При виде такой картины наши давние абстрактные разговоры о том, что неплохо бы построить какое-нибудь суденышко для летнего отдыха, обрели конкретность: мы решили построить катамаран. Обдумывая его основные черты, мы исходили из того, что катамаран будет строиться в Ленинграде (поскольку мы — ленинградцы), а плавать на Черном море, поэтому он должен обладать не только хорошей мореходностью и прочностью, но и транспортабельностью, достаточной, чтобы можно было отправлять его по железной дороге в багажном вагоне. Команда катамарана должна была состоять из 4—5 человек.
Основные данные катамарана
Длина наибольшая, м | 5,8 |
Ширина наибольшая, м | 2,5 |
Ширина корпуса по КВЛ, м | 0,45 |
Высота борта на миделе, м | 0,65 |
Осадка, м | 0,18 |
Осадкасо швертом, м | 0,78 |
Вертикальный клиренс, м | 0,35 |
Площадь парусности, м2 | 17,5 |
Вес катамарана (вооруженного), кг | 220 |
После внимательного изучения всех выпусков «Катеров и яхт» мы настолько постигли основы кораблестроения, что смогли выбрать основные размерения катамарана, спроектировать его корпус и вооружение. Во многом помогли нам и советы В. Романова.
Обводы корпусов мы выбрали круглоскулые несимметричные — в надежде, что удастся обойтись без установки швертов.
Чтобы обойтись без вычерчивания теоретического чертежа и плазовой разбивки (что показалось нам — рядовым инженерам-строителям — делом исключительно сложным и недоступным), мы применили такой вариант. Изготовили деревянную модель корпуса в масштабе 1:10, разрезали модель по линиям шпангоутов, обчертили поперечные сечения на бумаге, затем с помощью эпи-диоскопа спроектировали получившиеся чертежи шпангоутов на картон в натуральную величину и таким образом получили шаблоны.
Шпангоуты изготовили из водостойкой фанеры толщиной 6 мм, стрингеры — из лиственницы 16X20; киль сосновый 30X35; подпалубный стрингер 25X35 мм. Обшивка плоских внутренних бортов и палуба сделаны из листов 3-миллиметровой фанеры. Наружные борта обшивались полосами шириной 100 мм из фанеры той же толщины. После обшивки корпусов фанерой наружные борта мы обтянули полотняной тканью, пропитанной клеем; это покрытие ликвидировало все зазоры, которые получились между фанерными полосами. Шпаклевка и окраска нитроглифталевыми красками завершили работу над корпусами. Вес каждого корпуса составил 58 кг.
Мостик изготовили сварной конструкции — из алюминиевых труб 80X4. Это дает возможность быстро собирать и разбирать катамаран. Вся нагрузка, передающаяся от вант, воспринимается этим мостиком.
Пустотелая деревянная мачта (весом 16 кг) высотой 8,0 м закрепляется на передней балке мостика с помощью поворотной муфты на штыре. Установка мачты легко осуществляется одним человеком. Паруса использованы от швертбота класса «М». Надежды на внутренние вертикальные борта не оправдались из-за малой осадки судна, поэтому срочно пришлось устанавливать два наружных мечевидных шверта площадью по 0,24 м2 (на внутренних бортах). После этого катамаран стал обладать нормальными ходовыми и лавировочными качествами.
Плавания на Черном море показали, что наш «Ленинградец» — довольно удачное судно.