Наша встреча с Валентином Сальниковым и Борисом Суминым произошла 1 октября 1968 г. в Ленинграде — у конечного пункта их похода, начатого тремя с половиной месяцами раньше в Петропавловске-на-Камчатке.
Имя командира «Меридиана» нам уже было известно: Сальников — один из участников похода, совершенного в 1965 г. на катерах «Гейзер» и «Вулкан» по маршруту Петропавловск — Москва. Это плавание оставило столько впечатлений, что Валентин решил повторить его заново.
Однако нужна была новая техника. Подвесные моторы «Москва» оказались недостаточно мощными, а главное мало надежными для плавания, в котором полноводные реки сменяются бурлящими перекатами и преодолевать стремительные быстрины приходится так же часто, как и тащить лодку вброд.
Летом 1966 и 1967 гг. Валентин ходил на «Гейзере» по Амуру и Зее. Плавая по знакомым местам, он окончательно утвердился в выборе судна для задуманного путешествия.
Информация об изображении
Валентин Сальников (за рулем) и Борис Сумин ведут «Меридиан» по невской воде
«Меридиан», постройка которого началась зимой, явился точной копией «Гейзера» и «Вулкана», по только в водометном варианте. Работы задержали начало похода — из Петропавловска пришлось выйти на месяц позже, чем в 1965 г. По уже на первом этапе стало ясно, что новый катер оправдал возлагавшиеся на него надежды. Двигатель работал надежно. 300—400 километров оставались за кормой каждые сутки. Экипаж торопился нагнать потерянное время.
Валентин Сальников (за рулем) и Борис Сумин ведут «Меридиан» по невской воде
По Амуру прошли в самый разгар лета. На 50-градусной жаре начал задыхаться мотор. Крыльчатка воздушного охлаждения, установленного на двигателе «Запорожца», давала обдув, направленный против встречного потока воздуха. Недостаток, не замеченный при подготовке похода, пришлось устранить в пути.
Другим слабым местом оказался ротор водометного движителя. Лопасть сломалась, когда катер шел на глубокой воде и под днищем было чисто — ее вырвало гидродинамическим напором. Не оставалось ничего другого, как сделать неутешительный вывод, что принятое расчетное сечение лопасти не обеспечивает ей необходимую прочность. Хорошо, что в путь был взят запасной ротор (он одновременно использовался и в качестве якоря). Лопасти ломались и в дальнейшем. Их приваривали на ближайшей стоянке, замену же ротора приходилось производить практически на ходу.
Экипаж «Меридиана» торопился закончить плавание до наступления холодов. Перед Уралом удалось наверстать время, потерянное перед началом похода, и войти в график плавания 1965 г. Однако уже на Чусовой «Меридиан» встретил снегопад. Ночью температура стала падать до 3—5 градусов ниже нуля. Первым заболел Борис. Валентин еще несколько суток вел катер один, но вскоре сдал и он.
«Меридиан» вместе с замерзшим экипажем, был. взят на борт попутной самоходкой. Несколько дней отдыха в теплой каюте поставили ребят на ноги. Не тратя лишнего времени, они вновь спустили катер на воду. До конечной цели похода оставалось меньше тысячи километров, и ничто не могло заставить их отказаться от его завершения...
Наша беседа в редакции длилась не один час. Валентин и Борис делились впечатлениями о пройденном пути, об условиях плавания на сибирских реках и озерах, о суровой и прекрасной природе нашего Дальнего Востока и Сибири. Чтобы записать все это, потребовалось бы во много раз больше страниц, чем заняла наша статья. Но мы и не ставили перед собой такой задачи, потому что еще в начале нашей встречи экипаж «Меридиана» дал слово подготовить для опубликования в «Катерах и яхтах» подробный рассказ о своем путешествии.
Из Ленинграда Валентин и Борис возвращались домой самолетом. Но прощаясь, мы пожелали им, как и полагается при расставании с мореплавателями, попутного ветра и чистой воды под килем.
До новых встреч на водных путях и на страницах нашего сборника!