Начиная с 1952 г., когда открылся Волго-Донской канал, наши яхтсмены каждые пять лет совершают парусные переходы из Севастополя в Волгоград и обратно. Неизменным участником всех походов была килевая яхта «Слава» — бермудский Шлюп парусностью около 75 м2, водоизмещением 10 т, имеющий наибольшую длину 12,5 м, ширину 2,7 м и осадку 1,8 м. Яхта оборудована восемью спальными местами.
В 1967 г. на «Славе» установили мотор «Л-12», который значительно облегчил прохождение шлюзов, снятие с мели и т. п. Но все движение но морям, рекам и каналу совершается только под парусами. Команда обычно состоит из 10—12 человек.
1952 г. Тогда Волго-Дон только готовился к открытию, через канал и реку Дон проходили бесчисленные провода. Провести под ними «Славу» было делом нелегким. Да и глубины вызывали сомнение. Ростовские яхтсмены категорически заявили, что выше Ростова «Славе» по Дону не пройти.
Действительно, было трудно. Особенно изматывали мели. Иногда приходилось специально садиться на мель за фарватером при лавировке, чтобы уступить дорогу каравану из буксира и нескольких барж.
Шли при верховом ветре против течения. Изнуряли лавировки — тысячи поворотов на узком, порой пяти-десятиметровом фарватере.
По Цимлянскому водохранилищу шли без карт — их еще не существовало. Из воды молодого моря кое-где торчали верхушки затопленных деревьев. Местами верхушки образовывали коридоры, между которыми угадывалось бывшее русло Дона. Часто приходилось, забираясь на гик, кренить яхту до 35—37° и проходить под проводами, поднимая н перебрасывая их через топ мачты.
На яхтах «Слава» и «Диана» севастопольцы приняли участие в торжественном открытии Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина в качестве лидеров водного парада спортивных судов.
Последний раз по этому маршруту мы прошли в июле 1967 г. Наш приход в Волгоград снимали операторы телевидения, так что дома друзья и знакомые видели нас на экранах.
1600—1800 миль до Волгограда и обратно мы проходим за 33—35 суток, из них ходовых — 23—27 суток. Бывает, что при ветре 4—5 баллов в бакштаг или фордевинд яхта делает по 7—8 узлов, но средняя скорость не превышает 70 миль в сутки.
Полезность похода, естественно, не исчерпывается количеством пройденных миль. Во время длительного перехода по маршруту море — река — канал яхты попадают практически в любые метеорологические и навигационные ситуации, так что практика у нас богатейшая.
Мы будем поддерживать сложившуюся традицию. Хотелось бы, конечно, чтобы и волгоградцы начали ходить к нам под парусами.