В июле 1968 г. пятеро яхтсменов из г. Дубна на яхте класса «Дракон» совершили дальнее спортивное плавание, пройдя за 13 суток 797 км и выполнив нормативы дальних спортивных плаваний 2 и 1 категорий трудности.
Плавание проходило при ветре до 7 баллов и температуре воздуха 10— 12°, почти ежедневно лил дождь. Первые два дня шли по многу раз исхоженному маршруту при попутном ветре 2—4 балла. Следует отмстить хорошие стоянки: бухту го правому берегу в 3 км ниже дер. Ново-Окатово, по левому берегу в 10 км ниже г. Калязина и у дер. Кабаново, 16 км ниже г. Углича.
На третий день подошла гроза с NW с дождем и градом. Ветер усилился до 7 баллов. Шедший впереди швертбот «Т-10» сбросил паруса и под рангоутом скрылся в одной из бухт правого берега. Поднялась волна, яхту на лавировке начало заливать, «трюмная команда» почти беспрерывно вычерпывала воду ведрами и кастрюлями. Для уменьшения заливания мы вынуждены были сбросить грот и идти под одним стакселем. «Дракон» под стакселем идет в лавировку неплохо, хотя и не очень остро.
Шквал продолжался около 20 минут, затем установился ветер 5— 6 баллов. В 17.30 вошли в бухту Коприно, где и заночевали. Дождь лил целую ночь.
Утром обсушились у костра, узнали у старшины обстановочного участка прогноз на день (ветер 4—5 баллов) и пошли к Рыбинскому водохранилищу. Несем полную парусность. Яхту сильно замывает водой, течет палуба и транец. Каждые 30— 40 минут откачиваем воду. Прошли над бывшим городом Молога. Он лежит рядом с фарватером и очень плохо обставлен буями, да и бун не морские, а речные, низкие. Внизу хорошо видны церкви «Копорье», «Роя», «Ольхово» и «Любец». Выходим в водохранилище. Облачность переменная, часто проходят дождевые тучи, но нам умается проскакивать между ними. Буи стоят на расстоянии 1—5 км и видны хорошо. По плацу мы должны были ночевать в убежище «Средний двор», однако поворотных буев, указанных па наших старых картах, не обнаружили. Решили отойти от основного судового хода к западу на 5—7 км и попытаться найти ход в убежище, но потерпели неудачу и, учитывая указанные на картах многочисленные мели, решили не рисковать, вернуться на основной судовой ход и идти к Мяксе. Берега просматриваются очень слабо. Постепенно стал приближаться высокий восточный берег водохранилища. Расположенный на его склоне Мяксинский щелевой створ сливается с фоном окружающей местности и виден очень плохо.
Мякса — поселок, расположенный на берегу небольшого грязного ручья. Никаких гидротехнических сооружений для защиты от воли ист. берег совершенно открытый. Решили попробовать зайти в ручей. Глубина 1,5 м, дно илистое. Фарватер, естественно, ничем не обставлен, так что пришлось его искать футштоком. В результате — многочисленные посадки па мель. Хорошо, что ветер упал до 1 балла, да и волна была небольшая. С большим трудом (буквально «на брюхе») прошли по ручью метров сто и стали па ночь. За день прошли 106 км — две дневных нормы.
На следующий день запаслись продуктами и вышли па Череповец. Водохранилище стало быстро сужаться. Ветер не превышал 0.5 балла, и за 3,5 часа мы прошли всего 10 км. К ночи с NW раздуло на 2—3 балла. В 3 часа ночи причалили к пристани «Зеленая роща» в Череповце. Этот и весь следующий день дождь льет, не переставая, температура 10—12°. Отдыхаем. Яхту перевели к спасательной станции, где нам разрешили обсушиться и переночевать.
Закупили продукты и 20 июля в 5.45 утра вышли домой. Ветер NNW, 4—5 баллов, скорость хода 11 — 12 км час. К полудню ветер усилился до 6 баллов, но дождь прекратился.
Курс — бакштаг. Вышли в открытое водохранилище и сразу начало захлестывать. После поворота у Мяксинского створа курс стал фордевинд. Яхта па волне начинает сильно рыскать, управлять становится трудно. Сбросили грот и идем под одним стакселем. Скорость упала до 7—8 км/час. но управлять стало значительно легче. Повернули на судовой ход к Гаютино. Ветер зашел и усилился до 7 баллов. Периодически откачиваем поступающую через палубу воду. К 15.00 подошли ко входу в бухту Гаютино. Ширина фарватера 25 м, глубина более 3 м. Сам фарватер очень узкий и извилистый, да еще. идти нужно в лавировку пот стакселем. Спасает только то, что он хорошо обставлен бакенами. Остановились невдалеке от склада рыбзавода. Бухта очень мелкая, но полностью закрытая.
На следующий день ветер с самого утра 7 баллов. Видимость плохая, низкая облачность, временами дождь. Прогноз выяснить не удалось, поэтому решили использовать имевшийся по плану резервный день и не выходить. На следующий день у команды рейсового теплохода «Стремительный» узнали прогноз; ветер NNW, 7—8 баллов.
Под стакселем и штормовым гротом вышли в водохранилище. Волна 2,5—3 м, яхта зарывается носом и сильно рыскает. После выхода на основной судовой ход пошли в фордевинд, уже под одним стакселем. Поведение яхты стало значительно спокойнее, ход — 8 км час. После красного бакена М2 повернули на Коприно, но бакена M1 не нашли, створ «Бабьи горы» па фоне леса не виден. На крутой волне очень трудно выдерживать курс с помощью туристского компаса, по вот, наконец, слева на траверзе показался черный буй M1. Сориентировавшись по бую и открывшемуся створу «Бабьи горы», определяем. что опять находимся над бывшим г. Молотой. По карте глубина 3,0 м. Начинаем непрерывно мерить глубину футштоком, пытаясь выйти в бакштаг с растравленными парусами на фарватер перед створами. Вскоре во впадинах между волнами стала нащупывать дно. Глубина 2.5 м. грунт — песок, а до фарватера полкилометра. В такой обстановке идти дальше рискованно, решили повернуть обратно к бую М2 и там выйти на фарватер. Идя уже по фарватере, перед створами «Бабьи горы» заметили подводную мель, о которую разбивались волны.
Вошли в Волгу и остановились в бухте правого берега в полутора километрах выше бухты Коприно. Бухта узкая, глубокая и живописная. Далее шел уже знакомый путь.