Мы много плавали на «Меве» по Финскому заливу, Вуоксе и другим рекам и озерам Ленинградской области, а летом 1974 г. провели интересный поход по приазовским плавням, Кубани и вдоль южного берега Азовского моря.
Нагрузка в этом азовском плавании была довольно большой — около 350 кг (три человека со всем туристским и охотничьим снаряжением), однако это почти не сказывалось на мореходных качествах нашей яхты. На лиманах, где волна невелика, она даже при сильных ветрах оставалась сухой. На короткой крутой морской волне в свежий ветер «Мева» забрызгивается сильно; пришлось сделать из полиэтилена фартук, прикрепленный к мачте и вантам на высоте 40 см от носовой «палубы», — заливание значительно уменьшилось.
Мы имели случай оценить такое достоинство «Мевы», как малая осадка при поднятом шверте: около 35 км в штормовую погоду шли по полосе чуть ли не совершенно спокойной воды между берегом и береговой отмелью, где глубины составляли 0,3—0,4 м. Скорость при этом была не менее 7 узлов (на курсе бакштаг). Кстати, «Мева» вообще удовлетворительно идет без шверта курсами до полного бейдевинда включительно.
Подход к морскому берегу и особенно отход от него при волнении оказался делом очень сложным. При подходе, как правило, набирали пол-лодки воды. А отходить приходилось совершенно необычным способом: один из нас выводил пустую «Меву» за полосу прибоя и удерживал ее, остальные перетаскивали на головах вещи и грузили их, потом по очереди залезали в лодку и ставили паруса.
По Кубани пришлось подниматься на веслах, так как заросшие берега полностью закрывали и без того слабый ветер. И надо сказать, что даже на перегруженной «Меве» грести сравнительно легко.
Самой высокой оценки заслуживает качество оболочки. Во время одного из переходов по азовскому мелководью нам пришлось несколько сот метров тащить неразгруженную лодку волоком по острому ракушечнику. После этого мы боялись взглянуть на днище — думали, что оно ободрано до шпангоутов, но, к удивлению и радости, на нем не было никаких следов повреждений!
К недостаткам «Мевы» следует, на наш взгляд, отнести плохую центровку. Яхта сильно приводится при ветре любой силы, а в свежий ветер лежит на руле. Для устранения этого явления мы собираемся увеличить площадь пера руля.
Средняя алюминиевая соединительная муфта мачты оказалась слабоватой, мы заменили ее удлиненной стальной. Остальные две муфты хорошо выдерживают любой ветер, их менять не советуем.
Непроизвольных поворотов «оверкиль» нам проделывать не приходилось, так что к остойчивости яхточки никаких претензий нет. Непотопляемость в аварийной обстановке также проверять не довелось, но специально проведенные испытания показали, что подлостью затопленная «Мева», несмотря на надувные борта, практически никакого запаса плавучести не имеет (по-видимому, из-за большого объемного веса материала оболочки).
В целом лодка нам нравится. Вот только вес ее — 75 кг — даже для туристской группы, состоящей из трех человек, все-таки великоват, транспортировка ее по суше удовольствия не представляет. В сборнике сообщалось, что уфимцы работают над созданием надувного швертбота. Вот такая лодка с размерениями, близкими к «Меве», была бы действительно незаменимой для туристов.