Рига — Каунас — Калининград — Клайпеда — Рига. Этот маршрут нам не в новинку — с небольшими вариациями мы по нему ходим уже давно. Протяженность около 2000 км, водная магистраль проходит через три республики — Латвию, Литву и Российскую Федерацию.
В поход вышли на наших испытанных «Казанках», которые покорили уже не одну тысячу километров. Да и моторы у нас ветераны — в частности, мой «Вихрь» работает уже шестой сезон, но у меня к нему почти нет никаких претензий. Экипаж каждой лодки два человека. Все — работники Рижского электромеханического завода, опытные водномоторники.
Растаяли в дымке знакомые силуэты Риги. Лодки, преодолевая легкую зыбь, идут по Лиелупе. Прошли канал Булюпе, вышли к г. Межотне. Здесь река узкая с быстрым течением, против которого лодки еле движутся. А вот перекат. Вода кипит, со всех сторон вылезают лысые валуны. Лучше всего лодки здесь проводить бечевой. За перекатом Лиелупе пошире, но, увы, — не глубже. По пути форсируем два наплавных моста. Дошли до г. Бауска и стали — дальше совсем мелко.
Приходится грузиться на попутную машину и ехать до Паневежиса на реке Нявежис. Это очень спокойная река, течение почти не ощущается. Берега заросли кустарником. Лодки легко скользят по зеркальной глади. Минуем старые плотины и выходим к громадному водосбросу. Разгружаем лодки. Один остается внутри и орудует веслом, а остальные страхуют лодку с берега веревками. Пришлось пережить довольно острый момент, когда одну из «Казанок» на середине водосброса вдруг развернуло поперек течения. Но вот все треволнения позади, и лодки выходят на спокойную воду. Впереди — Неман.
Он встречает нас легким туманом. Идем осторожно. И вот перед нами прекрасная панорама древнего Каунаса. Он стоит на слиянии полноводного Немана и стремительной речки Нярис. Причаливаем у моста. Рядом бензоколонка.
На следующий день погода ухудшилась. Поднялся ветер. Неман тяжело катит свинцовые волны. Фарватер очень извилист, много мелей. Надо быть предельно внимательным. Но мы идем на предельной скорости — места нам знакомые.
Крутой поворот влево — и мы в Матросовке — небольшой речке, притоке Немана. Течение здесь быстрое. Берега низменные, кое-где поросшие мелким кустарником.
Входим в Полесский канал. Сильный ветер, волны. С берега в глаза несет песок, так что приходится одеть автомобильные очки.
По Дейме попадаем в реку Пре-голя. И вот перед нами Калининград. Здесь каждый камень — свидетель ратного подвига советских воинов. В молчании склоняем головы у обелиска в память 1200 героев-гвардейцев, павших при штурме бывшего оплота германского милитаризма.
И снова — в путь! Курс — на Клайпеду. За кормой остаются река Преголя, река Дейма, канал, отрезок Немана (здесь он носит литовское имя Нямунас), река Миния — и мы на берегу Куршского залива у мыса Вянте. На ночлег решаем встать на Куршской косе в Ниде. Сорок минут хода по заливу — и мы у цели. Это один из красивейших уголков Прибалтики.
Наутро запускаем моторы и заливом идем в Клайпеду. Здесь у нас длительная стоянка — устраиваем профилактику моторам. Да и осмотреть нужно немало — достопримечательности города, знаменитый музей янтаря. Рукой подать — побережье Балтики, тенистая Паланга.
Жалко расставаться с гостеприимной Клайпедой, но время торопит — и мы пускаемся в обратный путь.
Для тех, кто захочет пройти этим маршрутом, при возвращении можно порекомендовать еще посетить две живописнейшие реки Иецаве и Мисе, которые впадают в Лиелупе чуть ниже г. Елгавы.