В конце прошлого года отмечалось 35-летие открытия Дороги жизни, соединившей блокированный немецко-фашистскими армиями Ленинград с Большой землей. Защитникам города угрожала голодная смерть — муки оставалось лишь на несколько дней, когда 12 сентября к поселку Осиновец подошли баржи с хлебом. Это был первый рейс через Ладогу, а всего до конца сентября Ленинград получил 20 тыс. т грузов — в первую очередь муки и зерна. В следующую же навигацию 1942 г. по Дороге жизни, как назвали ее ленинградцы, прошло 1972 тыс. т грузов, по ней удалось эвакуировать из осажденного города 540 тыс. человек.
Это был подвиг. Перевозки через Ладогу сыграли важнейшую роль в обороне Ленинграда. Вот что пишет в своих мемуарах генерал-фельдмаршал Манштейн: «Гитлер надеялся на возможность вынудить Ленинград и его население к сдаче голодной блокадой, но Советы перечеркнули его план, организовав снабжение через Ладожское озеро летом — с помощью судов, зимой — по построенной на льду дороге».
За Дорогу жизни велись ожесточенные бои. На переходе и у причалов баржи подвергались непрерывным бомбежкам и обстрелам. Выполняя боевое задание, гибли вчерашние мирные суда Северо-западного речного пароходства. В список потерь вносились асе новые названия: пароходы «Узбекистан» и «Козельск», буксир «Ижорец-4», буксир «Ижорец-10», «Катер-38», спасатель «Водолаз», баржа № 4527, баржа № 4033... Но строились новые и новые баржи, объем перевозок неуклонно возрастал. День и ночь шли грузы для Ленинграда. (Самоотверженные действия моряков Ладожской военной флотилии, работников пароходства, ленинградских рабочих хорошо показаны в статье адмирала Ю. А. Пантелеева «Малый флот Дороги жизни» — см. сборник №43).
Ныне на берегу Ладожского озера, в поселке Осиновец, открыт музей знаменитой Дороги жизни. В его экспозиции большое место занимают материалы о подвигах моряков и речников, о судах и кораблях, осуществлявших и обеспечивавших перевозки в те грозные годы. Около здания музея — у самой воды — установлены в качестве экспонатов два небольших судна-ветерана.
Прославленный морской охотник с бортовым номером 215, которым командовал старший лейтенант Н. П. Епехин [ныне капитан I ранга в отставке], прошел войну буквально с первого и до последнего дня. На его счету множество переходов через озеро в составе охранения, участие в большинстве операций, проводимых Ладожской флотилией.
Так, охотник № 215 участвовал в разгроме немецкого десанта у о. Сухо 22 октября 1942 г. Захвату этого островка немецкое командование придавало огромное значение: это поставило бы под угрозу само существование Дороги жизни, так как обе трассы ее проходили в непосредственной близости. Морские охотники первыми из кораблей Ладожской флотилии обрушили огонь на Десантные паромы и боты...
В числе восьми других охотников МО-215 входил в состав отряда из 78 вымпелов, проводивших Тулоксинскую операцию. 23 июня 1944 г. для поддержки наступательных действий наших войск, форсирующих Свирь, моряки флотилии высадили в тылу у гитлеровцев — в районе устья реки Тулоксы десант (4900 человек). Хорошо вооруженные (два 45-мм орудия и два крупнокалиберных пулемета ДШК) и сравнительно быстроходные (20 уз) охотники обеспечивали охранение и огневую поддержку десантных частей. За образцовое выполнение заданий командования при форсировании Свири и прорыве сильно укрепленной обороны противник ка, за проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 г. Ладожская флотилия была награждена орденом Красного Знамени. За подвиги в битве за Дорогу жизни и при разгроме захватчиков на Карельском фронте 6-й дивизион малых охотников также был награжден орденом Красного Знамени.
После снятия блокады Ленинграда и окончания военных действий на Ладожском озере боевая вахта охотнике № 215 продолжалась — он был передан Краснознаменному Балтийскому флоту. И снова сопровождал караваны, вел разведку, вызывая огонь на себя, высаживал десанты при освобождении Прибалтики.
Этот морской охотник — представитель одного из наиболее многочисленных классов боевых кораблей довоенной постройки. Универсальные по назначению, морские охотники типа МО-4 широко использовались в активных боевых действиях в составе наших флотов и флотилий на многих фронтах Великой Отечественной войны. Поставленный на пьедестал славы в 1975 г. к Дню Военно-Морского Флота СССР охотник имеет размерения: длину — 26,5 м, ширину — 3,8 м, осадку — 1,4 м. Водоизмещение — 65 т; экипаж 20 человек.
Стоящий рядом с охотником старый буксирный пароход «Ижорец-8» — одно из мирных судов СЗРП, мобилизованных в первые дни войны. Как измерить вклад его сугубо мирного экипажа в депо Победы! Под командованием капитана Н. Д. Бабошина (умер в 1976 г.) буксир совершил сотни опаснейших рейсов от Кобоны до Осиновца (около 30 км) с баржами, груженными продовольствием, боеприпасами, войсками, участвовал в прокладке электрокабеля и трубопроводов по дну Ладожского озера. Это серийное стальное судно (построено в 30-х годах) снабжено паровой машиной мощностью 180 л. с.; его длина — 23,2 м, ширина — 5,35 м, осадка — 1,84 м.
По инициативе Совета ветеранов Северо-западного речного пароходства буксир, обнаруженный в Белозерске, восстановили, а затем установили на пьедестал славы в 1976 г. — к 35-летнему юбилею Дороги жизни.
В упоминавшейся статье «Малый флот Дороги жизни» Ю. А. Пантелеев писал о том, что было бы справедливо сохранить в память о беспримерной стойкости и самоотверженности героев обороны Ленинграда типичные суда того времени, например тендер или баржу военных лет постройки. Многое в этом направлении уже делается. Морской охотник № 215 и буксир «Ижорец № 8» стали национальными реликвиями, напоминающими о всенародном подвиге в годы борьбы с гитлеровскими захватчиками. Тысячи экскурсантов посещают музей в Осиновце, отдают дань уважения героям, воевавшим на этих скромных судах.