Наконец-то наступило это долгожданное утро. В пять уже все на ногах. Кругом суматоха, дежурные наскоро готовят завтрак, ребята натягивают на себя все, что есть теплого. Нас 16 человек. Все мы «немного романтики», заболевшие тягой к дальним странствиям и не как-нибудь, а именно под парусами. Пожалуй, все чуть-чуть волнуемся: это первое дальнее плавание в жизни нашего яхт-клуба!
Выезжаем в 6.00 курсом на Витебск — по шоссе. Мчащийся автопоезд имеет внушительный вид. Шлюпки, погруженные транцем вперед (одна на грузовик, а другая на прицеп), кажутся просто огромными! Через пять часов — в самом конце сухопутного этапа — первое препятствие. На середине извилистой улочки. ведущей к реке, огромная куча кирпича! Приходится аккуратно перекладывать кирпич на другое место...
Быстро спустили шлюпки, загрузили их, разобрались по командам. И вот — поднимаем паруса! Ветер слабый. Ветки прибрежного кустарника, наполовину залитого мутно-желтой весенней водой, дрожат от напора стремительного течения. Оно подхватывает пас и несет через город. На набережных Западной Двины колонны демонстрантов. Повсюду транспаранты и особенно яркие на фоне серого неба красные флаги. Ведь сегодня 1-е Мая! Несмотря на начавшийся дождь, настроение праздничное.
Оставляем возле шлюпок двух вахтенных и живописной группой — в штормовках и сапогах идем в ближайшую столовую. Капитально отобедав, ужин берем с собой в дюралевые бачки (изготовленные по специальным чертежам). Тем временем ветер скис окончательно, а дождь усилился. Паруса, которыми мы накрываемся, плохо защищают от потоков воды. Погода явно против нас.
На 52-м километре нашли удобную бухточку, кое-как поставили палатки. Возле шипящего под дождем дымного костра командиры устроили первый совет, на котором было решено ввиду мерзкой погоды «свистать к вину».
Утром даже самые ярые любители поспать старались не задерживаться в сырых спальных мешках и жались поближе к костру. Делимся впечатлениями. Один рассказывает: «Лежу я, братцы, то ли сплю, то ли пет, непонятно. Вдруг чья-то мокрая лохматая лапа наступает на лицо. Тут уж просыпаюсь, со страху хватаю эту лапу, на меня вали гея что-то тяжелое и шипит голосом Жени Сухарева. Оказывается, он остался ночевать в шлюпке, да не выдержал, ночью ботинок не нашел и в шерстяных носках полез спать в палатку»...
Другой все утро хмуро ищет носки. Перед самым отходом вроде бы нашел. «Где же они были?» — «Сгорели...»
Небо понемногу проясняется. Измученные сыростью (еще не зная, что до конца похода на пас больше не упадет ни капли дождя!) мы радостными возгласами встречаем солнце! Теперь шлюпки выглядят очень эффектно. Идем с бурунами, наклонясь белоснежными парусами. Жизнь течет своим чередом: сушим и проветриваем подмокшее снаряжение, внимательно следим за рекой. Мчимся с великолепной скоростью — не менее 6 узлов (очень помогает течение!). Оптимисты утверждают, что этак в Ригу придем не позже 8 мая. Пессимисты напоминают о порогах и плотинах.
За Бешенковичами река резко бросается вправо, как будто уперлась в непреодолимую преграду, ветер становится встречным. Тут пришлось поработать и оптимистам, и пессимистам. Несколько часов мотались галсами от берега к берегу. У шкотовых ободраны в кровь ладони, командиры сорвали голоса... А дальше — за Новополоцком, опять резкий поворот и опять лавировка. Ветер дует с силой 5—6 баллов, гребешки волн зеплескиваются в шлюпку.
Швартуемся в полной темноте, в лесу, за которым всю ночь пылает огромный факел газа над трубой химкомбината. Подводим итог: за день прошли 131 км (как выяснилось позднее, это был наш рекорд — самый большой суточный переход!).
Дальнейшее плавание протекало довольно спокойно, если не считать воздушных переходов, совершенно нас замучивших. Очень трудно издалека рассмотреть провода, протянутые над рекой. А ведь нужно успеть спустить паруса и срубить мачты! Зато делать это мы научились почти мгновенно.
Латвия. Проходим Краславу. Беленький городок кажется игрушечным на фоне густого соснового леса. Слабый ветерок только делает вид, что надувает паруса, опять идем благодаря верному союзнику — течению! Кое-кто разделся и принимает первые в этом году солнечные ванны. А вот в Даугавпилс буквально влетаем, идя полным бакштагом. Очень жаль, что из-за обилия проводов, паромных переправ и мостов пришлось паруса опускать и садиться на весла...
За городом долго не могли найти места для ночлега. Берега здесь низкие, поросшие низким кустарником. Дамбы не смогли сдержать яростный напор весенней реки, вода привольно разлилась далеко за ними. Решаем перескочить залитую Дамбу и идти к лесочку, темнеющему вдали на левом берегу. Первая шлюпка удачно преодолела это препятствие, но уже вблизи облюбованного места стоянки вдруг остановилась, как вкопанная. Оказалось, пером руля зацепили за проволоку поваленной рекой ограды. А вторая шлюпка засела на дамбе. Пока снимались, стемнело окончательно. Как уж наш главный кок Люда ухитрилась мгновенно сварить манную кашу на сгущенке — непонятно.
Шестой день похода качался с сюрприза: пропало течение. Впереди — плотина Плявинясской ГЭС, принявшая на себя чудовищный напор паводка. А силы ветра хватает только на то, чтобы кое-где чуть рябить зеркальную гладь широкого плеса. Шлюпки еле ползут, хотя мы сменяемся на веслах каждые 15 минут. К полудню добираемся до ГЭС, нетерпеливо взбираемся по откосу вверх и пораженные открывшимся Видом замираем. «О-го-го! — замечает кто-то, — костей не соберешь!». Огромная масса воды с каким-то шелестящим шумом низвергается вниз. А то, что творится далеко внизу, там, куда падает эта лавина, ни с чем сравнить нельзя. И подымается оттуда страшный своей монотонностью рев...
Приступаем к утомительной операции под кодовым наименованием «перетаскивание шлюпок». Эти два километра запомнятся надолго! Попутно выяснили, что двигать лодки на деревянных катках гораздо легче, чем на обрезках металлических труб.
Вторую плотину преодолели сходу: воспользоваться ручной тележкой на пневматиках нам любезно предложил мастер гидростанции Херберт Янович Томберг. Когда же у тележки лопнула камера, наш ангел-хранитель достал грузовую машину. В этом замечательном городке Кекумсе все делалось, как по щучьему веленью: пока мы обедали в столовой, тракторист, которого никто из нас даже не видел, перевез оставшееся перед плотиной снаряжение...
Теперь мы почувствовали себя героями. До цели рукой подать! Ночуем на острове Долее. С утра делаем большую приборку, скоблим, чистим и моем все, что можно. После плотин река, ревущая па порогах возле этого острова, особого впечатления не производит. Однако надеваем спасательные жилеты, соблюдаем все меры предосторожности. Скорость течения около 20 км/час. Вода кипит, взлетают хлопья пены. Водовороты и непривычная толчея волн мешают грести.
Празднуем День Победы в Риге. В Центральном яхт-клубе встретили нас отлично. А потом помогли погрузить шлюпки на пришедшую за нами машину. Даже не верится, что поход занял всего десять дней! Столько всего повидали.
Теперь несколько слов о нашем клубе. Официальный день рождения яхт-клуба Великолукского радиозавода — 9 мая 1967 г. Но на самом деле он был основан на несколько педель раньше. Произошло это так. Городскому Комитету ДОСААФ срочно понадобилась команда для областных соревнований по морскому многоборью. А на нашем заводе нашлось несколько человек, знакомых с морским делом по прежней службе в ВМФ или на судах торгового флота. Дали нам старенький шестивесельный ял с дырявым бортом, но зато с парусным вооружением. Этого старичка мы общими усилиями подремонтировали и отвезли на озеро Урицкое, в 50 км от города. Озеро большое, берега поросли хвойным лесом, есть песчаные пляжи, множество живописнейших островов. Сюда на тренировки начали выезжать вшестером каждую субботу. Так появилась парусная секция.
Потом завод приобрел для нас «Казанку» и подвесной мотор. Образовалась водно-моторная секция. Когда есть лодка и мотор, сами собой появляются водные лыжи организовали еще одну секцию. Народу сразу прибавилось. Дирекция, видя, что ребята занялись делом всерьез, выделила деньги на приобретение двух швертботов класса «М» и гоночного катамарана.
Появился совет клуба, разработали мы его устав, правила безопасности. Зимой еженедельно в Доме культуры проводим теоретические занятия, ну а летом — ясное дело: тренировки, гонки, а теперь и дальние походы.
Сейчас в строю пять парусных судов, две «Казанки», 5-местный катер, используемый для буксировки лыжников, и скутер, построенный по чертежам сборника. В клубе 49 полноправных членов; самому младшему из них — 11 лет, самому старшему — 52. Директор завода тоже ходит на парусниках (пока юнгой).
Чувствуем, что на озере нам уже тесно!