Время для старта — самое начало сентября — было выбрано не случайно, а с учетом трех очень важных, на наш взгляд, соображений. Во-первых, в сентябре на Камчатке обычно стоит солнечная погода. Во-вторых, открывается осенняя охота на водоплавающую дичь и, в-третьих, к этому времени в тайге исчезает надоедливая мошка.
В поход мы отправились втроем. Каждому была определена соответствующая должность. Обязанности капитана и механика должен был исполнять Гоша, в повседневной жизни — начальник геологической партии. Инженер-проектировщик Олег был назначен стрелком-охотником (в свободное от охоты время — матросом), а я — его коллега по профессии — ответственным за судовой журнал, «кухню» и рыбную ловлю. Мы много лет работали вместе, поэтому фактор несовместимости характеров нас не пугал, хотя предстояло провести вместе целый месяц.
Почему мы решили спускаться по реке именно на «Казанке»? В основном из-за ее малого веса. Переделками себя не утруждали. Разве что сняли ветровое стекло, которое могло мешать при проходе под нависшими деревьями. С собой взяли мотор «Бетерок-8» с баком и две запасные 20-литровые канистры.
Каждый из нас уже имел некоторый опыт походной жизни, поэтому выбрать необходимое снаряжение было совсем нетрудно. Это инструмент для ремонта мотора, проволока (вернее — пруток) для шпонок винта, два ружья и на каждое по двести патронов, топор, аптечка. Все было упаковано в водонепроницаемые мешки. Все, кроме фотоаппаратов, которые просто повесили на шею. Комфорт обеспечивали двухместная палатка, спальные мешки и надувные матрацы. На себя надели теплые куртки и рыбацкие сапоги, прихватили на всякий случай гидрокостюм.
Продовольствия (хлеб, тушенка, чай, сахар и тому подобное) запасли только на неделю, рассчитывая на пополнение запасов во встречных селениях. В Пущине первым делом приобрели мешок картошки.
Ехали до этого Пущине чуть не двое суток, но — все имеет конец. Задним ходом машина подошла к самой воде, благо до нее от дороги метров двести. Река до обидного узкая, всего три — четыре метра; глубина сантиметров сорок; течение очень быстрое. Открываем задний борт, дружно беремся — и вот наша лодка покачивается на воде.
Наутро — старт. Делаю первую запись в журнале: «6 сентября в 7 час. 30 мин. команда заняла места согласно судовому расписанию». Едва успели отдать конец, быстрое течение подхватило и понесло. Оставалось только подправлять ход лодки, изредка отталкиваясь веслом от дна реки.
Через десять минут — первый залом. Русло перегорожено стволами поваленных рекой деревьев. Рубим их, к счастью — стволы не очень толстые, растаскиваем. Это занимает более получаса. А на пятом по счету за этот день заломе терпим крушение — течением лодку прижало бортом к топляку и перевернуло. По пояс в воде, с огромным трудом преодолевая напор реки, вытаскиваем лодку на берег. Вроде бы все благополучно, если не считать намокших фотоаппаратов. Следствие: мы остались без фотоснимков.
Быстро темнеет. Разбираем палатку, разводим костер и развешиваем на сучьях намокшую экипировку. Гоша у костра, поругиваясь, перебирает мотор, Олег берет ружье и уходит в заросли, я готовлю картошку с тушенкой. Вдали слышен выстрел. Через некоторое время из прибрежных зарослей появляется довольный охотник с глухарем. Возиться с добычей уже нет сил, общим собранием решаем оставить глухаря на завтрак. Утомленные приключениями первого дня, заползаем в палатку, заряженные ружья кладем, на всякий случай, в изголовье и тут же засыпаем.
Запись в журнале: «7 сентября гУоднимаемся поздно, откидываем полог палатки и застываем — вокруг на мокром песке Отчетливые медвежьи следы. Глубокие и внушительные. Мчимся к лодке — вещи целы, продукты на месте. Утреннее меню: глухарь с вермишелью».
Дни проходят довольно-таки однообразно — залом за заломом, каждый день не меньше четырех. Преодолевать их приходится по-разному. Небольшие заломы растаскиваем. Через самые большие, а встречались и до четырех метров высотой, перетаскиваем «Казанку» волоком, предварительно разгрузив. Только некоторые удается обойти по протокам, иногда шириной не больше метра (о глубине я уж не говорю!). Зато по свободной от заломов реке летим без мотора. Наученные горьким опытом, внимательно осматриваем каждый бурун.
По обоим берегам громоздятся сопки, покрытые буйной зеленью. Вокруг море осенних красою в полдень 10 сентября на правом берегу реки показалось несколько домиков. Причаливаем. Это — Шаромы. Оказывается, за пять дней нам удалось пройти всего лишь 30 км. Пока мы двое закупаем продукты и беседуем с жителями поселка, оставшийся внизу Олег неподвижно стоит на крутом берегу и что-то внимательно рассматривает. Присоединяемся к нему. Внизу, в прозрачной воде хорошо видны несколько крупных рыбин. Нам посчастливилось наблюдать нерест кижуча. Вокруг вьются мелкие гольцы — большие любители красной икры...
Снова вниз по течению. Пора подыскивать место для ночлега. Останавливаем свой выбор на широкой песчаной косе, еще издали заметив на ней белые стволы сушняка для костра. И здесь много медвежьих следов, часто встречаются аккуратные кучки обглоданных рыбьих хребтов. Очевидно, на этой косе медвежья столовая. Медведи на перекате выхватывают из воды идущую на нерест рыбу и поедают ее, а вот зачем они складывают кости — не знаю.
По берегам на отмелях бродит множество куликов, это — существенное дополнение к нашему столу. Часто встречаются табунки уток. Дичь здесь в верховьях не-пуганная, подпускает лодку очень близко. Изредка встречаются лисицы. Они еще не надели зимнего наряда, потому вид у них неприглядный: видимо, понимая это, они и не опасаются за свою шкуру, провожают нас любопытными взглядами.
Иногда приходилось двигаться так: один шел по берегу и удерживал лодку за длинный кормовой конец, а двое работали шестами. Вызывалось это тем, что в верховьях река очень извилиста и чаще всего заломы неожиданно появлялись из-за поворота, течение могло прижать лодку к залому и перевернуть!
Запись из журнала: «12 сентября. Река стала значительно шире, мы впервые смогли запустить мотор. Шли, правда, под ним не больше часа, так как начались мели и перекаты. Снова пришлось браться за весла. Прямо с лодки убили четырех уток и устроили роскошный ужин. Рыбу ловлю, если не моя очередь кашеварить, во время остановок на обед, а также перед завтраком и ужином. На блесну хорошо берут кижуч, кумжа, микижа, гольцы и реже хариус».
Бее чаще включаем мотор, но так как река еще мелковата, то и дело летят «шпонки», идет в ход запас проволоки. Подходим к Мильково. Это районный центр. Село стоит на протоке, чтобы его не проскочить, пришлось заглядывать во все левые ответвления от основного русла. В Кирганике закупили хлеба, у шоферов восполнили запас бензина. Стационарных заправочных пунктов, естественно, нет. Заночевали в устье реки Красной. Тут много заросших озер, на утренней и вечерней зорьках великолепная охота. В самой Красной неплохо ловится рыба. Одним словом, благодать такая, что грех было не отдохнуть здесь два дня.
Ниже Кирганика река судоходна, но ослаблять внимания нельзя ни на минуту. В этом мы убедились, потеряв винт при ударе о топляк. Пришлось надевать гидрокостюм и ногами прощупывать дно. Бинт нашли, но через день потеряли его снова и окончательно.
Не спеша гребем, помогаем течению. Проходим Щапино. 22 сентября справа по борту показалось селение Лазо. Здесь нам нежданно-негаданно повезло: у местного умельца нашлась отливка винта для нашего «Ветерка». Зато солнечная погода, сопровождавшая нас все эти дни, стала портиться. Едва успели разбить палатку, началась гроза с молнией и громом. Кстати говоря, это очень редкое явление на Камчатке, бывает не чаще одного раза в десять лет.
Охота с каждым днем становилась все хуже, сказывалась обжитость этих мест. Пришлось браться за тушенку. Большим почетом стал пользоваться и труд рыболова.
24 сентября впервые увидели вулканы — сразу целую группу вулканов! Долго стояли перед нами спокойный дымок Ключевской сопки, лохматые клубы дыма над Безымянным, плоская, как огромный стол, вершина Толбачика.
В мастерских козыревского леспромхоза нам мгновенно расточили винт и запрессовали бронзовую втулку. Даже не знаем, как и благодарить местных жителей за помощь! Винт оказался очень кстати, так как не за горами было и окончание отпуска. Река с каждым днем становилась все полноводнее, местами она была явно шире километра. Движение стало оживленным: лодки, буксиры с баржами и плотами. Среди моторок преобладают «Казанки», реже попадаются «Обь» и «Прогресс». Иногда встречаются «баты» — узкие местные лодки, выдолбленные из ствола; с подвесным мотором скорость батов значительно больше нашей, хотя загружены они никак не меньше.
Река спокойно кружит по широкой долине, поэтому вулканы появляются то справа, то слева, оживляя белоснежными вершинами и без того очень красивый пейзаж. Чтобы пополнить запасы дичи, остановились в заброшенном хуторе Ушки. Очень много уток, обитающих в бесчисленных озерах речной поймы. Медвежьи следы попадаются реже. Вообще дичь здесь пошла грамотная: нужно иметь большое терпение, а то уйдешь с озера без добычи.
Запись из журнала: «29 сентября, Отходим в 8.00. Идем, как обычно, под мотором. Слева от Ключевской группы вулканов показался еще один вулкан — Шивелуч (последнее его сильное извержение было лет шесть назад).
В лесокомбинате в пос. Ключи запасаемся продуктами и бензином, но дальнейший путь приходится отложить: поднимается штормовой ветер, который несет массу вулканической пыли. Из-за этой пыли ничего не видно и в двух метрах. Пытаемся идти под мотором, но сильной волной лодку захлестывает».
Продолжить путешествие мы смогли только 4 октября. Последний переход. Перед селом Каменка (на некоторых картах Камаки) река превращается 8 настоящее море. Берегов не видно. Идем по фарватеру, обозначенному вехами. Разлив реки вызван тем, что ниже она прорывается через Восточный хребет и стиснута с двух сторон крутыми его отрогами. Ширина здесь не больше 400 м. Местные жители называют это сужение Щеками. Изумительное по красоте место, шум мотора многократно отражается от гор. Протяженность щек около 10 км. Преодолев хребет, Камчатка постепенно расширяется, петляя по-прежнему, и начинает чувствоваться запах океана. Часто встречаются чайки.
Вечером 5 октября мы ошвартовались у пассажирского причала Усть-Камчатска. Покупаем билеты на теплоход «Николаевск», грузим на него свою «Казанку». На корабле принимаем душ; исчезают наши шкиперские бороды, которые мы отращивали целый месяц; с наслаждением ложимся 8 мягкие постели. Засыпаем с мыслью о том, что позади 850 километров нелегкого пути.
Всем желающим совершить путешествие по реке Камчатке необходимо знать, что, несмотря на обилие леса, плот здесь построить невозможно. Растут в основном камчатская береза (очень плотная и тяжелая) и лиственница. Крупные деревья встречаются лишь на значительном удалении от берегов реки, доставка их будет затруднительна.
Можно совершить путешествие и на надувной лодке, причем за начальную точку лучше взять село Верхне-Камчатск. Это что-то вроде границы, где кончается мелководный участок реки, загроможденный топляками, заломами. В этом месте реку пересекает автомагистраль Петропавловск-Камчатский — Мильково, так что добираться можно автобусом (ходит регулярно два раза в неделю) или на попутной машине.
Любителям охоты и рыбной ловли следует уточнить местные правила и ограничения; в настоящее время запрещены осенняя охота на глухарей и лов красной рыбы.
Для предварительного знакомства с Камчаткой советую посмотреть книги:
- A. Н. Заварицкий, Вулканы Камчатки, 1955 г.;
- B. П. Кусков, Краткий топонимический словарь Камчатской области, 1967 г.;
- Е. Л. Любимова, Камчатка, Географгиз, 1961 г.; Г. Ф. Стариков, В краю заоблачных вершин, Петропавловск-Камчатский, 1970 г.