Пять лет назад деревянный 18-метровый шлюп «Аванее» (на языке индейцев Калифорнии это слово означает «Мир») шел по Тихому океану, держа курс на Таити. Внезапно на борту вспыхнул пожар. Команда (двое взрослых и ребенок) не смогла справиться с огнем, и капитан выбросил судно на ближайшую . полосу рифов. Яхта легла на бок, и волны погасили пожар, но они же принялись бить «Аванее» о камни с регулярностью маятника. Через два с половиной часа от деревянного корпуса остались обломки. Хорошо, что люди сумели за это время снять все припасы — им пришлось провести на атолле площадью 70 м2 два месяца, пока их не сняла случайно проходившая мимо шлюпка торговцев копрой. С погибшего судна удалось снять мачту, паруса, мотор и часть оборудования.
Семья Гриффит решила продолжать плавание — очи хотели обойти вокруг света, построив новое судно.
Чтобы прожить на Таити более трех месяцев, нужно иметь французские паспорта, которых у Гриффитов не было. А за три месяца мореходную яхту не построишь. Поэтому они купили на месте старый маленький кэч и махнули за 2300 миль в Новую Зеландию. Там подсчитали свои ресурсы и призадумались: на вторую деревянную яхту нужных размеров сбережений пятидесятилетнего американского ветеринара Роберта Гриффита не хватало. Положение казалось безвыходным, но тут появилась одна идея...
Как-то Гриффит натолкнулся на сообщение в местной газете, что на трудных австралийских гонках 1965 года Сидней — Хобарт второе место заняла яхта из армоцемента. Заинтересовавшись, он начал собирать сведения о подобных судах и выяснил следующее: корпус яхты из армоцемента не уступал в прочности стальному, она не боялась ржавчины или червей, не нуждалась в регулярной окраске, а стоила во много раз дешевле судов из дерева или металла! Гриффит немедля принялся выяснять возможности постройки такой яхты в Новой Зеландии.
Хотя Роберт уже много лет занимался парусным спортом, он был далек от судостроения. Оказалось, однако, что для постройки армоцементной яхты особо квалифицированная рабочая сила не потребуется. Все расчеты смогла выполнить Нэнси Гриффит, математик по профессии. А энтузиазма у этой семьи было хоть отбавляй!
Яхту заложили на открытой площадке. Основу каркаса составили шпангоуты и стрингеры, согнутые из водопроводных труб 3/4" и соединенные электросваркой. Затем каркас оплели тонкими стальными прутьями и покрыли плотно притянутыми один к другому восемью слоями сетки из прочной оцинкованной проволоки (четыре слоя снаружи каркаса и четыре изнутри). Внутрь пакета из сетки заложили все кабели и трубопроводы, установили в нужных местах деревянные пробки, в которые потом можно было бы вбивать гвозди для крепления необходимого оборудования. Затем Гриффиты впервые обратились за помощью: у них сложилось ошибочное впечатление, что процесс наложения на сетку цементного раствора должен быть непрерывным. Они наняли восемь рабочих, чтобы закончить цементирование за один день.
Смесь из высокосортного портландцемента и диатомовой земли (12,5% общего объема) накладывалась снаружи и вдалбливалась до заполнения всего пакета. Толщина полученной обшивки составила 22 мм. Палуба и каюта также были сделаны из армоцемента, благодаря чему получился совершенно однородный монолитный корпус. Его поверхность была зашлифована карборундом, а обшивку покрыли тремя слоями эпоксидной смолы и одним слоем стандартной морской краски.
При спуске новая «Аванее» длиной 16 м весила 14 т (с полной нагрузкой 23 т), т. е. оказалась примерно на 10% легче, чем деревянное судно таких же размеров. Постройка корпуса яхты (без оборудования) обошлась ее владельцам в 1400 долларов и заняла 3000 рабочих человеко-часов.
Гриффиты вышли из новозеландского порта Рассел через семь месяцев после того, как взяли в руки первую стальную трубу. Каледония, Новые Гебриды, Мадагаскар, Южная Африка... Это была всего третья по счету яхта, которая обогнула мыс Горн с востока на запад.
Уже через пять дней после выхода Гриффиты и новые члены их экипажа (с ними пошли в это плаваниедвое друзей) убедились в достоинствах своего «каменного» судна. Начался сильнейший шторм. Дважды ураганный ветер клал яхту парусами на воду, и дважды она выпрямлялась. Во время перехода вокруг мыса Горн якорь примерзал к палубе, со снастей свисали сосульки, но когда они снова очутились в теплых водах, оказалось, что корпус отлично выдержал и испытание морозом.
Армоцемент оказался столь же привлекательным для морских микроорганизмов, как дерево и металл: оказалось, что и армоцементную яхту надо часто очищать от водорослей, но даже с обросшим днищем «Аванее» прошла 400 миль От Перу до Маркизовых островов за 25 дней.
Сейчас яхта уже «наслаждается заслуженным отдыхом» в Се.верной Калифорнии.