В 10 выпуске сборника в заметке Ю. А. Манжоса «На заре водно-моторного дела в России» упоминался мой отец — Владимир Николаевич Пылков, которого журнал «Яхта» называл в свое время «первым русским спортсменом, начавшим самостоятельно конструировать суда с моторами». В сборнике отмечались заслуги отца, приводились фото и чертежи первых построенных им катеров. Поскольку читателям это может быть интересно, я хочу несколько дополнить приведенные в заметке сведения, пользуясь материалами из наших семейных архивов.
Владимир Николаевич родился и вырос в Петербурге, окончил (с золотой медалью) Военно-медицинскую академию. С 1900 г. работал начальником мастерских на заводе военно-врачебных заготовлений (ныне «Красногвардеец»), в годы гражданской войны был хирургом в полевых госпиталях Красной Армии. Ему принадлежит немало изобретений (сохранились, например, патенты на автоклавы, терморегуляторы, протезы конечностей), он был известен в свое время как видный конструктор в области медицинской техники, но в данном случае нас интересуют совсем другие стороны его деятельности.
С 1893 г. он состоял членом С.-Петербургского парусного клуба и на протяжении многих лет занимался яхтенным спортом. Ходил в основном на яхтах «Привет-II» и «Новик», не только спроектированных, но и построенных своими руками на верфи Петербургского парусного кружка.
Чертежи гафельного иола «Новик», на котором мы всей семьей плавали очень много, отец разрабатывал в 1912—1913 гг. Это была быстроходная 28-футовой длины яхта с плоским днищем и глубоким килем-плавником. В уютной рубочке находились две койки. Имелся 3-сильный вспомогательный двигатель (позднее был заменен более мощным 16-сильным). Подробное описание иола поместил журнал «Яхта» (№17), особо отмечая при этом, что конструктор в «Новике» вполне достиг желаемых результатов.
Проектировал отец и прогулочные суда самых малых размеров — различные ботики, лодки и байдарки. У меня сохранились, например, фото ботика «Авось» и довольно любопытного парусного каноэ, как тогда говорили — канадской байдарки.
С развитием в России автомобилизма и авиации В. Н. Пылков увлекся установкой на лодки двигателей внутреннего сгорания.
В статье Ю. А. Маижоса приведен подлинный чертеж катера (как тогда говорили — «бензиновой лодки») «Степа», который появился в 1905—1906 гг. Очевидно, это было второе построенное в России моторное судно. Проект был разработан отцом, а строил катер его товарищ по клубу A. Л. Золотов. В то же время или чуть позднее отец разработал чертежи и выполнил постройку катера «Потеха» (на снимке он изображен на Большой Невке, в районе Новой Деревин), который я отлично помню, так как впоследствии, в 1910—1912 гг., неоднократно плавал на нем.
В 1909 г. В. Н. Пылков написал и выпустил («издание автора») книгу для любителей водного спорта! под названием «Как построить моторную лодку». Обобщив свой опыт, он очень ясно и доступно знакомил читателей с построением теоретического чертежа лодки под двигатель определенной мощности, способами основных расчетов водоизмещения, остойчивости и т. п. Этой книгой он хотел помочь широкому кругу начинающих спортсменов освоить элементарные понятия, необходимые для того, чтобы самостоятельно построить корпус, сделать выбор двигателя, правильно разместить и смонтировать его. А ведь все это в те времена делалось именно самостоятельно, до серийного выпуска моторок было еще далеко!
В книге опубликованы рабочие чертежи нескольких мотолодок, построенных автором; например, прогулочной лодки с мотором мощностью 3 л. с., которая для того времени ходила отлично — до 15 км/час. Много внимания уделено изготовлению отдельных деталей и узлов корпуса, стапеля для его сборки, а также отделке и оборудованию всем необходимым. Исполненные лично им рисунки хорошо иллюстрировали различные моменты постройки судна, например, сборку стапеля, расстановку на нем набора и т. п. Думаю, что как первое у нас пособие по проектированию и постройке моторных лодок эта книжка имела важное значение.
Хорошо помню, как отец собирал двигатель. Однажды он приобрел на толкучке два цилиндра от разобранного старого мотора и два поршня с шатунами. Не хватало многого, но, не останавливаясь перед трудностями, он приступил к делу. Разработал сборочный чертеж, по которому была выполнена им самим и деталировка, вычерчены чертежи картера, коленчатого вала. Модели для литья он тоже делал сам. Должен сказать, я всегда удивлялся его умению, а главное — настойчивости: любое начатое дело он доводил до конца.
Отливки изготовили на заводе «Сан-Галли», а растачивал их он при мне — на своем токарном станке, который имел ножной привод. Мотор этот получился на славу: мощность его была, как мне помнится, около 20 л. с. Лодка ходила с огромной по тем временам скоростью — 25—30 км/час.
В 1912—1913 гг. отец по собственному проекту построил оригинальный железный катер «Адали» с мотором «Люет» в 16 л. с. На этом очень удачном катере мне также довелось плавать: он имел хороший ход, отлично выдерживал большую — до двух метров волну.
Надо упомянуть, что в 1931 г. издававшийся тогда журнал «Наука и техника» напечатал чертежи и описание «Адали» под заголовком «Мореходное моторное судно нового типа». Дело в том, что едва ли не в каждом своем проекте отец ставил и пытался решать какие-то новые задачи, а в те годы почти все в области постройки малых моторных судов было новым и неисследованным. Так и в проекте «Адали» автор применил комбинированные обводы, благодаря которым, как отмечалось 19 лет спустя, удалось совместить «относительную быстроходность и хорошие мореходные качества». Действительно, обводы корпус имел необычные: глиссирующие — плоские бортовые участки днища на уровне КВЛ и узкая «режущая» килеватая часть у ДП. Благодаря такому решению удалось очень низко опустить двигатель и основные запасы (топливо, вода), что увеличило остойчивость катера, а носовую часть сделать килеватой.
Катер «Адали» оказался последней работой отца. Постройкой малых судов ему заниматься уже не пришлось, в начале 30-х годов он тяжело заболел к в 1940 г. умер.
Думается, будет уместно, рассказывая о нем, отметить щедрость, с которой он делился своими идеями, предложениями, проектами, его огромную эрудицию, неистощимую изобретательность. Несмотря на то, что отец всегда был загружен до предела, он очень много читал, любил театр, музыку, занимался фотографией, прекрасно рисовал. На картинах его — море, паруса, яхты...