Весна 1931 года была ознаменована большим событием в истории отечественного мелкого судостроения: центральный совет общества «Автодор» организовал в Москве первую всесоюзную выставку глиссеров. Надо сказать, что глиссерная подсекция этого общества объединяла тогда лучших специалистов глиссеростроения; в ее рядах было много энергичных активистов — в первую очередь с предприятий авиационной и судостроительной промышленности, а также из ряда высших учебных заведений страны.
В тридцатых годах термин «глиссер» применялся к судам и с воздушными и с водяными винтами. Глиссерами называли и огромные пассажирские машины, оснащенные мощными авиационными двигателями, и совсем маленькие лодки с подвесными моторами — прообразы современных скутеров.
Первая всесоюзная выставка глиссеров открылась 3 апреля 1931 г. в самом центре Москвы, в Петровском пассаже. На торжественном открытии присутствовали А. Лежава, И. Уншлихт, А. Туполев и многие другие видные общественные деятели и конструкторы. Выставка была очень хорошо организована. Огромное помещение, имеющее стеклянный верх, залито солнечным светом. Много зелени, живых цветов. И всюду плакаты, фотографии, лозунги — боевые лозунги тридцатых годов, когда страна только начинала ковать свою индустриальную мощь. Сейчас они могут показаться несколько наивными, но тогда определял все наши мысли и чувства. Некоторые особенно запомнились:
«Автодоровцы! Дадим сухопутным дорогам автомобили, водным путям — глиссеры!»
«Даешь серийный выпуск советских глиссеров!»
«Автодоровцы! За аэросани — зимой, за глиссеры — летом!»
Шел третий год первой пятилетки. Редкие автомобили на наших улицах на 90% были импортными машинами. Авиационная промышленность только-только освоила выпуск первого отечественного мотора «М-5» мощностью 400 л. с. Поэтому никого не удивляло то обстоятельство, что большинство показанных на выставке глиссеров было оснащено моторами иностранных марок. Эти моторы остались с времен Гражданской войны, многие из них были собраны на свалках. Конструкторы того времени сплошь и рядом не мотор подбирали к глиссеру, а наоборот, глиссер приспосабливали к мотору. Другого выхода не было.
Несмотря ни на что, уже тогда были достигнуты весьма заметные успехи, о чем наглядно свидетельствовала выставка. Так, московская судостроительная верфь «Автодора», помещавшаяся на месте теперешнего Дворца Спорта в Лужниках, серийно строила служебный 10-местный глиссер под маркой «№ 22» с воздушным винтом и авиационным мотором «Сальмсон» мощностью 220 л. с. Этот серийный глиссер имел среднюю эксплуатационную скорость порядка 40 км/час и свободно преодолевал отмели с глубинами 15—20 см. «№ 22» широко применялся на служебных и почтовых перевозках по мелководным рекам Средней Азии. Выпуск этой машины обеспечили замечательные инженеры «Автодора» — Р. И. Штарк и Д. Т. Карпов (ныне лауреат Государственной премии).
Большую работу по созданию многоместных пассажирских глиссеров проделали активисты «Автодора» и Осоавиа-хима на московских авиационных заводах. Построенные ими глиссеры «Имени Баранова» и «Андрей Лежава» были уникальными машинами, а спроектированный глиссерной подсекцией центрального совета общества 40-местный глиссер «Автодор-16» не имел себе равных и за рубежом.
Среди экспонатов, представленных низовыми организациями общества «Автодор» и отдельными любителями, обращали на себя внимание глиссеры с воздушным винтом «Автодор-5» и «МВМК-4», а также «Автодор-6», строившийся серийно на верфи Ярославской деткомиссии. Два последних глиссера были рассчитаны на подвесные моторы и весьма близки к современным судам этого класса.
Несколько очень интересных машин были представлены ЦАГИ. Одна из них — 5-местный экспериментальный глиссер с мотором «Изотта-Фраскини» и водяным винтом — была создана специально для изучения особенностей глиссирующего режима. Корпус имел по бокам дополнительные опорные плоскости, угол атаки которых можно было регулировать на ходу. На нем проводились интересные эксперименты по подбору обводов днища и наивыгоднейших углов глиссирования. Этот глиссер на специальных испытаниях показал исключительно высокую для того времени скорость — 72 км/час!
Другая машина — 4-местный глиссер «ЦАГИ-2» с авиационным мотором «Сименс» мощностью 75 л. с. и воздушным винтом — строилась как почтово-пассажирская. Ее цельнометаллический корпус из гофрированного дуралюмина тогда был новинкой техники судостроения. Этот глиссер участвовал в походах Москва — Ленинград и Нижний Новгород — Чебоксары и показал при этом отличные эксплуатационные качества.
Активисты Военно-воздушной академии имени Жуковского привезли на выставку свой глиссер «Догнать и перегнать» с мотором «Мерседес» 260 л. с. и также воздушным винтом. Машина имела интересную особенность — встроенные в днище корпуса плоские радиаторы, охлаждаемые забортной водой.
Рациональную конструкцию пасса жирского 9-местного глиссера под названием «Автодор-4» представил Автомоторный институт (НАМИ). Мотор «Сальмсон» мощностью 175 л. с. с воздушным винтом обеспечивал глиссеру скорость порядка 40 км/час при полной нагрузке. Этот глиссер после участия в большом походе глиссеров 1930 г. работал на линиях Чувашской АССР.
Выставка была большим праздником для всех, кто болел душой за судьбы отечественного быстроходного водного транспорта, за развитие водно-моторного спорта и туризма, содействовала популяризации новой техники среди широких масс. За два месяца работы выставку посетило свыше ВО ООО человек — цифра довольно внушительная и для наших дней! Выставка помогла организационному оформлению многих новых творческих коллективов и низовых ячеек общества «Автодор» и активизировала работу по мелкому судостроению во всей стране.
Лозунг, обрамлявший входную арку выставочного помещения, — «Поставим новейшие виды моторного транспорта на службу пролетариату» — начинал воплощаться в жизнь. Глиссеры, созданные в те уже далекие годы, стали родоначальниками замечательных современных скоростных судов, гораздо более надежных и экономичных, и уже поэтому заслуживают почетного места в истории нашего отечественного мелкого судостроения.