1919 год
Белогвардейские банды и флот интервентов угрожают Петрограду — колыбели Пролетарской Революции. Созданный решением партии еще в 1918 г. Всевобуч проводит большую работу по обучению молодежи военному делу. Для подготовки кадров моряков Красного флота в Петрограде на базе существовавших до революции яхт-клубов создаются морские отряды Всевобуча.
Уже летом 1919 г молодые моряки-допризывники этих отрядов под руководством инструкторов-яхтсменов несут на яхтах, а зимою на буерах сторожевую службу, охраняя входы в Неву и ее протоки.
10 августа 1919 года. С моря доносится гул канонады. Белогвардейцы снова у стен Петрограда. Тем не менее, на Средней Невке, против стрелки Елагина острова состоялся первый водный праздник советских спортсменов. На нем были проведены и первые парусные гонки яхт (с гандикапом). Участвовало всего 15 судов. Дистанция — только по Елагинскому фарватеру. Первой пришла «Эрика» (класса Вм) с рулевым Ю. А. Пантелеевым.
1920 год
Важным событием было участие около 100 яхт морских отрядов Всевобуча в большом двухдневном водноспортивном празднике на Неве напротив Петропавловской крепости, состоявшемся 1 Мая 1920 г. Петроградцы любовались парусным флотом, его эволюциями, гонкой. С подъемом флага 1 Мая команды съехали на берег и участвовали во Всероссийском субботнике, организованном по решению IX съезда РКП(б). Кусты на Марсовом поле — на линии от Летнего сада до улицы Халтурина — посажены яхтсменами-комсомольцами в этот день.
25 июля 1920 г. состоялся второй водноспортивный праздник Всевобуча — на базе нынешнего яхт-клуба «Водник». Особенностью соревнований этого года был впервые примененный Н. Ю. Людевигом метод гонки с пересадкой рулевых. Это привлекло массу зрителей, что имело тогда большое пропагандистское знвчение.
1921 год
Март 1921 г. Спортсмены-парусники участвуют — на буерах и лыжах — в подавлении Кронштадтского мятежа.
1923 год
Период военизации парусного спорта завершился с концом Гражданской войны. В 1923 г. создан водный отдел Всесоюзного совета физкультуры, а в следующем году принято решение о передаче всех водных баз и клубов в ведение профсоюзных и комсомольских организаций. Ряды спортсменов значительно расширились. В Петрограде, Николаеве и Самаре возникли первые верфи и мастерские по постройке и ремонту яхт, создавались новые яхт-клубы.
30 мая 1925 г. в Ленинграде открылся крупнейший и в наши дни яхт-клуб ЛГСП (ныне ЦЯК «Труд»), в 1927 г.— яхт-клуб «Водник».
1924 год
В 1924 г. в Ленинграде были проведены первые соревнования на Первенство страны по парусному спорту. Собрать яхты одного класса не удалось, спортсмены из других городов прибыть не смогли. Вот почему в соревновании участвовали в основном военные моряки и ленинградские яхтсмены, а гонки проводились на ялах (шестерках). Первым чемпионом стал и поныне благополучно плавающий Б, Б. Лобач-Жученко. В команде его шестерки выступали такие сильные спортсмены, как В. Щепкин, М. Михайлов, А. Сидоров. Однако обычно счет первенствам СССР по парусу ведется с гораздо более представительных соревнований — 1-й Всесоюзной спартакиады, состоявшейся осенью 1928 г. На этот раз в Ленинград съехались лучшие гонщики со всей страны, да и яхт стало больше, появились новые швертботы. Яхты гонялись в районе Петергофа (с пересадкой рулевых), а швертботы — в Разливе. Чемпионом страны на яхтах стал военный моряк А. К. Бальсевич (Кронштадт), а на швертботах Н. А. Мясников (Самара).
Первенство Поволжья впервые было организовано в Саратове также 1924 г. Участвовало 20 судов на дистанции 75 км. Победителями стали: на зертботах группы «А» — Н. Мясников, в группе «Б» — П. Лопухин.
Зимой проводились буерные гонки в Ленинграде, Николаеве, Таганроге других городах.
1926 год
Первое в годы Советской власти большое соревнование «на моторных: лодках» было проведено осенью 1926 г. на Москве-реке — между Крымским и Окружным мостами — водно-моторной секцией при Мосавтоклубе (МАК), организованной годом раньше. В гонках на примерно 6-километровой дистанции (два круга с концевыми поворотами вокруг буйков, расстояние между которыми было около 1,5 км) участвовало около 10 катеров со старыми стационарными лодочными и автомобильными двигателями. Старт давался «с места» — от судейского плота, по одному, а затем сравнивалось затраченное на прохождение дистанции время. Суда-участники были разбиты на два класса.
Призер в «младшем» классе (до 6 л. с.) показал скорость... 8,7 км/час. Один из участников соревнований Р. И. Жемарин вспоминает, что его лодка, построенная явно до 1914 г. и неизвестно где, с 3,5-сильным мотором «Ферро» шла со скоростью около 7,8 км/ч ас.
Старший класс был неограниченным, поэтому в соревновании участвовали самые «разнокалиберные» суда, вроде открытого 40-местного экскурсионного катера «Трофимыч», который, пройдя дистанцию с полным числом пассажиров, не останавливаясь на финише, пошел дальше к Ленинским горам. Скорость «Трофимыча» с 45-сильным керосиновым двигателем «Модель» была около 13 км/час, поэтому в число призеров он не попал. Победителем стал катер «КИМ» с двигателем «Рено» неизвестной мощности (вероятно, около 30 л. с.), показавший рекордную скорость — до 19 км/час.
Никаких документов по этому соревнованию не сохранилось.
1927 год
В следующем 1927 г. в соревнованиях участвовало вдвое больше судов, а скорости уже превысили 19—20 км/час.
Самым быстроходным судном в то время был большой прогулочный катер фабкома перчаточной фабрики «Ливере». На нем стоял старый авиационный мотор «Фиат» мощностью 105 л. с. На удивление москвичам, он развивал (без пассажиров) скорость до 28—30 км/час, но при этом разводил «ужасную волну»...
В 1927—1928 гг. было построено первое в нашей стране глиссирующее спортивное судно с подвесным мотором (конструктор Ю. В. Емельянов). Это небольшое суденышко длиной около 3,5 м под 8-сильным мотором развивало скорость около 30 км/час. За прототип при разработке обводов были взяты «морские сани» для движения по ледяным полям с полыньями, известные под названием «скутеров», вот почему впоследствии скутерами у нас стали называть целый тип гоночных глиссеров с подвесными моторами.
1928 год
В программу спартакиады 1928 г. входили и соревнования по водно-моторному спорту на водной станции «Динамо» на Москве-реке. Участвовало свыше 20 судов, разделенных на 4 класса. В классе маломощных стационарных двигателей (3,5 л. с.) гонку на 4-километровой дистанции выиграл Леонтьев на мотолодке «Утенок» со скоростью 10,3 км/час. Среди катеров с мощными двигателями в пяти заездах на 8-километровой дистанции победил Яковлев (105 л. с.; скорость 36,7 км/час). В классе судов с подвесными моторами мощностью 3,5 л. с. гонки выиграл Михайлов (9,75 км/час), а мощностью 5 л. с.— Ягминович (17,9 км/час).
В 1928 г. Московский водно-моторный клуб «Автодора», объединивший всю работу по развитию водно-моторного спорта в столице, организовал первый «звездный поход» с центром «звезды» в Нижнем Новгороде. В нем участвовало 14 катеров и глиссеров из Москвы, Белозерска, Ярославля, Костромы, Казани и Пензы. Финишировало 10 судов. Наибольшее расстояние — 935 км за 84 часа — пришлось пройти мотолодке Шамарина из Белозерска. Интересно отметить, что мотор на ней был самодельный.
Первое заграничное плавание наших яхтсменов было совершено в 1927 г.; в Стокгольм ходила одна из лучших яхт, доставшихся от дореволюционного флота, — иол «Революция» (б. «Гильдегард»). В 1930 г. уже три большие старые яхты — «Флагман», «Рабочий» и «Металлист» — совершили 14-дневный поход в Таллин и Ригу. Одесские спортсмены на яхте «Комсомолец» ходили в Турцию в Стамбул. Масштабы дальних плаваний расширялись.
1929 год
В «звездном походе» 1929 г. участвовало 17 судов, причем финишировало в Нижнем Новгороде 13 (10 мотолодок и 3 глиссера). Наибольшую среднюю скорость 38 км/час показал построенный ЦАГИ глиссер с воздушным винтом (двигатель «Сименс», 77 л. с.), проходивший испытания под руководством инженера А. Бойкова. Этот глиссер с пятью пассажирами из Нижнего Новгорода через Мариинскую систему направился в Ленинград, причем весь испытательный поход прошел очень успешно.
В московской колонне участников в качестве корреспондента находился Лев Кассиль. Из Нижнего Новгорода был проведен общий испытательный поход в Чебоксары и обратно, во время которого сравнивали не только скорость, но и экономичность, и надежность судов. Интересно отметить, что были проведены и соревнования на километровой дистанции. Наибольшие скорости показали: среди глиссеров с воздушным винтом — глиссер из Ярославля (47 км/час; авиамотор 125 л. с.), среди катеров — «Шторм» (35,1 км/час; авиамотор «Стирлинг» 180 л. с.).
1930 год
В начале 30-х годов было проведено несколько интереснейших испытательных походов глиссеров с воздушным винтом. Так, в 1930 г. 5 глиссеров прошли из Нижнего Новгорода до Чебоксар (дошло 4), причем и суда и двигатели были разнотипными. Два глиссера остались в Чувашии для эксплуатации на пассажирских линиях, а два других вернулись в Новгород.
В следующем году был проведен гораздо более сложный и дальний поход 4 глиссеров по маршруту Москва — Астрахань. Это были уже более крупные суда: один — 25-местный (400 л. с.), один — 12-местный (225 л. с.) и два — 8-местных (225 л. с.). Сопровождал глиссеры первый катер «современных форм», показанный на фото на стр. 15. Было несколько аварий, пришлось менять моторы и т. д.; самый большой глиссер из-за поломок остался в Самаре, а три остальных финишировали благополучно.
1934 год
В 1934 г. новые 38-тонные крейсерские яхты «Ударник» (к-p В. Г. Щепкин) и «Пионер» (к-p Г. Ф. Гефдинг) ушли в поход вокруг Скандинавии и вернулись в Ленинград по Беломорско-Балтийскому каналу, пройдя около 3500 миль. Этот поход до сих пор остается самым выдающимся дальним плаванием наших яхт.
В следующем году в заграничное 1700-мильное плавание по Балтийскому морю вторично пошли крейсера «Ударник» (к-p В. Г. Щепкин) и «Пионер» (к-p А. П. Киселев). В довоенные годы эти яхты совершали регулярные дальние плавания в Онежское и Ладожское озера, на о. Гогланд и в Выборг. Особо следует отметить поход в 1937 г. в Архангельск и обратно яхт «Ударник» (к-p В. М. Яковлев) и «Стахановец» (к-p И. П. Матвеев), проходивший в сложных метеорологических условиях.
История советского лодочного моторостроения началась в 1931—1932 гг. выпуском в Москве первого подвесного мотора «П5» мощностью 5 л. с. В дальнейшем выпускались подвесные моторы 8—10 марок мощностью от 1,75 л. с. («Л-77») и 2,2 л. с. («Октябренок») до 17—18 л. с. («ЛМ-7») и даже до 20—25 л. с. (спортивный «ЗК-500»).
Говоря о достижениях наших инженеров в 30-е годы, надо упомянуть создание и серийную постройку значительного числа глиссеров с воздушными винтами. Если в 1930 г. проводились испытания такого глиссера с 20-сильным двигателем, то позднее появились быстроходные служебно-разъездные, пассажирские и даже грузовые глиссеры с авиационными двигателями мощностью до 500 л. с. и скоростями до 83 км/час. Были в том числе и катамараны («А-13»).
Отметим и создание ряда удачных спортивно-туристских катеров с обычным гребным винтом. Так, один из всесоюзных рекордов (49,3 км/час) был установлен на реданном четырехместном глиссере «НКЛ-17» с двигателем «ГАЗ-ММ» 50 л. с. В 1938 г. на таком катере был успешно совершен испытательный поход по 2000-километровому маршруту.
1936 год
В 1936 г. проводилось второе Первенство СССР по парусу. В классе «Л-60» блестяще выступил И. П. Матвеев. В классе швертботов «М-20» чемпионом стал Н. Мясников.
Поволжская регата проводилась почти ежегодно, что способствовало развитию парусного спорта и яхтостроения на Волге. Здесь выросло много талантливых мастеров спорта и конструкторов, таких как А. Бердин, Р. Алексеев и др. Введены были и так называемые бассейновые соревнования. Гонки организовывались на многих морях, озерах и реках, включая Сибирь и Дальний Восток.
1937 год
В числе особо интересных соревнований тех лет были 100-километровая ночная гонка 11 яхт в Таганроге и первая многомильная гонка (1937 г.) по Финскому заливу на приз ВЦСПС (призером на 300-мильной дистанции для больших яхт был Н. Данченко, а на 100-мильной для «Л-60» — И. П. Матвеев). Заслуживает упоминания и парусная эстафета, впервые проведенная в 1940 г. в Москве. Это очень красивое и интересное соревнование, в котором могут участвовать все классы яхт.
До 1950 г. включительно гонки проводились преимущественно с пересадкой рулевых и с гандикапом, что было вызвано отсутствием нужного количества судов определенных классов, ибо яхты были самых различных типов и вооружения. Для решения вопроса о постройке новых судов имело большое значение введение в 1929 г. официальной советской классификации яхт, которой предусматривалось создание прежде всего мореходных, прочных и безопасных, вместительных и недорогих яхт. Эта первая классификация пересматривалась в 1936 г., но главным недостатком обоих вариантов было отсутствие в них яхт международных классов. Уже после войны, в 1946 г. созданы новая классификация и новые правила постройки и обмера, в которых кроме 17 национальных появились и 4 международных класса.
В 1936 г. была создана Всесоюзная секция парусного спорта, координирующая деятельность всех клубов, обществ. Была разработана единая программа подготовки рулевых и положение об их квалификации, открылись курсы и первые детские спортивные парусные школы.
1938 год
Спортивные верфи строили яхты различных классов. Так, спортсмены Николаева в 1938 г. смогли совершить большой 2500-мильный поход по Черному морю на новой крейсерской яхте «Арктика». Летом 1940 г. на верфи ВЦСПС была спущена на воду первая крейсерско-гоночная яхта класса «Л-100». К этому времени советские верфи построили около 20 крейсерско-гоночных яхт «Л-60» и более 50 «Л-40».
Личное Первенство страны по водно-моторному спорту впервые было проведено в 1938 г. на Клязьминском водохранилище. В классах скутеров на километровой дистанции победителями были Н. Бенедиктов, А. Мелентьев и К. Косова, на 10-километровой — А. Мишин, К. Косова, Н. Григорьев (большинство из ЦВМК им. Баранова). В классе глиссеров на обеих дистанциях победил А. Егоров — представитель Москвы.
В эти же годы было совершено много дальних шлюпочных походов под парусами и на веслах как флотскими спортсменами, так и рабочей молодежью — осоавиахимовцами. На шлюпках ходили из Мурманска в Ленинград, из Ленинграда — в Москву, на Черное и Каспийское моря. Еще в двадцатых годах шестерки Черноморского флота ходили под парусами из Севастополя в Одессу и Батуми.
Замечательны были походы дальневосточников на шестерках из Читы по Амуру в море и далее на Сахалин, а в 1940 г. — 1200-километровое плавание вдоль берегов Приморья. Нельзя не вспомнить и исключительный 5600-километровый поход военных спортсменов на шлюпке под парусом (1938 г.) из Мурманска в Баку (командовал яхтсмен капитан 2 ранга В. Пузыревский).
В тридцатые годы для военизации моряков-спортсменов Осоавиахим организовал морские отряды. В одном из них — при Военно-морской академии — обучались такие известные яхтсмены, как И. Матвеев, Н. Васильев, Н. Щепкин, А. Сидоров, А. Курышев. Многие яхты с командирами, прошедшими спецподготовку, участвовали во всех больших маневрах КБФ в качестве связных и сторожевых кораблей.
Яхтсмены — члены морских отрядов во время советско-финляндской войны участвовали в боевых действиях на Финском заливе и на Ладожском озере. На буерах они несли дозорную, разведывательную и посыльную службу. Успешным действиям наших парусников, безусловно, способствовала большая тренировка, полученная годом раньше в 1000-километровом буерном походе по. Онежскому озеру под руководством опытного спортсмена И. Г. Карпова.
1941 год
Началась Великая Отечественная война. Тысячи яхтсменов и водномоторников ушли во флот, в армию, в народное ополчение. Многие большие яхты и катера были мобилизованы и использованы флотом и армией.
Самое активное участие в боевых действиях на море пришлось принять ленинградским спортсменам-парусникам. Яхт-клуб «Водник» стал базой дозорных катеров. Крейсерские яхты типа «Пионер» несли брандвахтенную службу. В гавани клуба неоднократно формировались соединения катеров и шлюпок для высадки десанта. Яхтсмены, прекрасно знавшие все фарватеры и районы мелководья, командовали десантными катерами (например, при высадке в тылу врага у Стрельны), налаживали переправы, помогали проводить боевые корабли. Так, И. П. Матвеев поздней осенью, уже во льду, проводил многие корабли Балтийского флота.
Для действий в Невской губе был сформирован отряд из 18 буеров, вошедший в соединение охраны водного района ЛВМБ. Вскоре был сформирован и прибыл на Ладогу другой отряд из 19 буеров под командой известного спортсмена лейтенанта И. И. Сметанина. Наконец, еще 19 буеров были в корпусе ПВО в подчинении И. П. Матвеева. Буера несли службу связи, проводили смелые разведывательные походы, доставляли через Ладожское озеро топливо машинам, застрявшим по ледовой дороге, перевозили больных и эвакуированных, выходили на поиск и уничтожение поставленных фашистами мин. Делалось все это зачастую под жестоким огнем противника.
Мы должны свято хранить в памяти имена погибших за Родину спортсменов: В. Щепкина, И. Тетельбаума, Ш. Мойзлина, П. Круглова и многих, многих других. Вечная им слава! Их дела не должны быть забыты, о них должна знать наша молодежь.
1945 год
Сразу после войны, уже в 1945 г. в Ленинграде была проведена 1-я Балтийская регата с участием эстонских спортсменов. В том же году состоялись и всесоюзные соревнования по парусу, причем впервые разыгрывалось первенство для женщин (чемпионкой стала москвичка О. Короленко). В последующие годы регулярно стали проводиться Балтийские, Черноморские и Поволжские регаты, всесоюзные и республиканские соревнования на всех морях и больших реках Советского Союза. Успешно осваивались буера международного класса.
1951 год
С 1951 г. участие в парусных гонках стали принимать юноши и девушки из детских спортивных парусных школ.
Второе лично-командное Первенство СССР по водно-моторному спорту (первое после войны) было проведено 18—23 августа 1952 г. в Киеве, на Матвеевском заливе. В нем выступали 23 спортсмена из Москвы (1-е место), Риги и Киева. В гонках участвовали мотолодки и скутеры на дистанциях 1 и 5 км и катера КС-III на дистанциях 1 и 20 км. Москвичи мастера спорта Р. Шибаев и В. Жиров установили новые всесоюзные рекорды; на катерах победителем был киевлянин В. Шульц.
С 1956 г. (III Первенство в Риге; 120 участников) лично-командные первенства Союза проводятся ежегодно.
В 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР. Советский парусный спорт готовился к выходу на международную спортивную арену. После первого и неудачного выступления наших парусников на XV Олимпийских игpax (1952 г.) в Хельсинки был проведен целый ряд весьма важных мероприятий, способствовавших росту мастерства советских гонщиков. Прежде всего, был создан всесоюзный тренерский совет, отменень! гонки с пересадкой рулевых, принято решение проводить все состязания только на яхтах международных классов по круговой олимпийской дистанции и в морских условиях, введена единая всесоюзная спортивная классификация. На советских верфях началась постройка яхт олимпийских классов. В этой области большую роль сыграли конструкторы: А. Киселев, П. Бутте, Н. Григорьев и Б. Мирохин. В 1958 г. у нас уже было более 750 яхт международных классов.
1960 год
Выступление советских яхтсменов на XVII Олимпийских играх (1960 г.) стало высшим достижением нашего парусного спорта. Наконец-таки прозвучал гимн Советского Союза в честь яхтсменов: Т. Пинегин с матросом Ф. Шутковым стали олимпийскими чемпионами в «Звездном» классе! Неплохо выступил и таллинец А. Чучелов на «Финне» (серебряная медаль). Призовое 6-е место занял москвич А. Шелковников на яхте еще нового для нас класса «Летучий Голландец».
1962 год
Первые сравнительно крупные соревнования советских воднолыжников были проведены в 1962 г. В июле 1964 г. в Химках проводились уже всесоюзные соревнования, в которых победила команда ВМФ, а в Ленинграде — первые соревнования на приз имени Ю. А. Гагарина. Со следующего года проводятся лично-командные Первенства Союза по воднолыжному спорту.
1965 год
В первом чемпионате СССР, закончившемся 24 июля 1965 г. в Москве, принимало участие 99 спортсменов. Чемпионами страны стали Т. Рожкова и Ю. Жуков (слалом на двух лыжах), Г. Литвинова и В. Филин (слалом на одной лыже), Л. Нечаева (15,4 м) и В. Филин (23,9 м) в прыжках с трамплина и троеборье. В командном зачете 1-е место заняли «Вооруженные Силы».
Начиная с 1960 г., советские яхтсмены вновь начали проводить дальние заграничные походы. Так, в 1963 г. яхты «Орион» и «Шквал» («Л-100») ходили 8 ПНР. На следующий год к этим яхтам присоединилась новая крейсерско-гоночная яхта класса «Л-6» «Сириус», которая сразу же заняла 2-е место 8 большой крейсерской гонке. Несколько яхт ходили в ГДР. В 1965 г. три маленьких крейсера-«Фолькбота» (строятся с 1957 г. на двух верфях) созерцали совместный поход из Севастополя в Болгарию.
ежегодно советские яхтсмены совершают дальние спортивные плавания по рекам, морям и заливам, строятся все новые крейсерские яхты (о многих из таких плаваний и о многих судах мы рассказывали и будем раскрывать на страницах сайта).