Мотолодки «Вулкан» и «Гейзер» хорошо знакомы нашим читателям — на страницах уже не раз появлялись и эти названия, и фамилии членов их экипажей. В 1969 г. мы печатали материалы об их предыдущем трансконтинентальном плавании — см. сборник №20. Теперь камчатские путешественники рассказывают о переходе по маршруту Одесса — Ленинград.
Успешно завершив одно из самых дальних плаваний, которые когда-либо предпринимались по внутренним водным путям, мужественные землепроходцы, конечно же, не останавливаются на достигнутом. Теперь у них новые планы: в составе экспедиции Академии наук СССР пройти на моторных лодках вокруг земного шара. Маршрут должен опоясать землю по широте Камчатки и проходить по внутренним водным путям трех континентов. Пожелаем им успеха!
В эпоху космических полетов тридцать тысяч километров, конечно, немного, но когда они пройдены тобой метр за метром, то выглядят уже совершенно иначе. Перечень водоемов, где побывали крошечные «Вулкан» и «Гейзер», порой изумляет нас самих: Амур, Ангара, Енисей, Обь, Иртыш, Кама, Ока, Волга, Днепр, Дои, Днестр, Западный Буг, Неман, озеро Ханка, Байкал, Братское море, Цимлянское и Рыбинское водохранилища, Черное и Азовское море и, наконец, Балтика. И почти везде нам задавали один и тот же вопрос: зачем вам это нужно? Ради чего вы периодически обрекаете себя на несколько месяцев мучений?
Как ответить на этот вопрос? Зачем, например, Чичестеру нужно было на старости лет огибать печально известный мыс Гори, да еще в одиночку? Когда еще Магеллан подтвердил, что земля круглая. А зачем вышел в океан 75-летний Уильям Уиллис?
Соображений, по которым люди отправляются в такие путешествия, обычно набирается много, но все они сливаются в одну равнодействующую, пусть не всегда четко сформулированную — стремление обрести веру в самого себя, в свои силы.
Ну и, конечно, хотелось познакомиться со всей нашей огромной страной не по книгам, увидеть все самим. Рассказать о родной Камчатке, а потом поделиться впечатлениями о виденном с земляками. Обо всем этом мы еще напишем книгу, а пока коротко расскажем о последнем походе.
«Вулкан» и «Гейзер» стартовали из Одессы 7 июня 1970 года. Но прежде хотелось бы напомнить, как камчатские лодки попали в этот красивый южный город. Как известно, в 1965 году они прошли от берегов Тихого океана до Москвы, преодолев 14 тысяч километров.
Второй этап мы условно назвали «Европейским кольцом». Вышли из Феодосии и через Дон, Волгу и Днепр вернулись обратно в Черное море.
И вот — третий этап. Черное море встретило нас неприветливо. Уже через 20 минут друзья, которые вышли провожать нас на лодках, повернули назад из-за ветра и дождя. Море разгулялось баллов до трех, но наши пластмассовые плоскодонки уже прошли на Азовском море и Цимлянском водохранилище крещение при пяти баллах, так что мы были спокойны. Часа через четыре простились с морем и, поливаемые холодным дождем, вышли в пресный Днестровский лиман. Был разгар наводнения — Дунай и Днестр вышли из берегов. Необузданная стихия изменила даже очертания лимана — появилось несколько ложных устьев. Мы долго плутали, бились то в один берег, то в другой, пока не наткнулись на гигантское поваленное дерево, которое могло быть вынесено в лиман только течением реки. Ориентируясь по нему, мы довольно быстро вошли в русло Днестра.
Много мы видели рек, часто приходилось сравнивать их друг с другом, но Днестр со своими неимоверными кривунами — один в своем роде. Ни по одной карте не могли определить, какое же расстояние пройдено за день. Не помогал и учет израсходованного горючего — ведь мы шли против течения, которое ежечасно «съедало» у нас 8—10 километров.
Река, которая затопила все вокруг, — зрелище неописуемое. Дома и деревья стоят по пояс в воде. «Вулкан» и «Гейзер» запросто шли через фруктовые сады, а ведь сады эти посажены на высоких берегах! На семь метров поднялась река, и можно представить себе, как она «раздалась в плечах».
В солнечной Молдавии в середине июня мы мерзли, как на севере Камчатки. Шутили: «дома отогреемся».
Несмотря на то, что нас непрерывно сопровождали дожди, уровень воды вдруг начал резко падать. В верховьях реки наши «Вихри» начали все чаще визжать иа перекатах. Чтобы успеть попасть водным путем в Николаев на Днестре, мы шли теперь днем и ночью.
В верховьях Днестра началась уже Украина — вторая советская республика на нашем пути, а впереди еще пять: Белоруссия, Литва, Латвия. Эстония, РСФСР.
Из Николаева лодки пришлось перевезти по суху до Западного Буга. Такую реку, как Буг, можно видеть только в кадрах «Клуба кино-путешественников», рассказывающих об экзотических странах. Густые зеленые деревья, переплетаясь кронами, закрывали небо. «Вулкан» и «Гейзер» стремительно шли по течению, огибая многочисленные кусты и заломы, словно на слаломной трассе. Если на Днестре нам изредка встречались моторки, то здесь, казалось, мы были единственными.
Мы не случайно именно в эти дни оказались на Буге. Третий поход был посвящен 25-летию Победы, и нам хотелось в эту годовщину быть на реке, видевшей первые дни войны. 23 июня рано утром «Вулкан» и «Гейзер» ошвартовались у стен крепости-героя Брест. Любителей водно-моторного спорта в Бресте очень много. Как и во всех городах на нашем пути, здесь сразу состоялась неофициальная пресс-конференция, на которой мы рассказали о дорожных впечатлениях, о Камчатке. Посмотрели на выступление воднолыжников, на прыжки с трамплина, сделанного ребятами под руководством тренера С. И. Трощеновича по чертежам, напечатанным в «Катерах и яхтах».
Днепровско-Бугский канал. «Вулкан» и «Гейзер» имеют большой опыт шлюзования, так что без осложнений прошли все шлюзы Пинска. За неделю до этого вышли из строя редукторы обоих моторов. Один заменили запасным, а второй требовал ремонта (в смазку попала вода). В Пинске имеется гарантийная мастерская по ремонту «Вихрей», но разговаривать с заведующим- оказалось очень трудно, по крайней мере, без рубля в кулаке. Сами разбирать редуктор мы не захотели, доверились ему. Осмотрев узел, «мастер своего дела» твердо сказал: «Редуктор цел». Усомнившись в компетентности Аркаши, как его здесь называют, мы решили проверить и оказались правы: вышел из строя подшипник № 60304. Словом, из трех редукторов собрали два и к вечеру были уже в Пинских болотах.
Огинский канал. Прямой как стрела, он на всех картах обозначен как судоходный. Позабыв о предупреждении Козьмы Пруткова «Не верь глазам своим», мы из Ясельды в Щару решили попасть именно Огинским каналом. Прошли первые три километра — вроде бы ничего, под килем заветные три фута. Но еще минут через десять поняли, что на оставшиеся 57 километров придется, как говорится в нашей песне, «стать буруном белым», т. е. толкать лодки сзади. Канал чахлый, течение довольно быстрое — часа через два ноги как свинцом налились, мы едва передвигались. Потом долго тащили лодки, идя по берегу.
А ведь эту водную трассу построили люди, и построили не случайно. Старожилы рассказывают, что суда здесь шли и днем и ночью. Канал служил путем из Балтики в Черное море. Ведь он соединяет Щару — приток Немана, впадающего в Балтийское море, и Ясельду, впадающую в Припять, а там через Днепр до Черного моря рукой подать. Люди сделали, люди сломали. Хочется верить, что снова сделают.
Дожди продолжали нас преследовать. В конце июня, оставив позади Щару и Неман, мы подошли вплотную к Балтийскому морю.
В Литве нас встретили радушно. В Каунасе, например, нам нужно было отремонтировать редуктор, но, к сожалению, документов на моторы мы не захватили.
— Дело в том, что я имею право ремонтировать моторы только по гарантийным документам, — сказал нам заведующий мастерской А. Шлапикас (известный гонщик, почетный мастер спорта). — Для вас могу дать свой личный мотор. Потом пришлете.
Разумеется, мы отказались от такого великодушного предложения, прекрасно понимая, что мотор ему самому нужен. Сразу же дали телеграмму в Куйбышев па завод, где нас хорошо знают, и быстро получили необходимые бумаги.
Куршский залив. Это еще не море, но уже Балтика. До Клайпеды шли под тентом.
Видимо, этот проклятый циклом (или антициклон — нам как-то все равно) решил эскортировать нас до самого конца. Если бы хоть дождь и ветер были теплыми, как это и положено летом — еще полбеды.
Перед выходом в море ребята на спасательной станции уговаривали нас переждать непогоду в Клайпеде — все-таки шесть баллов. Переждать, конечно, можно было, но долгосрочный прогноз ничего утешительного не обещал. Пришлось рискнуть.
Каких-нибудь тридцать метров, и мы уже не видели друг друга — маленькие белые лодки сливались с многочисленными барашками.
Боясь прибрежных камней, мы шли мористее. Нам много приходилось плавать на больших судах, ощущать ширь океана и даль горизонта. На «Вулкане» и «Гейзере» все было иначе: мы на эту громадину-море смотрели в основном снизу.
Особенно трудно было идти по ветру. «Вихри», ревя и задыхаясь, медленно вытягивали лодки на водяную гору, с которой они стремительно скатывались вниз, пока очередная волна мощным ударом о скулы не останавливала их бег.
В Рижском заливе нас изрядно потрепал встречный пятибалльный ветер. Но особенно трудно стало после Риги. Берега здесь каменистые, многочисленные мысы далеко выдаются в море, приходилось идти по возможности дальше от берега.
Но и это не спасало: только у эстонского побережья насчитывается, как нам сказали, около 700 островов. Иногда в десяти милях от берега мощным ударом о камни мотор выбрасывало на транец лодки. Самым тяжелым днем можно считать двадцатое июля: на Балтику со скоростью 28 метров в секунду грянул ураган, и море сравнялось с небом. Мы успели в большой накат выбраться на берег; естественно, лодки при этом залило водой. Ураганный вихрь пролетел довольно быстро. Несколько часов мы сушились, потом двинулись дальше. Боясь, что погода еще больше испортится, мы опять заторопились, решили идти и ночью, по карте.
23 июля в 00.15 «Вулкан» и «Гейзер» вошли в Неву и ошвартовались у причала военно-морского училища имени Фрунзе.
Через несколько дней снова в путь. Впереди Ладога, Онега, Волro-Балт и, наконец, финиш — Москва.
Когда в прокуренной комнате на Камчатке мы составляли планы будущих маршрутов «Вулкана» и «Гейзера», тогда все это называлось мечтой. Сейчас мы снова мечтаем. По предложению Института географии Академии Наук СССР намечено организовать кругосветное плавание под условным названием «Континенты — Океаны» или «Камчатский экватор». Цель — совершить первое в мире кругосветное плавание по одной широте через реки Азии, Европы, Америки и два океана. Мы надеемся стать участниками этого похода. Пока это только мечта. Но мечты сбываются, мы в этом убедились.