Наконец-то повезло! Упорная двухлетняя переписка со многими спортивными организациями и комитетами ДОСААФ Карелии по поводу предоставления нам — киевлянам — любого парусного судна для похода по Белому морю завершилась удачей: Белоллорское ГПТУ-2 любезно согласилось выделить два вельбота. Признаться, на вельботах мы никогда не ходили. Тем не менее совет нашего яхт-клуба «Электрон» единодушно одобрил поход на них по маршруту Беломорск — обход Соловецких островов — Летняя речка — Беломорск. Конечно, «Фолькбот» был бы лучше, однако соблазн побывать в краю непуганных птиц и агитация старпома Эли Внучковой, проповедывавшей весла как источник физического наслаждения и гармоничного развития личности, быстро сделали нас убежденными «галерниками». Кстати, почему это о веслах принято стыдливо умалчивать?
Как бы то ни было, 3 июля поезд доставил команду из 12 человек в Беломорск. Директор училища Н. Киселев встретил нас в лучших традициях северного гостеприимства и тут же передал — без всяких расписок! — вельботы с полным оборудованием, включая спасательные жилеты. Правда, после первого знакомства с нашими судами обнаружилось, что на них нет самого главного — парусов! Пришлось начало похода отложить...
Беломорск — город молодой. До 1938 г. он был поморским селом Сорока, названным так в честь сорока островов, на которых оно расположено. На бесчисленных рукавах Выга и Петручья множество порогов. 8 тихие ночи их немолкнущий гул хорошо слышен на городских улицах. Солнце почти не заходит—это особенно поразило нас, южан. Жизнь чуть ли не всех горожан связана с морем, самая почетная профессия — морская. Здесь не встретишь роскошных лайнеров, но у пропахших рыбой причалов стоит целый флот рыболовных тральщиков; иные под разгрузкой, другие на ремонте после штормов.
Прошло всего три дня. Паруса на обоих вельботах были готовы. Воздушные ящики под банками, кроме двух носовых, выбросили; в освободившемся пространстве едва разместили рюкзаки, спальники, продукты.
Вечером 6 июля распрощались с Беломорском. Кто-то попробовал воду: соленая! Потянуло запахом берез и няши — на языке поморов это смесь водорослей и морского ила. Солнце тает в расплавленной чаше горизонта, и вот уже тихая белая ночь. Только с мелководья доносятся сонные крики гусей и чаек.
Начался прилив. Решили пристать к двум скалистым островкам (о-ва Частухи), на одном из которых чернела рыбацкая изба с покосившимся от времени навигационным крестом. Навигационным потому, что такие восьмиконечные кресты поморы ставили не просто так, а поперечиной по меридиану и определяли по ним направление. В избе никого. На полках свечи, соль, сухие дрова для растопки, — все необходимое для рыбака, застигнутого штормом. После первого семичасового перехода сон одолел так быстро, что мы легли без костра. И вот результат: день начался с «голодного бунта».
В 11.00 подул попутный юго-западный «шалоник-разбойник». Поправив покосившийся крест по компасу, поднимаем паруса. Курс — на Кемские шхеры. Скорость в бакштаг 3—3,5 узла. Второй вельбот вырывается вперед. Рулевым на нем Саша Анисимов, удостоенный звания боцмана за атлетическую фигуру и заслуги в былых походах. Чтобы не отстать, делаем из запасной мачты бушприт, из весла гик и выносим стаксель, однако к этому времени ветер скисает, начинается сильный прилив. К Кузовам подходим на веслах. Это целое множество островов с высокими берегами, закрытыми бухтами, глубокими проходами — прекрасные условия для стоянки во время шторма. Недаром здесь, по преданию, когда-то прятался целый флот воинственных скандинавов. Единственно чего следует здесь остерегаться — сулоев (водоворотов) и течений, образующихся при отливах и приливах. Вахтенные занялись кулинарией, заядлые рыбаки бросились ловить рыбу, остальные полезли на вершину за ягодами. У костра, однако, ели тушенку — под восторженные рассказы о люминесцирующих медузах, летающих моллюсках и алой панораме вечерних Соловков.
И снова утро все залило солнцем. Температура 28°, ветер 2 балла. Идем в галфвинд на Соловки. Миражи причудливо искажают очертания островов, то поднимая в небо их зеркальное отображение, то чудовищно вытягивая в виде синих столбов. Не веря своим глазам Галя, запинаясь, докладывает: «Вижу высоко над горизонтом белый корабль, идущий вверх килем...»
Миражи принесли штиль. Ночевали на Песьих лудах, так как входить в бухту Благополучия на веслах не хотелось. Вечером на бортах вывели надписи — «Святой дух» и «Курьер» — в честь фрегатов, построенных Петром Первым на Архангельской верфи и сделавших на Соловках первую стоянку перед походом по «царевой дороге»...
О Соловках рассказано много, прибавлять нечего. После двухдневного отдыха, посещения Кремля и маяка на Секирной, после наконец-то успешной ловли окуней на Красном озере снова выходим в море. Синоптики предсказывали юго-западный ветер 3—4 балла, однако к нашему удивлению ветер через два часа скис, а потом повернул куда-то не туда. Пришлось 11 часов идти против ветра и сильного прилива до Овсянки, разумеется, на веслах. Думаю, что нами был установлен рекорд гребного марафона.
На западном побережье Соловков самое интересное — любимое место белух мыс Белужий. Недалеко от берега глубокая впадина, здесь особенно прозрачная вода и сильные приливные сулои. Множество белух — снежно-белого цвета представителей зубатых китов (длина метра четыре, вес около тонны). Увлеченные «свадебными танцами», они торпедами проносятся перед самым форштевнем.
Анзеры необычайно живописны. Чудесен Распятский скит на горе Голгофе, окруженной кольцом голубых озер...
С рассветом с севера потянуло ветром с дождем — зарождалась морянка с характерными резкими порывами ветра и крутой волной, продолжающаяся обычно несколько недель. Как назло вахтенные проспали прилив. Правда, это дало возможность полакомиться славной ухой, к которой с удовольствием присоединились двое московских туристов, которых рыбаки «позабыли» снять с острова.
Следующий прилив наконец-то снял вельботы, и мы под одними стакселями рванулись на юг. Чем Дальше отходим, тем круче волна. Порой, когда наш «Святой дух» попадал между гребнями, «Курьер» начисто исчезал из поля зрения. Ветер свистел в вантах, срывал верхушки волн и тянул их белыми полосами. Дождь закрыл Анзеры. Через два часа поровнялись с о. Большая Муксалма. Впереди рифы. Для обхода их следовало отойти на 2—3 мили мористее, а потом возвращаться в бейдевинд, но при таком волнении это означало длительное купание в холодной воде, так как вельботы уже заливало. Решили втиснуться в салму между островами.
Вскоре на берегу запылал огромный костер. Языки пламени, озарявшие счастливые лица, в неистовом танце отгоняли ночной холод и дождь. Не было видно ничего: кругом дождь и ночь. Только утром рассмотрели отстаивающиеся здесь же от шторма буксиры с лихтерами, и только к концу четвертого дня вынужденного отдыха смогли выйти в море.
За полночь обогнули под парусами мыс Печак и окончили обход Соловков. Теперь предстоял переход на материк. Взяли прогноз: ветер северный 5—6 баллов, дождь, температура 2—7° и т. д. Нужно удирать! 18 июля в 16.00 взяли курс обратно на Кемские шхеры и тут же... попали в полнейший штиль. Чтобы не надоело грести, зашли на Заяцкие о-ва. На берегу перед деревянной часовней в честь пребывания здесь Петра Первого обнаружили прекрасную каменную бухточку, оборудованную монахами для Стоянки поморских карбасов.
Утром Володя (помполит) и Николай (вахтенный) стянули с меня спальник и потребовали дать настоящий прогноз. Размышляю: вчерашний чистый закат, постоянный северный ветер, дым столбом вверх, чайки в воде, показание барометра 759 и т. д. — вопреки официальной сводке предсказывают хорошую погоду. Объявляю подъем.
Курс проложили с учетом таблицы приливов и отливов и смело вошли в шхеры. Вот тут-то нам на практике пришлось испытать силу сулоев. Расстояние около полумили шли полтора часа и это при «бабочке» и 3—4 баллах ветра. Водовороты отливного водопада относили обратно в море. Чтобы забраться в бухту, прижались к самому берегу, прячась за прибрежные камни.
Остров Немецкий Кузов самый высокий и, пожалуй, самый красивый в шхерах. По преданию здесь когда-то был величественный замок. Мы пытались провести археологические раскопки, но до него так и не докопались. Тем более, что с вечерним приливом вышли на Рабочеостровск. Вскоре ветер зашел к северу против солнца: это предвещало шторм и, действительно, так оно и случилось. Одним словом, прошел целый день, пока мы достигли Кеми. Погода ужасная. В городе костры разводить, естественно, нельзя. Зашел в первый дом, стоящий около моста, попросить чаю.
— Зачем чаю! Заходите. Дома не хватит — чердак есть, баню откроем.
Кстати, у каждого настоящего помора во дворе банька, очевидно, для компенсации нехватки тепла. Как бы там ни было, после месячных скитаний баня кажется божественной. Вечером опробовали самовар. Чай у нас на Украине почти не пьют, а тут невозможно не стать «водохлебом». За старинными поморскими рассказами о скитании зуйков, о парусниках, ходивших на Грумант, опустошили... шесть самоваров.
Отпуск подходил к концу. Кончается и мой рассказ. Упомяну, что всего было пройдено 240 миль за 110 ходовых часов.
Состоялось первое знакомство со сказочным Белым морем.