Интересное путешествие совершил новозеландец Дейвид Льюис на своем катамаране «Реу-Моана». Он решил проверить, можно ли пересечь Тихий океан, имея на борту только те навигационные средства, которыми пользовались древние полинезийцы.
Солнце, звезды, волны, птицы — вот чем располагало для навигации семейство Льюис, помимо таблиц и диаграмм в Справочнике ветров и течений Гатти. Для астрономических вычислений Дейвид просто вытягивал руку на уровень плеча — предполагалось, что угол между большим и средним пальцем составляет 15°. Этот угол принимался за единицу измерения. Например, курс мог быть проложен на одну единицу влево от заходящего солнца. Если же солнце было закрыто тучами, следовало проложить курс на пол-единицы влево от Венеры, заходящей на 3 часа позднее. По звездам Дейвид мог определить, что Сириус, скажем, должен взойти на пол-единицы вправо от кормы, а солнце — почти на две единицы в том же направлении.
Некоторую помощь оказывали также птицы. Например, когда Льюисы подходили вечером к островам Кука, они заметили летящих фрегата и коричневую олушу. Так как эти птицы устраиваются на ночлег на берегу, то направление их полета на закате указывало на близость какого-либо острова. Но «навигация по птицам» оказалась не очень удачной. Однажды стая птиц увела катамаран в сторону от нужного острова на 200 миль!
Случались и другие неожиданности. Как-то ночью Дейвид прошел между двумя из островов Кука, отстоящими друг От друга лишь на 10 миль, не заметив их. В целом, вычисляемые Дейвидом положения судна в очень редких случаях значительно расходились с истинными положениями. Самые существенные ошибки он допускал при определении пройденных дистанций. Льюис отмечает интересный феномен: пребывая в отличном расположении духа, он часто преувеличивал действительную скорость судна, и наоборот, пытаясь в плохом настроении определить скорость хода, он был склонен занижать ее.
Как бы там ни было, катамаран «Реу-Моана» прошел 2200 миль от Таити до Новой Зеландии и пристал к берегу всего лишь на 26 миль южнее точки, вычисленной «диким способом». Успех этого путешествия еще раз показывает, что древние полинезийцы вполне могли пересекать Тихий океан на своих первых в мире многокорпусных судах, пользуясь «природными» навигационными средствами.
В заключение слегка разочаруем читателя. Не желая излишне рисковать (на борту находились его жена и две малолетние дочери), Льюис взял с собой в путешествие опытного штурмана, в распоряжении которого находились компаса, хронометры, карты, радиоаппаратура, секстан и другое навигационное оборудование. Штурман должен был постоянно определять по приборам действительное местоположение судна, но не сообщать его остальным (за исключением случаев действительной опасности). Льюис утверждает, что штурман «вступил в игру» один-единственный раз и то «задним числом» — указал, что катамаран прошел опасно близко между двумя вышеупомянутыми островами.