Люди
К предложению от Ульяновской ФВМС поучаствовать в многодневном пробеге по реке Суре, посвященном 60-летию Победы, мы не могли не отнестись с должным вниманием, ведь ульяновская школа водно-моторного спорта сильна со времен ДОСААФ. Здесь были воспитаны многие сильные спортсмены, такие как мастер спорта, многократный чемпион и рекордсмен СССР Л. И. Бырченков или мастер спорта чемпион России С. Б. Уральцев. Основная же, если можно так сказать, интрига марафона в том, что участие в нем должны были принимать лодки с подвесными моторами "Ветерок" — лучшей проверки надежности одной из немногочисленных наших марок лодочных моторов просто не придумать.
Само собой, производитель "Ветерков" ОАО "Волжские моторы" вошел в основной состав спонсорской группы и выставил самую многочисленную команду спортсменов, состоящую из заводских механиков, конструкторов и испытателей. Организатор события — председатель местной ФВМС Сергей Уральцев — провел большую заблаговременную работу, и помимо моторостроителей заручился поддержкой городской администрации, ФГУП "Почта России", областной службы МЧС, а также ульяновских фирм "Мир лодок и моторов" и "Гарант-АТО".
Строго говоря, запланированное мероприятие было еще не самим марафоном, а его генеральной репетицией — слишком много еще оставалось неясностей, связанных с конкретными особенностями трассы, а также с организацией связи и подвоза топлива. Тем не менее все складывалось по-серьезному: пять команд выставили 11 лодок, кроме участников помимо "Волжских моторов" и команды ФВМС вышли спортсмены "Мира лодок и моторов", "Старомайнский казачий кадетский клуб", а также группа поддержки от МЧС. Лодки были самыми разнообразными по конструкции, половина — разборно-надувные ("Орионы", "Кайман-Мнев", "Adventure"), остальные — пластиковые, дюралевые ("Пеликаны", "Казанки") и даже одна шпоновая ("Кефаль"). Объединяли их требование несения минимального экипажа из двух человек и способность поддерживать достаточную скорость под "Ветерком".
Река
Как водится, начало марафону положила торжественная часть у памятника воинам Великой Отечественной войны на берегу Волги. После приветственных слов и напутствий представителей городских властей и руководства моторного завода участники и лодки автотранспортом отправились на 250 км к юго-западу в Пензу, откуда предстояло взять старт и за четыре этапа пройти порядка 200 км до с. Сурское, где и финишировать. Как оказалось позже, слишком доверять карте не стоило — реально пройденные по излучинам расстояния превысили замеренные линейкой примерно на 10-20%, и это необходимо учитывать в будущем. В Пензе марафонцы расположились лагерем прямо на песчаном берегу ниже плотины ТЭЦ. Вечер ушел на сборку и подготовку лодок, и ранним утром многодневный пробег стартовал.
Сура предоставила все возможности для этого. Довольно быстрая — скорость течения 2-3 км/ч — она петляет в поросших лесом берегах среди полей Черноземья. Глубина ее везде достаточна для прохода моторных лодок, вместе с тем сильно меняющийся в излучинах профиль дна заставляет внимательно выбирать маршрут движения, чтобы не завязнуть винтом в мелком песке отмелей, кроме того, в достатке коряг-"утопленников" которые изрядно добавили остроты путешествию. Но камни на дне практически не попадались, и срезанные шпонки гребных винтов были редки. Больше всего неудобств доставили невысокие деревянные мосты вблизи местных деревень. Приходилось искать пригодные для прохода пролеты, а один из таких мостов спортсмены были вынуждены обходить посуху, благо перетаскивание лодок проводилось авральным порядком — объединенными силами всех экипажей. Окончания ежедневных переходов приурочивали к местам пересечения реки крупными мостами, чтобы можно было подъехать автомобилю поддержки. Плановая скорость перехода составляла 10 км/ч, но реальность внесла свои коррективы.
Техника
Опыт тестирования разнообразных судов под 8- и 12-сильными моторами говорит, что такой мощности достаточно, чтобы нести в 3-4-метровой лодке экипаж их двух человек при скорости начала глиссирования, т. е. 20-25 км/ч, так что первоначальный план пробега можно было считать сильно заниженным. Однако выяснилось, что не все лодки должным образом реагировали на честную работу "Ветерков", взятых, кстати, в основном прямо с заводского склада. После того как экипажи втянулись в марафонский темп, общество "расслоилось" по скоростному признаку. Тяжелые и килеватые "Пеликаны" с нормативной нагрузкой выходить на глиссирование отказались даже под 12 л.с. и пенили мутноватые воды реки в неэкономичном переходном режиме. По обязанности замыкающиего "Орион" МЧС вынужден был идти за ними, проходя за час те самые плановые 10 км. Группа лидеров на "надувнушках" могла уверенно держать скорость выше 20 км/ч, причем идущие также в переходном к глиссированию режиме "Казанки" и "Форель" им мало уступали.
По надежности работы моторы показали себя с лучшей стороны, оттрудившись без поломок все дни пробега; заметим, часть была в новом исполнении — с самарскими подшипниками коленвала и чешскими поршневыми кольцами. За 50-60-километровый переход "Ветерки" "съедали" один-два стандартных бака топлива. В чем не было заметно улучшения, так это в надежности запуска. Штатным пусковым устройством не пользовался никто, предпочитая стартовать шнуром за маховик, а некоторые не обошлись и без профилактической сборки-разборки в походных условиях. Сравнительные забеги после окончания одного из промежуточных этапов показали, что одинаковые моторы имеют существенный разброс максимальных оборотов — от 4000 до 5000, соответственно сильно различается и отдаваемая мощность. Заводчане продемонстрировали и экспериментальную модель "Ветерка-15", подготовленную в 1991 г. к серийному выпуску, но так и не начавшемуся.
При петлевой продувке вместо стандартной дефлекторной он действительно отдавал большую мощность, разогнав "Казанку" с двумя седоками до 32 км/ч. Остается только сожалеть, что завод не нашел возможности расширить модельный ряд и все еще идет по пути улучшений отдельных узлов, в сторону прежде всего технологичности и снижения себестоимости производства.
Опыт работы предприятий в рыночных условиях показывает: для того чтобы их продукция имела успешный сбыт, рекламные акции просто необходимы. Хорошо, если инициатива ульяновских водно-моторников найдет долгосрочную поддержку со стороны заводского и городского руководства — моторостроители получат стимул к совершенствованию техники, а любители длительных гонок — еще одно интересное спортивное событие.