Ги де Мопассан
Почти все свое свободное время Ги де Мопассан проводил на воде. В молодости, когда у писателя еще не было средств на покупку яхты, он занимался греблей. Летом Мопассан жил в предместье Парижа и вставал с зарею, чтобы покататься по Сене. Вечером после службы он опять отправлялся на реку. У Мопассана было немало речных приключений. Рассказывают, что он спас жизнь двоим тонувшим и вытащил из Сены одиннадцать утопленников. Зимой 1885—1886 года Мопассан купил яхту, которую назвал «Милый друг». Как вспоминает в своих записках слуга Мопассана Франсуа, яхту «много портил черный цвет, хотя сверху ее как бы охватывал золотым поясом желтый круг. Кроме того, плоская форма яхты никогда не нравилась господину де Мопассану».
В январе 1888 года Мопассан купил в Марселе другое, более вместительное судно из белого шотландского дуба, которому тоже было дано имя «Милый друг». Мопассан покрыл нижнюю часть яхты вплоть до ватерлинии красной медью и выписал из Англии паруса от лучшей в то время фирмы «Липтон», существующей и поныне. На «Милом друге» Мопассан совершал частые прогулки вдоль берегов Средиземного моря и обычно сам управлял судном. Не раз в открытом море яхту настигал шторм, но Мопассан никогда не терял присутствия духа и даже в самых опасных ситуациях сохранял завидное хладнокровие. Морские путешествия на «Милом друге» послужили материалом для очерка «На воде», вышедшего в 1888 году отдельной книгой. Вот как описывает Мопассан начало путешествия: «Милый друг» был готов к отплытию. Спустившись в салон, освещенный двумя свечами — они висели в ногах над диванами, служащими ночью для спанья, как стрелка в буссоли, — я облачился в морскую кожаную куртку, надел теплую фуражку и снова поднялся на палубу. Канатные привязи были уже спущены, и оба матроса, вытягивая из воды цепь, при водили корму яхты к отвесному положению над якорем. Затем они поставили большой парус, медленно поднявшийся под монотонный скрип блоков н реи. Он вставал широким бледным пятном среди ночи, заслоняя собой небо и звезды и уже трепетал на ветру.
Матросы втаскивали якорь: я взялся за румпель, и судно, словно большой призрак, скользнуло по спокойной воде. Чтобы выйти из порта, нам приходилось лавировать между дремлющими тартанами и шхунами. Мы медленно направляли яхту то к одной набережной, то к другой, таща за собой нашу короткую круглую шлюпку, и она следовала за нами, как следует за лебедем его птенец, едва вылупившийся из яйца.
Как только мы очутились в фарватере, между молом и квадратным фортом. яхта встрепенулась, ускорила ход и как будто оживилась, словно ее охватила веселость. Она плясала на легких волнах, бесчисленных и мелких, на этих подвижных бороздах безграничной равнины. Выйдя из мертвых вод порта, она почувствовала живое движение моря.
Зыби не было: я направил яхту между городской стеной и бакеном, который носит название «Пятьсот франков» и указывает свободный проход судам. Затем, пройдя по ветру, я начал огибать мыс».
После смерти Мопассана экипаж яхты, не имея возможности поехать на похороны, послал в редакцию газеты «Фигаро» письмо с просьбой возложить присланный нм венок на могилу любимого капитана.
Леонид Андреев
Катание на яхте было любимым увлечением известного русского писателя Леонида Андреева. Андреев долгое время жил в Финляндии и ходил по Финскому заливу на небольшой яхте «Савва», названной так по его одноименной пьесе. Корней Иванович Чуковский, часто бывавший в гостях у Андреева, вспоминает об одной из таких поездок: «Андреев ходит по огромному своему кабинету и говорит о морском — о брамселях, якорях, парусах. Сегодня он моряк, морской волк. Даже походка стала у него морская Он курит не папиросу, а трубку. Усы сбрил, шея открыта по-матросски. Лицо.загорелое, на гвозде висит морской бинокль... Утром на баркасе мы отправляемся в море. И откуда Андреев достал эту кожаную рыбачью норвежскую шапку? Такие шапки я видал лишь на картинках в журнале «Вокруг света». И высокие непромокаемые сапоги. Совсем как у кинематографических пиратов... Вот и яхта. Вот и садовник Степаныч, загримированный боцманом. До позднего вечера мы носимся по Финскому заливу. Он чувствует себя капитаном какого-то океанского судна. Широко расставив могучие ноги, он сосредоточенно и молчаливо смотрит вдаль; отрывисто звучит его команда.»
В 1912 году Андреев построил по собственным чертежам новую большую яхту и назвал ее «Дальний». На этой яхте он уходил в плавание на целые недели. Сын Леонида Андреева Вадим в своей книге «Детство» описывает, как отец трудным фарватером вел яхту по Финскому заливу. На «Дальнем» писатель проводил каждое лето вплоть до начала первой мировой войны. Леонид Андреев изобразил свою яхту на картине, фото которой помещено в журнале «Рулевой» за 1913 год. Впечатления, навеянные путешествиями на яхте, нашли отражение в ряде произведений (например, в драме «Океан»).