30 октября 1966 г. в Щецин возвратилась из плавания вокруг Южной Америки польская яхта «Смелый», посетившая 14 стран, дважды пересекшая Атлантический океан и половину длины Тихого океана, побывавшая во всех климатических зонах.
Экипаж яхты поставил перед собой труднейшую задачу — обойти вокруг Южной Америки мимо мыса Горн (в случае благоприятных метеорологических условий), либо выйти в Тихий океан через Магелланов пролив. Во время рейса был выбран второй путь.
Яхта также должна была выполнить ряд научных исследований, Программа которых, утвержденная Польской Академией наук, предусматривала изучение баланса солнечной радиации на поверхности морей и океанов, приспособленности человеческого организма л условиям работы в море и на суше в различных климатических зонах, динамики развития берегов, главным образом западного побережья Южной Америки и режима рек в Андах. В истории польского мореплавания «Смелый» была второй яхтой, пересекшей экватор (первой была «Зъява» В. Вагнера; 1932—1939 гг.)
«Смелый» — одна из лучших яхт польской конструкции (проект Г. Куявы и коллектива) и постройки. Длина яхты 18 м; ширина 4,1 м; осадка 2,85 м; водоизмещение 29 т; площадь парусов 144 м2. Корпус—стальной. Число спальных мест — 14 в трех отдельных помещениях, однако на время экспедиции количество коек было сокращено до восьми. Яхта оборудована английским двигателем «Парсонс-Пайк» мощностью 56 л. с. Оборудование включало надувной спасательный плот, тузик с подвесным мотором мощностью 2,5 л. с., два комплекта парусов.
К рейсу готовились долгие месяцы; экипаж, состоящий из квалифицированных яхтсменов, проходил основательную и разностороннюю физическую подготовку — от восхождения в горы до плавания. Каждый участник экспедиции старался совершенствоваться в своей основной специальности и приобрести новые.
29 июля 1965 года яхта вышла из порта Щецин. Пройдя Кильский канал, Северное море и пролив Ла-Манш, 12 августа «Смелый» прибыл в Англию. Побывав в нескольких английских портах, экипаж яхты пополнил запасы, проверил двигатель с помощью специалистов фирмы, у которой он был куплен, и, переждав шторм, вывел яхту 24 августа в открытый океан. Еще в Щецине долго и тщательно изучалась будущая трасса: Канарские острова, острова Зеленого Мыса, архипелаг Сан-Паулу...
К Канарским островам яхта пришла 8 сентября. Во время короткой стоянки в Санта-Крус-де-Тенерифе состоялось восхождение на вулкан Пик-де-Тайд (3716 м). Переход к островам Зеленого Мыса занял неделю — с 20 по 28 сентября. Два дня стоянки полностью посвятили подготовке к броску через океан до Рио-де-Жанейро: необходимо было заменить такелаж, закрепить груз, аппаратуру, а также пополнить запасы.
Переход до Рио-де-Жанейро длился ровно месяц — с 30 сентября по 30 октября. На этом участке пути яхта посетила архипелаг Сан-Паулу, расположенный в 80 км от экватора. Эти острова некогда описал Дарвин, Польские яхтсмены, ориентируясь по секстану, нашли их с небольшим отклонением от вычисленного курса. Прибойная волна не позволяла яхте пристать к берегу. Два дня судно дрейфовало возле безлюдных островов Сан-Паулу, на которых живут только птицы — «глупыши». На берег высаживались с помощью тузика.
14 октября яхта пересекла экватор, 30 октября вошла в порт Рио-де-Жанейро. Стоянка здесь длилась до 17 ноября — яхта нуждалась в ремонте, окраске; был заменен также реверс-редуктор двигателя.
В Монтевидео яхта бросила якорь 17 декабря, а 4 января 1966 г. пришла в Буэнос-Айрес. В этом порту экипаж провел месяц, готовясь к нелегкому переходу через Магелланов пролив. Яхта была вытащена на берег, очищена от ржавчины и обрастания.
700 миль от Мардель-Плата до Пуэрто-Десеадо, последней стоянки перед Магеллановым проливом, яхта прошла за 10 дней. Пройденный путь обозначился на карте ломаной линией, идущей почти во всех направлениях розы ветров. Ветер капризничал: то дул сильно и порывисто, то совершенно затихал, чтобы через несколько часов ударить в паруса с ураганной силой. Шли дожди, собирались грозовые Тучи...
Три дня стоянки в Пуэрто-Десеадо экипаж провел почти исключительно на яхте, занимаясь чисткой, окраской, шитьем, пополнением запасов воды, топлива. Мореплаватели посетили лишь «пингвиний остров», расположенный в нескольких милях от порта.
От Пуэрто-Десеадо до Магелланова пролива 300 миль; это расстояние судно преодолело за 8 дней, борясь за каждую пройденную милю. Почти непрестанно рвались паруса, в сильный шторм поломался руль, толстый канат попал в гребной винт, испортился двигатель, вышли из строя аккумуляторы. Трудности были и с приготовлением горячей пищи. Температура понизилась до 4° С, вся одежда промокла...
25 февраля яхта вошла в Магелланов пролив. Переход через этот пролив, как и обход мыса Горн, считается среди мореплавателей очень трудным. Истории известны только восемь яхт, преодолевших эту трассу. Магелланов пролив «славится» густыми туманами, частыми и внезапными изменениями направления ветра, проливами, ведущими в тупик, похожими один на другой отрогами скал, недоступными берегами и налетающими с них шквалами, малым количеством хороших мест для стоянок, В восточной части пролива судну грозят мели, сильные и нерегулярные течения. Однако небо здесь в основном ясное и дожди редки. В западной части — большие глубины, почти ежедневные дожди, туманы и снежные метели. Мест для стоянок нет совсем. Плаванию по компасу мешают магнитные бури, недостаточное количество навигационных знаков на берегах, неточность карт.
С учетом всех этих обстоятельств экипаж яхты решил идти только днем, и то при хорошей видимости. Вот как описывает этот путь капитан яхты Болеслав Ковальский в своем дневнике:
«...25 февраля. Средняя глубина пролива около 500 м, скорость течения 12 узлов. Идем, с помощью двигателя преодолевая течение, относящее нас к подводным скалам у входа в пролив, куда заходим уже в потемках. Прячемся за мыс Дунгенес и делаем первую стоянку.
27 февраля. Благоприятное течение позволяет нам под конвоем черно-белых дельфинов пройти 30 миль, несмотря на сильный встречный ветер (4—5 баллов). Видимость моментами отсутствует полностью.
Течения в проливе очень странные. Это объясняется как сетью расходящихся во все стороны каналов, узкостей, фьордов и заливов, так и внезапными значительными изменениями атмосферного давления, а также частыми осадками. Из-за этого отсутствует какая-либо постоянная, общая для всей территории корректировка течений. Вода здесь непрестанно изменяет направление.
28 февраля. Попадаем в самое широкое место пролива — Брод Рич. Вокруг на островах полно птиц, моржей. После полудня показывается Пунта-Аренас — самый южный город мира (53°10' южной широты), основанный как место ссылки опасных преступников.
1—4 марта. Прибытие в Пунта-Аренас польской яхты (вероятно, впервые) явилось сенсацией — начались визиты представителей прессы, многочисленных гостей. И все, с кем мы сталкивались, в один голос твердили, что мы «привезли» с собой необычно хорошую погоду — обычно солнце скрыто тучами, часто идет затяжной дождь. В следующий раз мы сможем заправиться горючим не скоро, поэтому яхта превращается в «парусный танкер» — вместо обычных 360 л берем на борт свыше тысячи. На палубе красуются две огромные 200-литровые бочки.
5 марта. Проходим мимо самого южного мыса пролива — Кабо Фро-вард. Берега становятся отвесными, горы покрыть| редким лесом, а их вершины снегом и льдом. Видимость хорошая. Температура днем достигает 10 С. Сначала слабый западный ветер усиливается до 5 баллов, За 14 часов плавания проходим 40 миль. Якорь бросаем в узком заливчике Фортеске Бэй, ведущем в Пуэрто-Галлант,— прекрасное место для стоянки, где в 182В г. останавливалось судно Дарвина. Попасть сюда мы не смогли — проливчик заилел.
6 марта. Выходим в Пасо-Ин-глес — участок пролива, известный сильными течениями и трудной навигацией. К счастью, течение благоприятствует нам. Начинается Пасо-Тортуосо — усеянная подводными скалами узкость. Несмотря на отсутствие ветра, идем по метровой зыби — сказывается влияние течений. Счастливо проходим и этот участок. Погода заметно портится, густеет туман, поднимается сильный ветер.
Идем только на двигателе. Останавливаемся в заливе Калета-Яхт, у подошвы мощного ледника, сползающего с гор. В тот же день часть экипажа сошла на берег для обследования этой территории.
8 марта. Выходим из Калета-Яхт. Небо серое, затянутое низкими тучами. Молочную пелену тумана пересекают полосы дождя. Ветер встречный, но не сильный. Идем на двигателе. При почти нулевой видимости. Для безопасности держимся ближе к правому, восточному, берегу: он выше и круче, в воде возле него меньше скал.
9 марта. Дождь шел до полудня. Потом немного прояснилось. Мы выходим из нашего удобного убежища, однако, преодолев не более 15 миль, прячемся от большой волны за скалами острова Провиденсиа и ищем место для ночлега. В заливе Сильвиа якорь бросить не удалось — слишком глубоко. Решились на такой необычный маневр: расчалить яхту канатами к противоположным берегам.
10 марта. Идем на Пасодель-Мар. Ширина пролива в этом месте достигает пяти миль. Начинается дождь, ветер усиливается до 7 баллов. Видимость очень плохая, густой туман. К счастью, ветер вскоре утихает. В этих условиях проходим остров Тамар. Теперь поворачиваем на север и даже северо-восток к проливу Смита между островами архипелага королевы Аделаиды. Идем, наконец, не против ветра. Залив простирается здесь на 15 миль в ширину, а видимость — не больше полумили из-за дождя и тумана. В три часа дня узнаем островок Файрвэй — мы находимся уже в проливе Смита...»
После Магелланова пролива началось плавание по фьордам Патагонии. Это — трудная для навигации трасса, тем более, что точные карты отсутствуют. «Смелый», как будто, является второй яхтой, прошедшей по этому пути.
В Пуэрто-Эден яхта пришла 15 марта. Здесь экипаж посетил поселение вымирающего племени индейцев, познакомился с работой местной метеостанции, исследовал ледник, а также рельеф берегов и дна фьорда Сено-Исеберг. На уточненной карте этой территории появилось несколько польских названий: один из островков был назван островом Кондрацкого (в честь председателя Польского географического общества), а один из заливов получил имя «Смелый».
25 марта яхта села на мель Банко-де-Бабер в устье реки Рио-Айсен, с которой ее удалось снять только через три дня с помощью чилийского судна.
Во время стоянки в Пуэрто-Айсен велись геологические исследования. До Пуэрто-Монт яхта впервые шла с лоцманом на борту.
С 19 по 25 апреля — переход до Вальпараисо, крупнейшего порта на тихоокеанском берегу Южной Америки. «Смелый» стоял в Вальпарайсо около двух месяцев. Именно в этом районе экипаж должен был выполнить основную часть своей научной программы: составить гидрографическую карту реки Рио-Аконкагуа. Реки играют исключительное значение в этих местах: с ранней весны до середины осени здесь не выпадает ни капли дождя. Притоки Рио-Аконкагуа несут много воды в верхней и средней части, но ниже воды становится очень мало: она куда-то исчезает. Эту проблему и будет стараться решить экипаж после проведенных исследований.
В конце июня яхта вышла в обратный путь на родину. Во время короткой стоянки в Антофагасте местные поляки помогли экипажу посетить на автомобилях пустыню Атакаму. Затем— плавание по холодному течению Гумбольдта, посещение Лимы, долины реки Мантаро.
Через Панамский канал «Смелый» вышел в Карибское море, снова на воды Атлантики. Чтобы попасть домой, нужно было сделать еще один бросок через океан. От Багамских островов до Европы переход длился 41 день.
В конце октября 1966 года яхта, пройдя за 15 месяцев около 20 тысяч миль, вернулась в Щецин.