Коротко расскажу об опыте подготовки яхты «Поиск» к нашим дальним плаваниям.
Москве — Ленинград — Рига
В первый поход на «Поиске» мы вышли в июле 1963 г., имея за плечами лишь полуторамесячный опыт плавания на нем. Снаряжение яхты особых забот у нас не вызывало. Мы рассуждали так: все необходимое для похода штатное оборудование на ней имеется, следовательно, — не о чем беспокоиться; расплачивались за подобное благодушие мы позднее и не один год многое переделывали в «совсем готовой» яхте.
Паруса были, конечно, выхожены по всем правилам, но стаксель все же действовал на нервы: полоскание задней шкаторины устранить не удалось. Не был забыт и трисель, а вот штормовой стаксель не взяли, о чем пришлось пожалеть.
Несколько слов о мелочах. Переноску пришлось «дооборудовать» выключателем у самой лампочки. В каюте добавили несколько платяных крючков, стол подняли на 100—150 мм, зеркало переставили на носовой комингс каюты между иллюминаторами. На сдвижном люке по ДП установили проставку для компаса (предполагалось, что пеленгование будет удобнее всего вести с этого места).
Оказалось, что хотя яхта крейсерская, . конструкторы не предусмотрели места для хранения штурманского имущества; даже доску для карты пришлось изготовлять самим.
Штатный бачок для воды на 30 л был, конечно, мал; достали три специальных резиновых мешка (по 30 л), которые хранили в кокпите, под еланями. Приобрели примус, изготовили карданное устройстзо (которое потом выбросили). К имеющимся двум баллонам туристской газовой плитки приобрели еще восемь и были очень довольны, поскольку примусом удавалось пользоваться в основном при ветре до 4 баллов. Все камбузное хозяйство пришлось хранить в ахтерпике.
На борт приняли второй якорь, томбуй с буйрепом. Якорь был раскреплен на палубе около пасынков — на случай срочной отдачи.
В поход пошли четыре человека — максимум по условиям размещения и минимум для трех вахт. Только один догадался захватить резиновые сапоги, но при первой же возможности сапоги приобрели все, так как в кедах в дождливую погоду стоять вахту трудно — мокнут и стынут ноги.
Подвесной мотор «Москва» взяла флагманская яхта — компромисс «Ленинград». У нее же на буксире весело бежал тузик, наш верный друг и помощник при борьбе с мелями.
При выборе продовольствия мы руководствовались нормами, указанными в статье Б. Г. Мордвинова и Г. М. Новака (вып. 3), однако «номенклатура» достигла у нас 40—45 пунктов. И ничего лишнего не оставалось: приходили к финишу в лучшем случае с одной-двумя банками каких-либо консервов и иной мелочью.
На Рыбинке наш «Фолькбот» получил боевое крещение. Здесь мы опробовали трисель. Хорошо! Ходкость прежняя, но качает меньше. На волнении «Поиск» идет лучше, чем «Ленинград».
Мы были, видимо, одними из последних, кто воспользовался старой Мариинской системой. От Вытегры до Ленинграда сделали четыре перехода — 310 миль под парусами. Всего за 30 суток было пройдено 1100 миль.
Часть экипажа «Поиска» решила в следующем году совершить поход по Балтике, поэтому яхту оставили зимовать в Рижском яхт-клубе ДКБФ.
Рига — Ленинград
Подготовка к новому походу была несложной. Компас установили на корме, в ДП около транцевой доски (как оказалось, неудачно). Припомнив, как много приходилось работать ручным насосом, решили установить его в кокпите и снабдить приемным и отливным шлангами.
Плавание длилось 19 суток и состояло из восьми переходов, выполненных только под парусами (мотора не брали). Всего было пройдено 769 миль за 239 ходовых часов. Преобладал ветер силой 4—6 баллов, временами со шквалами до 8 баллов. В первые же дни в Ирбен-ском проливе нас встретила волна высотой до 2,5 м, а в Финском заливе, на переходе из Виртсу в Таллин, волны при ветре до 6 баллов с веста достигали высоты 3 м. Яхта шла хорошо.
Разоружение и подъем яхты на берег в Ленинграде заняли не более суток. Судно отправили железной дорогой в порт приписки — Москву, а продрогший на Балтике экипаж принялся строить планы нового похода на теплое Черное море.
Хочется особенно отметить большое дружелюбие моряков, рыбаков и яхтсменов Прибалтики: всюду они старались помочь нам почувствовать себя «своими» в незнакомой обстановке и именно благодаря этому общее впечатление от тяжелого штормового похода осталось очень хорошее.
СССР — Болгария — СССР
В 1965 г. «Поиск» участвовал в эскадренном плавании трех однотипных «фолькботов» в Болгарию. Исходя из опыта предыдущих навигаций, при подготовке к походу 1965 г. пришлось выполнить еще целый ряд работ. Прежде всего вместо одной средней задрайки на носовом люке (за нее часто задевали при подъеме из форпика) поставили две задрайки побортно в кормовой части крышки. Благодаря этому улучшилась и водонепроницаемость люка. На него пошили специальный чехол с обтяжкой тросиком и талрепом.
Серьезно занялись кокпитом. Объем бортовых рундуков увеличили, продлив их до транцевой доски. Из откидной крышки рундука оборудовали дополнительную койку в кокпите по правому борту. На обоих комингсах разметили места для установки путевого компаса, чтобы вахтенному было удобнее наблюдать за ним. Для освещения компаса провели постоянную проводку от аккумулятора. Внутри кокпита на комингсах установили дополнительные утки. Поскольку выяснилось, что гнезда для уключин укреплены слабо, закрепили их сквозными болтами.
Рыбины в кокпите приходится поднимать довольно часто; пришлось проделать в досках рыбин, а также в еланях и койках в каюте специальные вырезы для пальцев.
Пришлось помучиться, исправляя различные дефекты. Проржавевшие железные гвозди в буртике по бортам заменили латунными шурупами, иллюминаторы поставили на мастику. Оцинковку на талрепах, скобах и дельных вещах заменили оксидированием. И вид получился хороший, и соленая черноморская вода на них не действовала (на двух других яхтах из-за ржавчины не всякий талреп можно было провернуть!).
Чтобы не было «дождя» в каюте, использовали обычную полиэтиленовую пленку; ею изолировали подволок над койками, закрепив рейками одну кромку под иллюминаторами, а Другую на борту. Плафон в каюте на подволоке переставили дальше в нос, так как он слишком часто подвергался «атакам» головами входящих.
Жалкие парусиновые фартуки у коек, предусмотренные конструкторами для того, чтобы в качку спящие не вываливались, выбросили ввиду полной непригодности. Отмечу, что один человек у нас спал в форпике, один — на койке подветренного борта и один — на пайоле между койками (правда, хорошо отдыхал только спавший в форпике).
Кроме основного комплекта парусов, взяли топстаксель, которым с успехом пользовались при слабом ветре; для этого на топе мачты установили блок. Для каждой яхты изготовили плавучий якорь с оснасткой.
Хотя это был поход в солнечные края, мы благоразумно запаслись теплыми вещами. По совету севастопольцев взяли капковые бушлаты, которые очень пригодились при несении вахт по ночам. На каждой яхте установили радиостанции УКВ-связи. Сначала мы решили выходить на связь каждые четные два часа, но впоследствии, ночью, когда усиливалось волнение, появилась необходимость выходить на связь каждый час. Плавать в эскадре с УКВ-станциями гораздо легче, но мы убеждены, что и этого вида связи недостаточно, и весь экипаж должен знать ручной семафор.
Мы убедились в справедливости замечания Е. П. Леонтьева, что переборка между кокпитом и каютой не должна быть водонепроницаемой. Полностью согласны с его мнением, что «Фолькбот» нужно сделать более удобным и обитаемым.
Остановимся немного на вопросах штурманской подготовки. Все яхты получили комплект карт, лоции, книгу «Огни и знаки», прокладочный инструмент, мореходные таблицы МТ-60, бланки вахтенных журналов и таблицы для определения скорости яхт «голландским способом». Были рассчитаны графики восхода и захода солнца на две средние точки похода. У штурмана похода имелись также: Морской астрономический ежегодник 1965 г., Таблицы для вычисления высоты и азимута ТВА-57 и Таблицы азимутов светил А. П. Ющенко.
На каждой яхте имелись: 75-мил-лиметровый шлюпочный компас с пеленгатором (штурман похода обзавелся еще 127-миллиметровым компасом, который был установлен на крышке сходного люка на рубке, секстаном СН-М и часами), барометры, бинокли, шлюпочная книга, семафорные флажки. На «Поиске», кроме того, имелся ручной пеленгатор, сооруженный из небольшого компаса.
После утверждения генеральных курсов подобрали в определенном порядке путевые и частные карты. Выделили на картах изобаты опасных глубин, нанесли характерные направления и скорости течения, а также розу господствующих ветров на период похода. Карты и лоции откорректировали по извещениям мореплавателям.
Стол в каюте почти символический — маленький и неудобный, поэтому для каждой яхты изготовили специальную прокладочную доску размером 600X1000.
Девиация путевых компасов была определена на четырех главных курсах без расчета коэффициентов девиации (по формуле δ=ОМП—ОКП). Кривая девиации для восьми курсов была нанесена на миллиметровку и ею пользовались потом при задании курса вахтенному (не забывая, конечно, склонения, дрейфа, учета течения). На яхте «Поиск», например, девиация составляла: δN=-1°; δO=±5°; δS=-2°; δW=+3°;
Многие клубы страны оснащены крейсерскими яхтами класса «Фолькбот», поэтому стоит сделать кое-какие выводы из нашего опыта плаваний на «Поиске».
Поскольку одному экипажу за время отпуска более 1000—1100 миль на «Фолькботе» не одолеть (средняя путевая скорость около 3,0 узл.), в ЦВСК ВМФ практикуется смена экипажей для более полного использования яхт. Мы убедились, что оптимальный состав экипажа в дальнем походе — четыре человека (один «бачкует» сутки, трое стоят вахты).
Считаем, что нужно отработать для «Фолькбота» типовые спецификации или ведомости снаряжения, снабжения, инструмента, запчастей, штурманских принадлежностей и хоз-имущества для дальних походов. Целесообразно, чтобы эти типовые документы утвердили для комплектации яхт на верфях. В настоящее время каждая верфь комплектует яхты по-своему. Удачнее всех это делают в Таллине, однако и их комплектации совершенно недостаточно. Мы вынуждены были затратить ’ немало усилий и времени, чтобы подготовить «Поиск» к дальним походам, так как получили его, по существу, почти «голым» (и это, к сожалению, обычное явление!).
Надо упростить документацию. Сейчас на каждом судне нужно иметь удостоверение яхты; акт технического осмотра; крейсерскую книжку; судовую роль; утвержденный план похода; медицинские справки на участников. Полагаем, чтс лучше разработать единую упрощенную типовую форму Удостоверения крейсерской яхты, которая охватывала бы все эти вопросы.
И последнее замечание. Ночью под руками у вахтенного обязательно должны быть ракетница с красными и зелеными ракетами, чтобы можно было «показать борт яхты», и переноска или фонарик для подсветки парусов.
В заключение хочется отметить, что периодическое освещение на страницах сборника опыта дальних плаваний, совершаемых на самых различных яхтах, очень ценно для всех любителей походов под парусами.