что и выше пройти под мотором можно.
Деревья нависают над самой водой, образуя зеленый коридор. Все чаще приходится продираться сквозь густой кустарник. Рока, уходя па юго-запад, становится все уже и мелководнее. Из воды торчат железные прутья — гроза резиновых лодок, путь преграждают многочисленные низкие мосты. Лишний раз убеждаемся в преимуществах надувной лодки — препятствия нетрудно было обходить но берегу. И все-таки дойти до Ровно — конечного пункта нашего маршрута — водой не удалось. Заканчиваем путь в 20 км ниже, у старинного села Дорогобуж.
Оглядываясь назад, с уверенностью можем сказать, что лодка оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Средняя скорость была па уровне 30 км/ч при нагрузке 400 кг. Единственный недостаток — это ограниченность полезной площади кокпита. Не подвел пас ни разу и «Вихрь-М».