Под таким интригующим названием вышла на французском языке книга участника трансатлантических яхтенных переходов в годы второй мировой войны, выступающего под псевдонимом Сант-Лоун.
Доставка немецких агентов в Норвегию на яхтах «Зойциге» и «Анна Бриз-Бихем» в 1940 г. и успешная переброска из Франции в Южную Африку «фюрера» буров Робби Лейбрандта на яхте «Кулое» годом позже убедили абвер, что мореходная яхта достаточно надежное средство для заброски агентуры через океан. Впрочем, у разведки и не было выбора — каждая подводная лодка была на счету в битве за Атлантику.
Капитаном «Кулое» был Генрик Гербер. Опытный моряк, командовавший многими парусными судами, он в 1938 г. в одиночку на яхте пересек Атлантику от Фалмута до Нью-Йорка. Карьера «Кулое» была недолгой — вскоре после рейса в Южную Африку судно было интернировано в одном из нейтральных портов.
В дальнейшем выбор абвера пал на яхту «Пассим», приписанную к Бресту. Эта яхта (см. фото) водоизмещением 30 т, длиной 16 м и шириной 2,4 м, несшая 140 м2 парусов и оснащенная 16-сильным двигателем, была сделана по типу французских ботов для ловли тунцов. Это было очень удобно для маскировки под обычное рыбацкое судно.
В первый шпионский рейс «Пассим», ведомый тем же Гербером, вышел 2 сентября 1942 г. из порта Аркашон с шестью членами экипажа и тремя агентами на борту. Подготовка к рейсу была строго засекречена, каждую ночь судно заново камуфлировалось, и местная организация Сопротивления ничего не знала о готовящейся операции. Предосторожность оправдала себя — ни у кого не вызвала подозрения белая яхта «Сандерленд», которая под португальским флагом пересекла Бискайский залив.
70-дневный рейс протекал без особых происшествий. Каждые два дня на яхту из Берлина передавали ориентировочный прогноз погоды. «Пассим» первоначально взял курс на Тринидад, а затем с попутным западным ветром достиг берегов Южной Африки. На побережье пустыни Намиб высадили первых двух агентов. (В целом операция провалилась — оба агента пропали без вести, а третий, высаженный в ангольском заливе Мосамедиш, был раскрыт и интернирован).
Попав в ураган в районе Азорских островов и перейдя в шторм Бискайский залив, контролируемый союзниками и на воде и с воздуха, «Пассим» 31 декабря 1942 г. ошвартовался в порту Байонна.
В следующий рейс «Пассим» вышел весной 1943 г. с двумя агентами на борту. Подготовка к операции была еще более засекреченной — яхту перекрасили прямо в море (рыбаки из Аркашона стали слишком подозрительно относиться к своей рыболовецкой «товарке»), В первую же ночь плавания союзнический конвой, следующий из Гибралтара, засек яхту и высветил ее прожекторами, но португальский флаг на мачте и броская надпись на борту «Мария-Луиза» усыпили бдительность моряков с кораблей охранения. Через 49 дней яхта достигла побережья Бразилии и высадила агентов на двух резиновых лодках. Обратный путь занял на две недели больше — яхта заштилела в Атлантике. Всего за этот рейс «Пассим» прошел 11000 миль. (Однако опять все затраченные усилия оказались напрасными — двое высаженных агентов заблудились в джунглях, специальная экспедиция бразильской полиции фактически спасла их от голодной смерти).
В свой последний рейс «Пассим» вышел незадолго до высадки союзнических войск в Нормандии. На этот раз помимо двух агентов яхта приняла на борт несколько тонн лекарств, которые предполагалось реализовать на черном рынке в Аргентине и добыть таким образом средства для развертывания шпионской сети. Незадолго до отплытия на яхту прибыл представитель ставки Гитлера, доставивший опечатанную стальную шкатулку (как потом выяснилось, в ней было послание фюрера немцам, проживающим в Аргентине).
Яхта пересекла океан с рекордной для нее скоростью, проходя в сутки до 120 миль. Отдалившись от берегов Европы, «Пассим» перешел на радиосвязь с резидентом в Аргентине, которая не прерывалась до прибытия к месту назначения. Обратный рейс не был холостым — яхта приняла на борт трех «засвеченных» в Аргентине агентов.
Это плавание было, пожалуй, самым трудным из всех, совершенных «Пассимом». Сильные северо-западные ветры почти ураганной силы, напоминающие средиземноморский мистраль, с которыми яхта боролась весь сентябрь, доставили экипажу немало острых минут. И все же Гербер довел «Пассим» под флагом аргентинского яхт-клуба до порта Виго, где судно было интернировано.