Маршрут выглядел так: исходный пункт станция Шалакуша Северной железной дороги (800 км от Москвы), далее вниз по рекам Моша, Онега, Икса (тут 4 км волоком) в Ундозеро, затем река Верхняя Ундоша — Солнцозеро — озеро Глубокое — река Ундоша — Почозеро — река Кена и снова по Онеге и Моше до Шалакуши. Протяженность пути примерно 500 км. Мы предполагали провести в дороге 26 дней и сделать две остановки для отдыха: четыре дня на Ундозере и шесть дней на Кенозере. Два участка маршрута (по рекам Икса и Ундоша) проходят по ненаселенной местности. Наш экипаж должен был состоять из двух человек. Лодку решили строить сами. Остановились на разборной лодке из стеклопластика конструкции М. И. Якубовского, которую мы незначительно усовершенствовали. Бортовой мотор собственной конструкции сделан на базе велосипедного двигателя «Д-4».
Что нас ожидало на маршруте, мы представляли смутно, так как при его разработке пользовались самой обычной картой Архангельской области и рассказом одного туриста, товарищ которого был на Иксе и Ундозере.
Первую попытку пройти по этому маршруту мы сделали в сентябре 1966 г., но она окончилась неудачей из-за несовершенства конструкции бортового мотора.
Но вот в продаже появился подвесной лодочный мотор «Салют», который нас устраивал как по весу, так и по мощности. Мотор был приобретен, обкатан и опробован на нашей лодке. Результаты показались обнадеживающими, и мы решились на новую попытку.
1 сентября 1968 г. мы сошли с поезда Москва — Архангельск на станции Шалакуша. Лодка и все снаряжение уже ожидали нас в багажной кладовой. На перевозку багажа до Моши, на сборку лодки, заправку бензином и укладку вещей было затрачено 2 часа.
Первый участок пути вниз по Моше до Онеги был нам знаком по предыдущему плаванию. Пройдя 23 км, засветло остановились на ночевку в избушке. На этом участке Моши имеется шесть таких избушек, которыми в летнее время пользуются косцы сена, рыбаки и охотники со станций Шалакуша и Лепша.
У окраины поселка Шалакуша небольшой порог, после которого Мо-ша становится очень глубокой, идти можно на полной скорости. Через 26 км стоит другая избушка, ниже которой — перекат длиной около километра, заканчивающийся порогом. Перекат можно пройти на веслах или с шестом, а через порог лодку удается провести только на бечеве. Ниже по течению еще два порога. На более тяжелых лодках все эти пороги непроходимы. В четырех километрах от устья Моши стоит село Федово, где есть столовая и два продуктовых магазина. Можно достать и бензин.
Река Онега встретила нас лесосплавом. Шла последняя очистка берегов и порогов от так называемого аварийного леса. Онега на участке от устья Моши и до устья Иксы довольно широка, течение сильное, но, несмотря на достаточную глубину, идти по ней нужно очень осторожно из-за большого количества подводных валунов и топляков. Лучше придерживаться крутых берегов и лесосплавных отводов. По берегам Онеги много деревень и в любой из них при необходимости можно заночевать — местные жители гостеприимны и внимательны.
В 10 км ниже устья Моши на Онеге расположен поселок рабочих-сплавщиков — Росляково, а за ним сооружена мощная, регулирующая сплав леса, запань. Ежегодно трест «Онегалес» заготавливает, сплавляет и перегружает на железную дорогу около миллиона кубометров леса!
В связи с тем, что на протяжении ближайших 200 км рассчитывать на приобретение бензина не приходилось, мы полностью запаслись им в Росляково, купили продуктов и (вдруг понадобится!) пару бутылок спирта, который здесь продают вместо водки.
Запань в Росляково была закрыта, и нам пришлось метров триста тащить лодку и вещи на себе. Рабочие лесосплава говорят, что летом у запани река бывает забита лесом на расстоянии до 5 км.
Семикилометровый участок Онеги между запанью и устьем реки Иксы изобилует подводными валунами и топляками. От запани до острова необходимо идти левым берегом, у острова перейти на правый и, миновав остров, сразу снова уйти как можно ближе к левому берегу. За островом ка дне реки огромные валуны, течение очень сильное, вода кипит как в котле и идти довольно трудно.
Река Икса. Позади 58 км пройденного пути. Последняя деревня Черцово в трех километрах от устья, дальше населенных пунктов нет. До Черцова на Иксе целый каскад небольших порогов и перекатов, лодку можно провести только на бечеве. Сразу за деревней мощный порог Петрушка. Лодку можно вести, не разгружая, но понервничать придется. Дальше до Раменских порогов Икса глубокая, все время можно идти на моторе. На этом участке тоже имеются избушки для ночлега.
Утро шестого дня плавания мы встретили у известных Раменских порогов. Семь километров пешком по колено в воде, семь километров с бечевой на плече или с шестом в руке. Бредешь-бредешь, тащишь-тащишь... За каждым новым поворотом — новый порог, и все разные по характеру. В этот день мотор отдыхал, зато мы работали, как заводные. За весь день прошли 10 км, но Раменские пороги остались позади.
Следующий день был полегче: половину пути шли на моторе и любовались красотой девственной тайги.
Порог Падун. Лодку пришлось разгрузить и проводить пустую на бечеве. Миновали брошенные поселки лесорубов Лоховое и Подволочье. Перед поселком Лоховое прошли еще два больших порога, но хуже всего пришлось, когда мы подошли к устью реки Кармы. Здесь Икса встретила нас целым каскадом порогов, мелких, труднопроходимых, длиной не меньше Раменских. Недаром жители Прионежья называют Иксу выше устья Кармы Сухой Иксой. На преодоление этих порогов ушел целый день.
8 и 9 сентября — самые невезучие дни за все время отпуска. Мы убедились, что значит не иметь хороших карт и схем маршрута! По нашим расчетам мы уже должны были пройти те 14—16 км от устья Кармы до волока на Ундозеро, поэтому стали на правом берегу искать начало этого волока. Видим что-то подходящее: на одном месте несколько стоянок туристов, дорога, идущая в лес на юг, а на ней окурки сигарет, упаковка от печенья, конфетные обертки и прочие «улики». Прошел по этой дороге 4—5 км, но озера не обнаружил. Вернулся. Идем на лодке выше по реке. Преодолели очень красивый, с большим перепадом уровней порог Большой Падун длиной 60 км. Вода падает по трем ступеням с высоты 3,5—4 м. Лодку и вещи мы перенесли по берегу и двинулись дальше. Дошли до брошенного поселка лесорубов Верхняя Икса, Утром осмотрели дома поселка и обнаружили подозрительно мало надписей, которые туристы обычно оставляют на стенах, столах и столбах на местах своих стоянок. Все дома и избушки по нашему маршруту были густо испещрены этими надписями, и вдруг их стало мало. Очевидно, мы где-то просмотрели волок, скорее всего у порога Большой Падун, где следов туристов было еще много.
Утром следующего дня продолжили путь вверх по Иксе. Километров пять шли на моторе, затем на шестах преодолели двухкилометровый порог, а еще через два километра дошли до несомненного начала волока: весь берег утоптан, кто-то из туристов на видном месте поставил шест со стрелкой-указателем, на котором написано: «Ундозеро 4 км».
Разгружаемся, вытаскиваем лодку, ставим ее на колеса от детской коляски, загружаем вещи и в хорошем настроении трогаемся по тропе волока. Примерно через триста метров хорошее настроение бесследно исчезло: тропа пошла по болоту, заросшему мелким лесом и мхом, по которому нашу лодку-повозку пришлось переносить на руках, оставив на месте весь груз. Метров через 400 поставили лодку, вернулись за вещами, перенесли их метров на шестьсот, потом снова сходили за лодкой, и так далее...
Примерно на половине волока имеется небольшое лесное озеро с болотистыми берегами. Тропа идет вокруг озера на противоположный берег. Не снимая колес, спустили лодку на воду, погрузили вещи и переплыли на другую сторону.
За озером тропа вскоре вышла из болота и пошла по заросшим смешанным лесом увалам, где уже можно было катить лодку на колесах. Но вот, после нивесть какого по счету подъема на увал, внизу блеснуло зеркало долгожданного Ундозера. На преодоление четырехкилометрового волока мы затратили шесть часов.
Позади 133 км пути. Три дня мы отдыхали. Нужно было побывать во всех населенных пунктах, которых на Ундозере три, ознакомиться с наиболее красивыми островами (их здесь, по словам местных жителей, 77), поохотиться на водоплавающую дичь. По совету местного жителя охотиться решили в травяном заливе Ундозера, в трех километрах от деревни Скирлахта. При выходе в залив на его центральном плесе увидели самых красивых и величественных представителей пернатого царства — лебедей. Птицы совершенно не обращали на нас внимания и продолжали заниматься своими делами. Нам необходимо было пройти именно по этому плесу, чтобы попасть на остров, выбранный для ночлега, но пугать лебедей не хотелось. Пришлось продираться через траву.
На острове мы прожили около двух дней и очень хорошо поохотились. Уток в заливе, действительно, много.
Ундозеро — не очень большой водоем, примерно 10X12 км, с сильно изрезанной береговой линией. Много лахт, островов и мысов. Это самое «рыбное» место в этом районе.
На третий день мы пересекли озеро в южном направлении и стали искать вход в реку Верхняя Ундоша, что оказалось не так-то просто: залив, из которого берет начало река, сильно зарос тростником и травой, а река сразу после выхода из залива делает крутой поворот направо к первому небольшому' порогу, который можно проходить на лодке. За порогом, на правом берегу, у косогора прилепилась хорошая избушка, которую с реки можно и не заметить, так она спрятана в лесу.
От Ундозера до Солнцозера примерно 15 км. На первой половине реки Верхняя Ундоша семнадцать порогов, из них четыре больших, через которые лодку можно провести только с помощью бечевы.
На Верхней Ундоше, кроме упомянутой выше, есть еще две избушки — ниже порогов и в устье на берегу Солнцозера. Под порогами очень хорошо ловится на спиннинг щука. По берегам повсевместно встречаются следы деятельности бобров: сваленные в воду и обглоданные стволы осины, подводные норы и сильно умятые лазы на берег в прибрежный лес.
Солнцозеро и озеро Глубокое вытянулись с запада на восток. Между ними имеется протока, которая берет начало в правом западном углу Солнцозера. Выйдя из протоки в озеро Глубокое, тоже нужно идти в правый его угол, где озеро делается все уже и уже и незаметно переходит в реку Ундошу.
По реке до заброшенной деревни Оленьи Рожки порогов нет. За деревней начинается сильный слив, который тянется на два километра и заканчивается двумя большими порогами. Эти пороги труднопроходимые, лодку необходимо частично разгружать и спускать на бечеве. В 15 км от озера Глубокое на берегу реки стоит избушка, где мы и заночевали.
15 сентября. Бензина осталось четыре литра. Вышли в 9 часов и сразу ниже избушки преодолели три последних на Ундоше порога. Дальше вниз по реке будут только сливы, мели и перекаты. Река все время петляет. Идешь-идешь, а все торчишь на одном месте. Бывает, что пройдешь километр по реке, а по суше до этого места всего сто метров. Петля следует за петлей, слив за сливом, перекат за перекатом, и так весь день. В реке топляки, хлам и мелкие песчаные и галечные участки. Берега довольно крутые, лесистые и покрыты сплошным ковром брусники. Леса изобилуют крупным зверем. На песчаных отмелях мы часто видели следы лосей, медведей. В сумерках посчастливилось увидеть на водопое лося с годовалым лосенком, которые подпустили нас очень близко — мы шли бесшумно на шестах (бензин кончился). За этот день прошли около 60 км, из них километров десять на шестах. Ночевали под тентом на берегу.
Утром снова в путь и опять на шестах. Примерно через десять километров подошли к мосту через Ундошу в районе деревни Кузьминка. Чуть ниже -по течению увидели на реке людей: рабочие готовили лес для весеннего сплава. Интересовались, откуда мы идем, устройством лодки, мотором «Салют», который они увидели впервые. Вообще, местные жители очень интересуются лодочными моторами и знают их. С большим уважением относятся они к мотору «Москва». В почете и «Стрела». А вот «Ветерок» они не любят, считая его конструкцию слишком слабой для местных условий.
В завершение беседы нам налили два литра бензина. Толкаться на шестах хорошо для развития мышц, но утомительно. В районе деревни Кузминка река стала совсем мелкой и сильно захламленной. Постоянно приходилось выключать мотор и опять браться за шесты.
Почозеро. Ундоша «разрезает» его точно посередине. Бензином и продуктами запаслись в поселке Почи. Поселок большой, благоустроенный, имеется несколько магазинов, хороший клуб и электричество — почти городская жизнь. В реке здесь много валунов и топляков, идти нужно очень осторожно. Мы несколько раз стукались мотором о камни, а в сумерках на полном ходу налетели на один из подводных валунов. К счастью, все окончилось благополучно, полетела только шпонка, но момент был опасный. Ночевали на берегу под тентом между поселками Почи и Усть-Почи под аккомпанемент дождя со снегом.
17 сентября. Дошли до моста у поселка Усть-Почи. Разгружаемся, лодку и вещи перетаскиваем через естественную дамбу на Кенозеро. Если идти дальше по Ундоше, то в Кенозеро попадешь, но пройдешь три лишних километра.
Длина озера 40 км, ширина 12 км. Береговая линия сильно изрезана, очень много островов, особенно в центральной и восточной частях. Есть очень красивые острова, заросшие густым лесом. Есть голые, каменистые. Самый большой остров — медвежий, длиной три километра.
Первые два дня живем в деревне Вершинина, где есть магазин, столовая, почта, электричество и радио. Потом перебрались на четыре дня в восточную часть озера на Поромский остров в пяти километрах от поселка Першлахта. Охотились, ловили рыбу, наслаждались чудесной погодой.
23 сентября отправились дальше. У поселка Першлахта вошли в реку Кена. В Коровинском лесопункте запаслись бензином на весь дальнейший пункт.
В поселке Коровино начинается каскад Коровинских порогов длиной около 5 км. Пороги сильные и достаточно глубокие. При соответствующем навыке их можно проходить на лодке, но обязательно с выключенным и поднятым мотором.
До деревни Самково идти нужно очень осторожно, обращая особое внимание на береговые знаки судоходной обстановки, которыми обставлен этот участок реки. Течение сильное, много мелей, перекатов, подводных камней и огромное количество топляков.
Ниже деревни Кена становится широкой, глубокой и спокойной, в устье имеется один небольшой порог. После обеда пошел мелкий осенний дождь, который с небольшими перерывами сопровождал нас до самого конца похода.
В этот день нам впервые пришлось возиться с мотором: на малых оборотах помпа перестала подавать воду. Заменили крыльчатку, после чего работа помпы улучшилась. Из-за непредвиденной задержки порог (последний на Кене) преодолели уже а сумерках. Перемучились и пришли к выводу, что на незнакомой реке в темноте пороги лучше не проходить. Ночевали на берегу под тентом. За день прошли 48 км.
Утром снова встретились с Онегой. Перед поселком Конево прошли по каскаду Верещагинских порогов, затем одолели Труфановские пороги. В поселке Труфановского лесопункта есть столовая. Пройдя Кузнецовские пороги, остановились на ночлег недалеко от устья Моши. Все вышеперечисленные пороги можно пройти на лодке под мотором на малых оборотах.
В связи с тем, что течение на Онеге очень сильное, особенно на порогах, мы за этот день прошли без особого труда 65 км.
На другой день утром вошли в устье Моши. Кольцо маршрута замкнулось, дальше путь уже знаком. Через все пороги на Моше лодку проводили на бечеве и за день прошли всего 18 км.
26 сентября — последний день на реке, вечером должны быть уже в поезде. Но день начался с неудачи: помпа мотора перестала подавать охлаждающую воду. Разбираем подводную часть и выясняем, что в плохой работе помпы крыльчатки не виноваты. Вероятно, в воде пройденных рек, на порогах, отмелях и перекатах в мотор попадало много взвешенного песку, который примерно на 0,5 мм выработал дно корпуса помпы.
Вырезаем кольцо из донышка консервной банки и плотно подгоняем его надфилем по месту в корпусе помпы. Собираем мотор, пробуем. Помпа хорошо подает воду даже на самых малых оборотах. Весь ровный участок Моши проходим без задержек.
У последнего порога делаем остановку, обедаем и сушим у костра мокрые вещи. До прихода поезда остаются считанные часы. Начинаем первый раз за весь отпуск по-настоящему торопиться. Не разгружая лодки, один преодолеваю порог на моторе, продвигаясь буквально сантиметрами. Лодку водило из стороны в сторону, и мне все время казалось, что вот-вот откажет мотор. Обошлось, порог взят. Проходим последние триста метров и оказываемся на том самом месте, откуда вышли 26 дней тому назад.
Решетка из-под лодки, которую мы при выходе в плавание подвесили под мостом через Мошу, была на месте. Разбираем лодку на секции, укладываем все в решетку и запечатываем. Местные жители, особенно ребята, принимают деятельное участие в наших сборах. С их помощью груз был быстро доставлен на станцию и (примерно за час до прибытия поезда) сдан в багаж. Поезд на станции стоит 4 минуты.
За короткий промежуток времени мы повидали столько интересного, что не увидишь и за многие годы. Выбранные нами лодка и мотор хорошо себя зарекомендовали на преодолении довольно тяжелого не только для людей, но и для техники, маршрута. Нужно бы наладить серийный выпуск таких разборных лодок из пластмассы. Конечно, желательно к мотору «Салют» иметь водометную подводную часть — это было бы наилучшим сочетанием лодки и мотора для туристского плавания по рекам и озерам Архангельской области, Карелии и Урала.
Мы очень признательны московскому заводу за мотор, работал он очень хорошо. А корпус помпы, я думаю, завод усилит.
Читатель, возможно, обратил внимание, что оба раза мы ездили в Архангельскую область в сентябре. В этом месяце там нет комаров и мошки, которые могут превратить отдых в ад. Красота северной предосенней природы, обилие ягод и грибов, хорошая охота и рыбная ловля — все это встретишь именно в сентябре. Правда, бывает немного прохладно, но к этому привыкаешь.
Названия порогов и населенных пунктов на схеме маршрута и в тексте указаны со слов местных жителей.