После публикации «Наши туристы о «Меве» в №31 сборника (1971 г.) редакция получила много писем с просьбами рассказать и о других плаваниях на этом швертботе, а главное — помочь его приобрести. Выполняя первую просьбу, печатаем краткий отчет о плавании на «Меве» «сквозь Европу», совершенном двумя молодыми польскими яхтсменами. Что же касается второй, ничего утешительного сообщить не можем. Приборостроительное предприятие в Невиядове (ПНР) сворачивает выпуск несвойственной ему продукции, а вот об освоении ее на каком-либо другом заводе — в Польше или у нас, в СССР, ничего не известно. Присоединяемся к мнению большинства авторов писем, отмечающих, что имеет смысл наладить массовый выпуск таких или аналогичных малых разборных непотопляемых парусников.
Тысячи белокрылых «чаек» (по-польски мева — значит чайка) можно встретить на туристских водных путях Польши и ГДР, ЧССР и Советского Союза. А на одной из них в 1970 г. было совершено интереснейшее плавание по большому европейскому пути, второй по величине реке континента — голубому Дунаю, вдоль берегов шести дружественных социалистических стран с выходом в Черное море чуть ли не до самой Турции.
Все началось с того, что Барбаре Подейма и Кшиштофу Форбриху попалась под руку вышедшая много лет назад книжка. Это была книга известного ученого и путешественника Вацлава Корабевича «На байдарке к минаретам». Очень занимательно автор описывал в ней свое необычное совершенное в 20-е годы плавание из Польши на Черное море. Необычными были и приключения, и впечатления, — ведь доктор Корабевич видел мир не с высокой палубы теплохода, а с маленькой лодочки. С тех пор многое изменилось во всех европейских странах. А что если теперь пройти тем же маршрутом прямо из Польши по Ораве и Вагу на Дунай и вниз до самого моря? И не только на веслах, а (поскольку Барбара и Кшиштоф яхтсмены) и под парусом, но на таком же маленьком суденышке. Естественно, это могла быть только испытанная и надежная, 3,5-метровая «Мева». Так родилась идея.
Молодых путешественников поддержали и, во всяком случае, снабдили большим количеством заданий и поручений. Главным было изучение поведения «Мевы» в самых различных условиях плавания. Кроме того, три познанских научных центра заинтересовались возможностью пополнить свои коллекции образцов при-дунайской флоры и фауны, а также почв и полезных ископаемых. Ученым понадобились точные записи гидро- и метеообстановки, пробы воды и т. п. и т. д. Чтобы приобрести необходимые навыки исследователей, а главное — привыкнуть к своей микрояхте, подготовку начали заблаговременно. Практически эта подготовка к трехмесячному плаванию «по следам Корабевича» заняла ни много, ни мало, а целых три лета, причем консультировал Барбару и Кшиштофа сам Корабевич. В порядке тренировки полтора месяца они наплавали по различным рекам и озерам.
И вот — старт. И сразу неожиданности. Оказывается, по реке Ораве, начинающейся на территории Польши, дойти до левого притока Дуная реки Ваг, как предполагалось, в наши дни уже нельзя. Да и на Ваге «поднять паруса» удалось только после плотины у Леопольдово. И здесь путешественникам досталось! Хуже всего было то, что уровень воды менялся неоднократно. Случалось, проснувшись утром, яхтсмены обнаруживали, что их «чайка» стоит на якоре на сухом месте, в нескольких метрах от реки. Большое количество водоворотов, порогов, перекатов — одним словом всех атрибутов горной реки, требовало неусыпного внимания. Шли, разумеется, по течению и на веслах. Много раз, когда ситуация была не ясна, приставали к берегу и изучали обстановку.
Иное дело — Дунай. Здесь уже пригодились и паруса. Обстановка великолепная, хотя в каждой стране буи и бакены имеют свою форму и размеры.
На югославском и болгаро-румынском участках реки — множество живописных островков, правда, они доступны для стоянки только при низком уровне воды. Движение в этих местах оживленное, приходилось тщательно выбирать место для стоянки, чтобы волны от проходящих рядом судов не захлестывали и не срывали с якоря маленькую лодку. Как правило, свою «Меву» на берег путешественники не вытаскивали, на ночлег располагались в кокпите, накрытом палаткой. Очень часто для экономии ходового времени готовили еду прямо на лодке — на спиртовой плитке. Приготовленную пищу хранили в термосах.
Отмечая особенности плавания по Дунаю, яхтсмены особенно подробно рассказывают о перевале — 130-километровом участке перед Турну-Северином. У Железных ворот ширина реки уменьшается до 150 м. Вертикальные скалы падают 600-метровыми стенами; естественно, приставать к берегу в этих местах опасно. Сейчас здесь встала плотина, но Барбаре и Кшиштофу еще довелось познакомиться с необузданной силой Дуная.
Дельта Дуная, — обширная (площадь ее 4300 км2) и сильно заболоченная, распадается на множество пойменных озер и настоящий лабиринт протоков. Типичный пейзаж: трясина, заросшая тростником и камышами, плавучие зеленые островки — плауры. Именно здесь едва не заблудились наши яхтсмены, запутавшись в бесчисленных протоках. Дело в том, что сильный ветер перегруппировывает плавучие островки, образуются новые проходы, не обозначенные ни на одной карте. «Плавать по таким протокам на лодке — безрассудство», — считают теперь Барбара и Кшиштоф.
К морю путешественники стали выходить через наиболее тихий рукав — Георгиевское гирло (в Килийском и Сулинском гораздо более интенсивное движение судов). Приморские лиманы тянутся далеко на юг от гирла. И снова сплошные тростниковые заросли, разделенные бесчисленными протоками, многие из которых, как оказалось, искусственные — прорыты рыбаками. И пока удалось нащупать пролив Перибоина и вырваться в море, пришлось многие километры буксировать «Меву», идя по щиколотку в мелкой воде. Да и на море сначала было нелегко: началась полоса безлюдного берега с малыми глубинами и опасными камнями. Маленькие заливчики не могли надежно защитить «Меву» от ветра и волн...
Всего путешествие продолжалось 87 дней (из них 64 дня заняло «чистое» плавание). В общем яхтсмены прошли 3000 миль, закончив рейс в Мичурине — всего в 150 км от города минаретов Стамбула. Переход за сутки составлял на реках с течением 49 км (плыли в среднем по 11 часов), в Черном море приходилось ежесуточно идти по 14,7 часа со средней скоростью 1,5 узла.
Всюду польские яхтсмены встречали исключительно радушное и доброжелательное отношение жителей дунайских и причерноморских городов и сел. И повсеместно «Мева» вызывала общее восхищение. Швертботик еще раз продемонстрировал свои возможности универсального туристского судна, отличные мореходные качества.
В июле 1971 г. Барбара Подейма и Кшиштоф Форбрих совершили на той же «Меве» новый рейс по Черному морю и низовьям Дуная.