Бытует мнение, что надувная резиновая лодка, имеющаяся в розничной продаже, мало или совсем непригодна для длительных водных путешествий.
Я приобрел такую лодку с палаткой, веслами, двумя спасательными кругами-сиденьями, ремонтной аптечкой и мехом для накачивания. Первое мое плавание на ней вызвало разочарование и сожаление по поводу попусту потраченных денег. От неуверенных движений веслами лодка вертелась то в ту, то в другую сторону, весла все время выскакивали из уключин. Вскоре вся одежда промокла насквозь от летевших с весел брызг, а на дне лодки образовалась лужа. Я опустил весла, и лодку понесло по воле течения. Грандиозные планы длительных водных путешествий, связанные с покупкой лодки, отодвинулись на неопределенное будущее.
Дней через восемь усиленной тренировки мне уже удалось пересекать Енисей, ходить вверх по течению, против ветра. Разочарование постепенно сменялось уверенностью в своих силах и возможностях лодки.
Мы решили испытать лодку на полную нагрузку (200 кг). Забрались в нее втроем и оттолкнулись от берега. Убедившись в достаточной осадке и мореходности лодки, увеличили нагрузку до 250, а потом и до 300 кг. Она шла и с таким весом, но, судя по ее маневренности, этот вес можно принять за максимально допустимый.
Лодка размерами 220X100 см состоит из двух отсеков. В носовом имеется предохранительный клапан, который автоматически выпускает воздух из лодки при избыточном давлении, в случае перегрева лодки или в результате ее столкновения с твердым предметом.
Только один вопрос оставался теперь для нас неясным. Будет ли достаточна прочность лодки в случае столкновения, зацепа или при вытаскивании на берег. Не хотелось специально подвергать ее подобным испытаниям, а случайных столкновений не получалось. И вот для полной проверки лодки мы решили сплавиться по Енисею от Дивногорска до устья реки Кан, левого притока Енисея. Протяженность маршрута 140 км. На этом участке Енисей течет со скоростью 6—7 км/час, очень широк, с огромным количеством островов, с порогами, шиверами и быстринами между ними, с тайгой на берегах. Благодаря сравнительно частым селениям мы могли взять с собой небольшой запас продуктов. Для вещей были сшиты два двойных полиэтиленовых мешка, которые мыслилось использовать и как сиденья. Удочки, ружье, спиннинг и ракетки бадминтона разместили внутри лодки вдоль бортов. Продукты были уложены в рюкзак, который занял всю среднюю часть лодки. Это сразу создало целый ряд неудобств, главным из которых было то, что нам некуда было девать свои ноги. Все время сидеть в неестественной позе очень утомительно. Но другого места для рюкзака не находилось.
Не будем останавливаться на подробностях этого тренировочного похода. Заметим только, что от него мы получили огромное удовольствие и ни с чем не сравнимые впечатления, а также выявили неизвестные доселе возможности лодки и придумали для нее существенные конструктивные новшества. Лодка отлично выдержала наезды на отмели, камни, коряги и т. п.; на ней не осталось даже малейших царапин. Мы нашли способ установить на лодке паруса, шверты и рулевое управление, «изобрели» грузовой отсек для размещения продуктов и вещей. Грузовой отсек удлинил лодку на целый метр, высвободилось пространство для размещения людей.
Для установки паруса мы использовали две вертикальные жерди, которые вставили в уключины и раскрепили поперечными распорками и проволочными растяжками. Парус натягивается на угольник с вертикальной стороной 1,5 м и горизонтальной — 1,2 м. Угол между сторонами подбирается так, чтобы угольник при вращении не задевал растяжки; вставляется угольник в металлические хомуты, а чтобы он не проваливался и не поднимался, в вертикальную стойку ниже верхнего и выше нижнего хомута забиваются гвозди.
Шверты размером 200x500 мм устанозили ка обеих вертикальных жердях в специальные прорези и закрепили болтами; в прорезях с обеих сторон шверта ставятся резиновые прокладки. Шверты можно изготовить из досок, фанеры, пластмассы или металла. Зажимать болт надо так, чтобы в случае зацепа за дно шверты могли свободно откинуться назад.
Грузовой отсек изготовили из автокамеры от большого грузовика (типа «МАЗ» или «ЗИЛ»). Примерно ⅓ камеры отрезается, остальная часть приклеивается к корме лодки. Днище отсека выкроили из плотной прорезиненной ткани и приклеили его к низу камеры и к корме лодки. Рулевой гребок длиной 1,7 м имеет лопасть размером 450Х Х300 мм. Чтобы над лодкой установить палатку, необходимо снять шверты и отвязать растяжки, после чего весь такелаж свободно снимается. «Сборка» производится в обратном порядке.
Летом 1967 г. на переоборудованной лодке мы осуществили свою давнюю мечту — прошли по заветному ленскому маршруту от станции Лена (порт Осетрово) до г. Якутска. На этот 2000-километровый переход потребовалось 37 дней пути. Шли только днем, а из-за ненастной погоды и по другим причинам у нас накопилось в общей сложности 7 неходовых дней. Выходит, что средняя скорость составила 8 км/час. Это очень приличная скорость! Для путешествия были выбраны июнь и июль месяцы. Именно в эти месяцы можно воспользоваться постоянным попутным ветром. Во время нашего похода ветер, действительно, дул все время в наши спины, причем стояла теплая солнечная погода. Во второй половине июля, правда, ночи стали прохладными. Ранним утром, особенно в тени, сильно мерзли руки, поэтому желающим повторить наш маршрут настоятельно рекомендуем взять с собой рукавицы, лучше непромокаемые.
В реку вливаются сероводородные источники молочной белизны (у с. Першино, например), минеральные ручьи (у с. Мутино), а по берегам на студеных ручьях стоят старые заброшенные мельницы. Изредка на берегу можно увидеть полуразвалившиеся черные избы, в которых, может быть, жили еще первые землепроходцы, осваивающие ленский край три с половиной века назад. Чудо акустики наблюдается у селения Верхне-Чуйское. Голос человека проходит здесь по каким-то невидимым подземным лабиринтам и усиленный до могучих громовых раскатов ползет над таежной речной долиной. А как прекрасно звучит здесь музыка!
За Олекминском Лена проходит через Олекмо-Чарское нагорье и на протяжении 300—350 км течет в окружении почти отвесных скал. Кажется не лодка плывет, подгоняемая ветром, а голые утесы торопливо надвигаются ей навстречу. То и дело из воды выступают маленькие островки, одинокие скалы и камни. Это район знаменитых Ленских столбов. Образованные в результате совместного действия холода, жары и дождей скалы приобрели неповторимые формы и не поддаются никакому описанию. Такое надо видеть своими глазами. Перед Якутском, вырвавшись на простор, Лена разливается на тридцатикилометровую ширину. Огромные острова, поросшие гнездами леса, с удушающим запахом цветов и трав, с шелестом стрекоз, бесшумным порханием огромных бабочек, оглушительным стрекотанием кузнечиков и ленивыми всплесками рыбы в неподвижных озерах и полудремотных протоках, громоздятся друг на друга. На многих островах стоят одинокие скалы. Эти каменные исполины походят на застывших часовых, охраняющих тысячелетний покой островной тишины. На всех ленских островах гнездятся утки. Они совсем не пугаются людей и надо подойти к ним вплотную и крикнуть, чтобы заставить подняться в воздух.
Рыбу можно ловить любой снастью и ловится она так хорошо, что даже пресловутые щедринские генералы не умирали бы здесь от голода, А сколько на прибрежных лугах цветов! Плывешь час, два, три, десять, а берег все горит и горит тихим алым цветом. Это целое море красных лилий распустило свои бархатистые соцветия.
В конце июля и августе на островах и берегах Лены созревают ягоды. Красная и черная смородина, черника, малина, но больше всего, пожалуй, здесь голубики. А на заболоченных низких местах, поросших осокой и ивняком, располагаются комариные царства. Комары яростно набрасываются на редкого гостя и с пронзительным писком впиваются во все открытые участки тела. И жалко здесь выглядит тот, кто не запасся кремом «Тайга», демитилфталатом или репудином.