Какое самое опасное место в Мировом океане? Бывалые моряки назовут десятки районов, где на их долю выпали тяжкие испытания. Однако статистика утверждает, что самую обильную жатву морских катастроф собирает ежегодно Ла-Манш — пролив шириной 32 километра, разделяющий Англию и Францию. В Ла-Манше господствуют туманы. Коварные течения влекут корабли на подводные скалы и мели. Неожиданно возникают жесточайшие шквалы. В наши дни появилось еще одно обстоятельство, чрезвычайно осложняющее плавание в Ла-Манше — столкновения; ежедневно полоску воды, отделяющую Дувр от Кале, пересекает около тысячи морских торговых судов. В проливе кишат моторные катера и лодки, парусные яхты и боты и одновременно идут танкеры, принявшие на борт до 250000 т нефти, у которых пробег, после того как застопорены машины, составляет... 6 км!
Ла-Манш неширок. В хорошую погоду из английского города Дувра в бинокль хорошо виден город Булонь на французском побережье. Между ними гладь пролива. На чем только не пытались преодолеть ее смельчаки обоих побережий!
Американский капитан Бейтон превратил себя в парусное судно. Он пересек Ла-Манш за 22 часа 30 минут, лежа на широкой доске. На спине у него был установлен парус с оттяжкой, прикрепленной к ногам. Через год его приятель Хоскинс спустил на воду копну сена с укрепленным на ней парусом и за сутки пересек пролив.
Англичанин Тира Терри пустился в плавание на сконструированном им деревянном велосипеде. Через 20 часов непрерывной работы педалями он «выкатился» на один из французских пляжей. В ответ на это француз Жан Барзини причалил к английским берегам на гладильной доске.
Вообще предметы домашнего обихода в качестве плавсредств весьма популярны среди «покорителей Ла-Манша». Пока что не завершились успехом неоднократные попытки пересечь пролив в ванне, но на обыкновенной кровати, снабженной подвесным мотором, это было проделано дважды — в 1965 и 1973 гг. И, наконец, одно из последних достижений — Ла-Манш пересечен на тракторе. Это дважды проделал владелец небольшого тракторного завода Дэвид Тэпп. Плавучесть трактору обеспечили заполненные воздухом герметические отсеки и огромные пневматические колеса.
Еще более привлекательна для энтузиастов идея пересечь Ла-Манш без всяких вспомогательных средств. Впервые это осуществил в 1875 г. англичанин Уэбб, затратив на преодоление канала 21 час 45 мин. Сенсационный успех вскружил голову храбрецу и через несколько лет он погиб при попытке вплавь преодолеть Ниагарский водопад.
Первой Женщиной, покорившей Ла-Манш, стала американка немецкого происхождения Гертруда Эдерле. В августе 1926 г. она за 14 часов проплыла от мыса Гри-Не до Дувра.
Появились пловцы, пересекшие Ла-Манш в обоих направлениях без отдыха. Первым из них был аргентинец Антонио Арбертондо. На свой марафонский заплыв он затратил 43 часа 15 мин.
В настоящее время создана «Ассоциация покорителей Ла-Манша», она насчитывает более ста членов. Рекордное время пересечения пролива — 9 час. 45 мин. Его показал в 1964 г. англичанин Барри Уотсон.
Как же протекает заплыв через Ла-Манш?
В первую очередь претенденту нужно найти квартиру в районе намеченного старта и ждать погоды. Экипаж сопровождающей лодки тоже должен находиться в состоянии готовности. Чтобы результат был официально зарегистрирован, пловец должен нанять наблюдателя из «Ассоциации покорителей Ла-Манша».
Перед стартом участники заплыва смазывают тело особым жиром — это предохранит от переохлаждения. Надев очки, предохраняющие глаза от морской воды, пловцы входят в воду. Судьи включают секундомеры. В месте, наиболее удобном для пересечения, ширина канала 34 км, на деле же пловцам предстоит преодолеть 60 — течения вносят в маршрут свои коррективы. Во время заплыва участник не имеет права прикасаться руками к борту сопровождающей лодки. Кормят его через специальный шланг.