В крейсерской книжке было записано так: «Спортивно-агитационное плавание, включающее один маршрут (1500 км) III категории сложности и четыре — II сложности (по 600 км), проводится в целях испытания серийной техники, а также пропаганды целей и задач ОСВОДа». Нам, двум московским инженерам, предстояло, выдерживая жесткий график дальнего спортивного плавания — ДСП, пройти по Москва-реке, Оке, Волге и Каме до Набережных Челнов и вернуться, «замкнув кольцо» через Рыбинское водохранилище, за 26 ходовых суток...
В тот день — 6 августа — с самого утра, не переставая, лил дождь и улучшения погоды ждать было бесполезно. В 17.00 наш «Крым» отошел от родного причала, а уже через несколько минут мы висели на рыме первого шлюза: нет, не просто выйти из Москвы на «большую воду»! По опыту можем сказать: прохождение системы шлюзов для выхода в Оку лучше начинать вечером, часов в 16—18; надо стараться преодолеть два или даже все три двойных шлюза, тогда удастся рано утром пройти Москва-реку, одетую в гранитные берега, по спокойной воде. Подойти к шлюзу № 10 как можно раньше важно еще и потому, что это будет способствовать преодолению всей системы и выходу на Оку в течение одного дня.
Мы придерживались этой надежной схемы. Переночевали перед шлюзом № 9, за день без задержек проскочили остальные шлюзы и на следующую ночевку остановились в 4—5 км ниже последнего Северского шлюза на левом берегу Москва-реки, у прекрасного родникового ручья. (Еще удобнее было бы встать в устье Коломенки или на спасательной станции в Коломне.) С заправкой здесь плохо. До ближайшей заправочной станции от устья Коломенки 1,5 км.
В тот же день пришли в Рязань: на Оке нам повезло — одних прошлюзовали в Белоомутовском и Кузьминском шлюзах! На пристани Новоселки сделали первую отметку в крейсерской книжке: совершая ДСП, мы обязаны получать такие отметки через каждые 300 км. Другими словами, за плавание должны получить И таких подтверждений, так что все еще впереди!
В Рязани удобно заправляться у старой паромной переправы; на ночевку лучше всего останавливаться ниже, на острове, перед красивым мостом, или еще 4 км ниже — в заливе, где расположена стоянка. Вышли поздно — с утра стоял очень густой туман, за день прошли 280 км. Заправлялись в Шилово и в Касимове. В Муром пришли в выходной — все закрыто! Выручили нас на спасательной станции. Кстати говоря, на всем пути на спасательных станциях нам всегда оказывали радушный прием и всяческую помощь.
Путь до Горького (1057 км; 11 шлюзов) преодолели ровно за пять суток. Надо подчеркнуть, что по Оке шли строго по судовому ходу. Видимо, благодаря этому бесчисленные перекаты прошли чисто, не срезав ни одной шпонки.
Наш «Нептун-23» с трудом тянул тяжело груженную лодку. Шли под «белым» винтом (шаг 250 мм) от «Москвы». По мере расхода горючего скорость несколько возрастала; опасаясь превысить допустимые обороты, мы поставили штатный винт (шаг 280 мм), но теперь нам кажется, что делали это зря — нагрузка лодки все равно оставалась значительной. 6 эти минуты мы мечтали о тахометре. Мотор грелся. Часто приходилось «бежать» на транец, «щупать» воду. Как хорошо было бы иметь термодатчик! Немало неприятностей доставляли бензошланги. Однажды мы оба очень долго искали течь, пока не обнаружили небольшую дырочку в месте крепления шланга к крышке канистры!
Ниже Горького течение на Волге сильное, много перекатов. Идти надо по судовому ходу, но в районе Бармина можно сократить путь (на 4—5 км), пройдя по рукаву у правого берега. За Казанским рейдом стоит идти вдоль левого берега по дополнительному судовому ходу; на траверзе пос. Теньки можно уклониться от него и править к еле виднеющемуся впереди высокому правому берегу, который, как стрела, тянется на юг к пос. Камское Устье. Только через час мы подошли к нему (здесь у одного из редких заливов расположена дер. Антоновка — родина знаменитых яблок) и повернули к левому берегу, к острову, расположенному у входа в собственно Куйбышевское водохранилище. Безветренно. Волны невысокие, гладкие, без видимых морщинок.
Повернув на восток, правили вдоль берега и вскоре миновали Атабаевское убежище. Впереди острова, покрытые мелким кустарником, справа — необозримая ширь водохранилища и где-то на 5—10 км мористее судовой ход на Каму. Краткое совещание — и мы поворачиваем в море, берем курс прямо на Шуран, расположенный на очень высоком берегу и потому хорошо видимый. На полной скорости это почти 1,5 часа хода. Достигнув Шурана и пройдя вдоль правого берега до Сорочьих гор но судовому ходу, опять сходим с него и поворачиваем к левому берегу, на Речное. Здесь поперек водохранилища тянется цепь низких островков. Недалеко от берега мы отыскали проход между ними и сразу очутились на огибающем острова судовом ходу.
Такое прохождение устья Камы можно советовать только для хорошей погоды. (Когда шли обратно, встречный ветер развел метровую волну, — тут уж было не до спрямления маршрута!)
По рекомендации местных водномоторников, на ночевку встали в 28 км выше Чистополя, в заливчике, где расположена турбаза часового завода. Прекрасное место!
В полдень 15 августа подошли к Набережным Челнам. На КамАЗе нам оказали самый радушный прием. Завком предоставил возможность ознакомиться с грандиозным размахом строительства комплекса заводов и города. Девиз: «КамАЗ строит вся страна!»— справедлив в полной мере, в этом мы убедились. Интересно, как будут выглядеть Набережные Челны через три-четыре года, если уже сейчас это большой город с высотными зданиями, подземными переходами и т. д., а население его превысило 180 тысяч человек!
Обратный путь состоял из трех этапов — маршрутов 11 категории сложности, на каждый из которых мы затрачивали 3—4 дня. Как мы убедились, шлюзы в Городце лучше проходить как можно раньше и сразу же без остановок преодолевать Горьковское водохранилище: утром здесь, чаще всего, большой волны нет. На последнем, третьем этапе (Кострома — Москва) затруднения могут встретиться при прохождении Рыбинского водохранилища. И его форсировать надо рано утром, идя проливом южнее о-ва Юршанский по фарватеру реки Юга — строго по судовому ходу. При выходе из залива следует править точно на северо-запад, не смущаясь тем, что знаков обстановки не видно: к сожалению, на этом ответственном участке бакены стоят редко, разглядеть их трудно. Уходить влево к берегу нельзя: очень мелко, дно каменистое, пни, много травы даже в 2—3 км от суши.
Домой пришли 28 августа, делая за последние дни в среднем по 150 км. Это, можно сказать, были дни отдыха!
Коротко о технике. «Нептун-23» вполне надежен, можно даже на одном моторе смело идти на любые расстояния. В хорошую погоду, при наличии защитного кожуха на маховике, капот лучше снимать. Составляя смесь, масло надо добавлять строго по инструкции — на 20 л бензина 1 л автола.
«Крым», — на наш взгляд, одна из лучших лодок отечественного производства. Быстроходная, комфортабельная. Очень удобен моторный отсек, куда входят 5 канистр, и т. п. Никаких конструктивных изменений мы не проводили, хотя именно на нашей лодке лобовое стекло стоило бы поднять (на «Крыме» другой партии оно значительно выше!). Консервы держали под сланями. Много вещей разместилось в носовом багажнике. Заднее сиденье с собой не брали. В качестве кранцев использовали мячи, оплетенные веревкой.