Цифры и факты, заимствованные из рукописи «Очерк по истории развития парусного спорта в Петербурге — Петрограде — Ленинграде» Н. Е. Астратова и Ю. А. Пантелеева.
Когда в 1897 г. оргкомитет 1-й Всероссийской выставки судоходства и водного спорта обратился ко всем яхт-клубам России с просьбой сообщить данные о своей спортивной деятельности, комитет старейшего клуба страны дал такой ответ: «Члены Императорского СПБ-яхт-клуба спортом не занимаются». Здание клуба, расположенное в самом центре города (Морская — ныне Герцена — 31), давно уже стало местом встреч и развлечений «высшего общества».
«Петровский яхт-клуб» (осн. в 1902 г.), названный так в честь Петра I, получил известность главным образом тем, что официально организовал в своей кают-компании... карточную игру на деньги. Хотя делалось это, якобы, с целью сбора средств на постройку яхт и сооружение гавани, яхтсмены всех остальных клубов единодушно объявили бойкот судам и членам Петровского яхт-клуба и он вскоре же пришел в упадок.
На его базе в 1919 г. был организован 1-й морской отряд Всевобуча.
«Высочайше утвержденный Невский яхт-клуб» (осн. в 1892 г.; ныне — яхт-клуб ЛВМБ), названный в честь Невского флота Петра I, формально был объявлен «всесословным» и принимали в него всех желающих старше 21 года, кроме студентов. Однако членские взносы были столь высокими (100 р. годовой и 20 р. вступ.), что количество его членов (вначале 40) уменьшалось с каждым годом.
В «Речном яхт-клубе» (осн. 1860 г.; ныне «Водник») взносы были гораздо меньше, зато проводились регулярные сборы на содержание судна, за его стоянку, на оплату наемных команд и т. п., выдержать которые могли только представители крупной буржуазии и дворянской верхушки. Официально не принимались женщины, учащиеся, «нижние чины и юнкера действительной службы», а также лица, «опороченные по суду».
«С.-П. Парусный клуб» (осн. 1898 г.) установил не только высокие взносы — 30 руб. в год, но даже входную плату со всех гостей. Его членами были представители наиболее обеспеченных кругов.
Летом 1914 г. на базе Гаванского парусного общества был создан Петроградский морской яхт-клуб — одна из самых демократических спортивных организаций старой России (вице-командором его был Н. Ю. Людевиг). Членами его могли быть «граждане всех сословий», а взносы были действительно небольшими. Очевидно поэтому, здесь, как сообщал журнал «Яхта» в 1906 г., «собрания членов... часто проходили под надзором полиции, а иногда при личном участии пристава».
Из-за недостатка средств не могли развернуть свою деятельность ни «Студенческий яхт-клуб» (осн. в 1910 г.; 11 судов), ни яхт-клуб «Варяг» (осн. в 1914 г.; 10 судов). Самым доступным для широких слоев столичных жителей был «Морской Союз молодежи», созданный в 1917 г. Здесь взносы были такие: 3 р. годовой и 5 р. вступительный, зато ни своей гавани, ни помещения «Союз» не имел, а флот его состоял из одного швертбота и одного парусного ботика.