Всего за 10 дней комиссия должна была выявить весь состав спортивного флота. И работа эта, за которую взялись с большим энтузиазмом, была проделана в установленный срок. Огромную помощь комиссии оказала рабочая молодежь, рвавшаяся к занятиям парусным спортом. В июне многие яхты уже плавали в Маркизовой Луже, отремонтированные руками своих новых, настоящих хозяев — советских спортсменов.
В те дни организации нашего парусного спорта трудности встречались на каждом шагу. Случаи бывали самые неожиданные. Так, на территории бывшего Императорского речного яхт-клуба на Крестовском острове (ныне яхт-клуб «Водник») Стояла прекрасная большая яхта красного дерева «Орион». Яхта была совершенно новая — спущенная на воду всего три года назад в г. Або (Финляндия). Все ее вооружение и снабжение было обнаружено в кладовых яхт-клуба и находилось в безукоризненном состоянии. Яхта требовала лишь очень небольшого, обычного навигационного ремонта с покраской подводной части и лакировкой корпуса и надстроек. Казалось бы, готовый красавец-флагман молодой эскадры налицо: спускай и плавай! Но было одно существенное «но». По обоим бортам яхты были наклеены большие печатные плакаты. На них четко выделялся национальный флаг швейцарской республики и под ним значилось: «Яхта «Орион» находится под охраной швейцарского посольства. Конфискации и национализации не подлежит». Стояли дальше неясные подписи и еще менее ясные печати.
Мы знали, что все посольства давно переехали из Петрограда в Москву. Проверить подлинность документа мы не могли и считать поэтому яхту советским имуществом не рисковали. Чей же был «Орион»? Кто его законный хозяин? Кругом ремонтировались яхты, их спускали на воду, поднимали паруса, а «Орион» мрачно стоял, по-зимнему укрытый деревянными щитами.
На территории яхт-клуба Петроградским райкомом комсомола был создан 2-й морской комсомольский отряд всеобуча. И вот однажды комсомольцы получили указание своих инструкторов перед покраской хорошо очистить и вымыть корпуса судов. Ребята рьяно, по-комсомольски, принялись за дело и к вечеру корпуса многих яхт, а в том числе и «Ориона», оказались вычищенными и весело блестели в лучах заходившего солнца. Мыло и щетки бесследно смыли «иностранную» принадлежность «Ориона» и вскоре он уже покачивался на Неве под алым советским флагом. Молодой инструктор парусного спорта, энтузиаст своего дела, ныне капитан дальнего плавания П. П. Стоферт стал первым командиром советского «Ориона», начавшего свои плавания с юными комсомольцами.
Кстати, никаких «дипломатических» осложнений со Швейцарией не произошло; «документ» на борту яхты был, конечно, липовым. Видимо, яхту собирались угнать куда-либо за границу, как это и удалось сделать, к сожалению, с другим прекрасным большим тендером «Лорна-Дун».
«Орион» много плавал даже в самые тяжелые, голодные годы. Многих прекрасных рулевых, ставших позже яхтенными капитанами, воспитал на «Орионе» П. П. Стоферт. Через несколько лет яхта была переименована в «Рабочий» и с тех пор базировалась на яхт-клуб ВЦСПС на Петровском острове.
Время шло; яхта состарилась и к 1958 г. пришла в совершенно негодное состояние. Сохранились примерно две трети обшивки и свинцовый фальшкиль; не было ни вооружения, ни оборудования. Но яхте суждено было еще плавать и плавать! Было решено передать ее в Николаев для восстановления.
Для перевозки яхты из Ленинграда в Николаев потребовались две железнодорожные платформы, при этом корпус пришлось снять с фальшкиля. Капитальное восстановление яхты, которой вернули ее первое наименование «Орион», было выполнено в течение 1960—1961 гг. Пришлось заменить большую часть шпангоутов (как деревянных, так и стальных), киль, форштевень, привальные брусья, часть обшивки и всю палубу. Форштевень и киль изготовили по старым образцам, шпангоуты— по снятым с месга лекалам. Привальные брусья и карленгсы сделали из стального уголка.
Для улучшения условий плавания установили рубку, сваренную из алюминиево-магниевого сплава. Напомним, что в первоначальном виде яхта рубки не имела; палуба была совершенно гладкой.
Бывшая ленинградская яхта «Рабочий» уже начала свою вторую жизнь на Черном море. «Орион» является крупной крейсерской яхтой и имеет следующие основные характеристики:
Длина наибольшая, м | 16 |
Ширина наибольшая, м | 3,5 |
Осадка, м | 2,2 |
Высота борта на миделе, м | 0,85 |
Водоизмещение, т | 16 |
Вес фальшкиля свинец, т | 7,8 |
Парусность (бермудский кэч), м2 | 150 |
Внутреннее оборудование выполнено из декоративной фанеры (под красное дерево и березу); подволок и рубка облицованы слоистым пластиком; диваны сделаны из павинола. Иллюминаторы и световой люк — из органического стекла. Внутренние помещения получились удобные и вместительные; имеются 10 спальных мест, кают-компания, камбуз, гальюн с умывальником, машинное отделение, румпельное отделение, помещение для хранения парусов; в надстройке расположена штурманская рубка с хорошим круговым обзором.
До реконструкции яхта была вооружена гафельным тендером; при восстановлении ее перевооружили на бермудский кэч. Рангоут — сварной из алюминиево-магниевого сплава (грот-мачта— 19,5 м; бизань—13,5 м).
В машинном отделении установлен четырехцилиндровый дизель 4ЧСП мощностью 20 л. с. при 1500 об/мин. В штилевую погоду яхта под мотором имеет скорость до 7,5 узлов.
В румпельном отделении находится небольшой вспомогательный двигатель с насосом и генератором, при помощи которого можно производить зарядку аккумуляторов, а также осушать трюм яхты. В трюме располагаются цистерны для топлива и питьевой воды. При помощи ручных насосов топливо и вода перекачиваются в расходные цистерны.
Перекладка руля осуществляется штурвалом (ранее был румпель). Для выбирания якорей (2 шт.) установлен ручной шпиль. Сообщение с берегом при стоянке на рейде поддерживаегся при помощи небольшого тузика. Яхта хорошо электрифицирована и радиофицирована и имеет необходимое штурманское оборудование.
Имеется два комплекта ходовых парусов (один — из хлопчатобумажной ткани, второй — из лавсана) и штормовой комплект.
Со времени спуска на воду (август 1961 г.) «Орион» уже совершил немало крейсерских плаваний между портами Черного моря, из них несколько походов — по маршрутам II категории трудности. Яхта показала высокие мореходные качества. Даже при ветре 7—8 баллов она не берет воды на палубу; при этом наибольший крен доходит до 25°. При ветре 5—6 баллов в бакштаг и волнении 4 балла крен обычно около 10°, а скорость достигает 9 узлов.
8о время последнего плавания яхта перенесла 11-балльный шторм вблизи Тарханкутского мыса. «Орион» шел под штормовыми парусами; водотечности не наблюдалось.
8 навигацию 1964 г. на «Орионе» предполагается совершить плавание вдоль берегов Черного и Азовского морей, а также посетить с дружеским визитом порты Болгарии и Румынии.