Целью выдающегося французского яхтсмена было организовать уникальное состязание, по сложности не имеющее себе равных в парусной истории. Провести свыше ста дней в открытом океане, пройти 24 тысячи миль в одиночку без остановки или посторонней помощи — такая задача стояла перед 13 смельчаками, взявшими старт в небольшом французском порту 26 октября 1989 г.
В нынешнем году все обстояло так и не так. Регата стартовала уже в пятый раз, маршрут был хорошо известен, существующие "подводные камни" — тоже, ощущение "прыжка в неизвестность" сменилось состоянием некоторой налаженности. В очередной раз были изменены правила гонки. Особенно это касалось опыта гонщиков и их "сыгранности" со своими яхтами — теперь требовалось не просто успешно завершить одиночное квалификационное плавание, но и пройти определенное количество миль в одиночку именно на том самом судне, на котором яхтсмен заявляется на регату. Ужесточились требования к ведению яхтсменами астронавигационных наблюдений (и владению навыками астронавигации вообще), и к медицинскому опыту по оказанию первой помощи (все обязаны были пройти соответствующую подготовку). К участию в гонке допускались только суда, соответствующие требованиям IMOCA, предъявляемым к яхтам класса "Open 60".
Всего на старт вышли 20 гонщиков, но мы вкратце представим лишь основных претендентов на победу. Пожалуй, одним из самых первых должен быть назван Жан-Пьер Дик (Франция) на уже хорошо известной нашим читателям яхте "Virbac-Paprec" ("КиЯ" №189). Это очень опытный яхтсмен, много выступавший на "J24", "Melges 24" и "Mumm 30"; с 2001 г. он гоняется исключительно на "Open 60", здесь в его активе — победы в трансатлантической гонке "TJV" 2003 г., а также в Гран-при Марселя и Лармора. Быстроходная яхта конструкции Брюса Фарра и большой опыт одиночных гонок делают его едва ли не самым главным предстартовым фаворитом. Правда, необходимо сказать, что на практике яхта оказалась не такой уж беспроблемной — она недостаточно хороший лавировщик, есть сложности и с управлением ее швертами.
Номер два (а, возможно, и один) в предстартовой табели о рангах — это, безусловно, Жан ле Кам (Франция, яхта "Bonduelle"), неоднократный победитель и призер множества европейских и трансатлантических регат последних 20 лет. Гонялся на яхтах класса "Figaro", на тримаранах ORMA. Трижды выигрывал различные трансатлантические гонки (в AG2R он побеждал даже дважды). Сейчас выступает на новейшей яхте конструкции Марка Ломбара, в ходе весенней гонки "1000 Miles Calais" зарекомендовавшей себя как одну из самых быстроходных лодок флота "Open 60". По количеству вложенных спонсорами средств Жан, безусловно, лидер (помните: "Бондюэль" — всегда рекорд"?).
Своим самым серьезным соперником сам он считает Ролана Журдэна (Франция, "Sill et Veolia"), одного из самых опытных океанских гонщиков Франции. Ролан — третий призер предыдущей "Vendee Globe", победитель и призер множества крупных регат в классах "Figaro" и "Open 60". Его яхта фактически является систер-шипом "Bonduelle" и, по крайней мере, формально — одной из самых скоростных яхт этой гонки. Серьезные проблемы с килем ("КиЯ" №192), вынудившие яхтсмена отказаться от участия в "The Transat", были, в конце концов, успешно (как сообщалось) разрешены, то же самое касается киля и "Bonduelle".
Еще одним претендентом на победу является Винсен Рю (Франция, "PRB") — известный французский гонщик, победитель и призер ряда престижнейших регат на яхтах классов "Mini 6.50", "Beneteau", "Figaro" и "Open 60". В 2000 г. он помогал Мишелю Дежуайя готовить эту же самую "PRB" к четвертой гонке "Vendee Globe" (Мишель стал тогда победителем регаты, установив рекорд кругосветного плавания), в 2002 г. был береговым раутером Мишеля, обеспечив ему блистательную победу в "Route du Rhum" ("КиЯ" №183). Один сезон ходил с Жаном ле Камом на тримаране "Bonduelle" (ORMA 60). Обладая мощной спонсорской поддержкой, большим опытом и хорошим судном (хоть и стартовавшим еще в предыдущей гонке), он, безусловно, очень грозный соперник. Не исключено, что немалую помощь окажут Винсену и новые паруса, изготовленные по редкой пока еще технологии "D4": "PRB" — единственная лодка регаты, оснащенная такими парусами.
Французы, надо заметить, считают "Vendee Globe" своей едва ли не национальной регатой (и заслуженно), где иностранные яхтсмены еще пока — редкость. Едва ли не сенсацией стало второе место Эллен МакАртур в предыдущей гонке 2000—2001 гг. (тогда она проиграла всего лишь 25 часов Мишелю Дежуайя), поэтому любое участие зарубежных гонщиков воспринимается с большим интересом и настороженностью. Среди "чужаков" основных претендентов на победу, пожалуй, двое: это англичанин Майк Голдинг и австралиец Ник Молоней.
Майк Голдинг, как и его яхта "Ecover", широко известны во всем мире хотя бы своей недавней победой в "The Transat" ("КиЯ" №192) в классе "Open 60". На его счету и победа в гонке "Defi Atlantique" (2003 г.) и множество призовых мест в самых престижных регатах класса "Open 60". Практически все обозреватели отмечают как высокие волевые качества яхтсмена, так и его великолепную выносливость, без сомнения, немаловажные качества для одиночной безостановочной гонки.
Ник Молоней (Австралия, живет во Франции, "Scandia") — тоже очень опытный и агрессивный яхтсмен. Победитель гонок Сидней—Хобарт, "Route du Rhum", выступал в гонке "Whitbread", дважды принимал участие в гонках Кубка "Америки", два года ходил в экипаже "Playstation", участвовал в рекордном кругосветном плавании катамарана "Orange". Долгое время гонялся в совместной команде с Эллен МакАртур, пока не был выгнан оттуда за "звездную болезнь" и "нарушение спортивного режима" (правда, потом "железная" Эллен вроде бы сменила гнев на милость).
Вот именно эта шестерка гонщиков и является, по мнению обозревателей, самыми серьезными претендентами на призовые места. В середине октября вся двадцатка известных и не очень яхтсменов собралась в маленькой французской гавани для того, чтобы бросить вызов одной из самых грозных стихий — открытому морю, четырем океанам нашей планеты. Проводить их в дальнее плавание, казалось, пришли все 300 тыс. жителей города.
Старт регаты был дан 7 ноября в 12 ч при очень слабом ветре двумя призерами предыдущей гонки — Мишелем Дежуайя и Эллен МакАртур. "Очень приятно видеть то, что, по крайней мере, четверть яхт стартуют не под французским флагом — значит, регата расширяется и все сильнее выходит за пределы Франции", — сказала гордость британского паруса.
Со старта лидерство захватила "PRB", за ней вплотную шла "Virbac", по пятам преследуемая "Ecover" и "Sill": почти все так, как и предсказывали обозреватели, ничего неожиданного. Ведомый этими яхтами, флот неторопливо двинулся в сторону м.Финистерре. Винсен Рю потихоньку начал наращивать отрыв от конкурентов — через двое суток после старта он обгонял второго преследователя уже почти на 20 миль. В целом же все яхты держались сравнительно ровно, такого разрыва, как в мае на гонке "1000 Miles Calais", не происходило. Сильно отставали только "AKENA Verandas", "ROXY", "Max Havelaar", "Brother" и "Benefic" — к этому времени они уже проигрывали лидеру более 150 миль. Впрочем, чудес ведь не бывает — эти яхты были очевидными аутсайдерами еще до старта, а слабые и по большей части попутные ветра начального участка гонки просто сделали их отставание от лидеров еще более весомым.
"Bonduelle", долгое время державшийся несколько позади, потихоньку начал продвигаться вперед к лидерам — впрочем, ле Кама задержало ночное столкновение яхты с неизвестным объектом. К счастью, рули новой конструкции смогли выдержать сильный удар без ущерба для себя, но, будучи в момент столкновения лишь четвертой, яхта потеряла скорость — в темноте гонщик не мог осмотреть судно на предмет полученных повреждений и до рассвета не рисковал форсировать паруса. В итоге к 11 ноября "Bonduelle" свалился на шестую позицию. А первую тройку на этот день составляли "PRB", "Sill" и "Ecover", однако подобное отставание "желтенького" длилось недолго. Убедившись, что с его судном все в порядке, Жан ле Кам прибавил и уже 13 ноября возглавил гонку, опережая "PRB" примерно на две мили. К этому моменту флот отчетливо разделился на три группы: шестерку лидеров (помимо упомянутой четверки сюда входили "VMI" и "Hugo Boss"), девять яхт основной группы, следующих примерно в 100 милях позади, и пятерку аутсайдеров, отстающих уже без малого на 190—200 миль.
Лидеры, по-прежнему двигавшиеся в полосе довольно слабого северовосточного ветра, готовились к решению сложной тактической задачи: быстро поймать пассат и, оторвавшись от конкурентов, найти удачный проход через штилевую экваториальную зону. Четверо яхт лидирующей группы предпочли держаться "кучкой", контролируя маневры друг друга, Ролан Журдэн избрал самый восточный вариант, держась как можно ближе к берегам Африки, Майк Голдинг, напротив, стал ярым "западником", отойдя больше чем на 100 миль в глубь Атлантики.
Однако, как показали дальнейшие события, восточный вариант был правильным — при условии, конечно, что гонщики не спят и постоянно контролируют погодную ситуацию. События ночи с 13 на 14 ноября возле о-вов Кабо Верде развивались обескураживающе для Винсена Рю: еще сутки назад он отставал от "Bonduelle" всего на три мили, а уже к утру разрыв увеличился до 50! "Могло бы быть и все 80, — хладнокровно объяснил по радио капитан "овоща". — Я не спал практически всю ночь, вовремя передвинулся к востоку, пройдя у "PRB" практически по носу, и, выйдя из зоны слабых восточных ветров, генерируемых азорским антициклоном, поймал нормальный северо-восточный пассат. Всю ночь я занимался постоянной сменой парусов, выжимая из яхты все возможное"...
Фактически повторилась ситуация "The Transat 2004", когда всего один вовремя совершенный поворот сделал Мишеля Дежуайя недосягаемым для соперников — с той только разницей, что тогда впереди у спортсменов была "всего лишь" Атлантика, а сейчас перед гонщиками еще лежали четыре океана. Предпринятые Рю попытки отыграть ситуацию "по горячим следам" успеха не имели — разрыв между ним и "Bonduelle" продолжал увеличиваться. "Вскоре все еще может сильно измениться, — сказал Винсен в радиоинтервью. — Не позднее, чем через неделю, мы достигнем "ревущих сороковых, и вот тогда посмотрим. Пока более новые яхты не имеют подавляющего преимущества в скорости. То, что Жан впереди меня, означает лишь, что он лучше управляется с парусами. Так что очевидно (для меня, по крайней мере), что для победы надо выбирать верный курс и выжимать все из парусов, а не просто надеяться на скоростной потенциал лодки".
В то время, как двое лидеров выясняли отношения между собой, с серьезными проблемами столкнулся Ролан Журдэн — он двое суток пытался избавиться от рыбацкой сети, зацепившейся за бульб. Гонщик 16 раз заводил яхту в левентик, чтобы освободиться от мешающего движению тормоза. А хитроумный Жан ле Кам передал в штаб регаты, что он ухитрился поспать рекордное для яхтсмена-одиночки время — целых восемь часов подряд! "Неизвестно, спал ли он на самом деле столько или это лишь часть той игры, которую Король Жан ведет со своими преследователями", — прокомментировали это сообщение в пресс-центре гонки. Играть было самое время — яхты входили в штилевые экваториальные зоны, где все решали грамотная тактика и. крепкие нервы. Тем более что установилась необычно высокая температура, сильно изнурявшая спортсменов.
Полетаем?
В стартовавшей 26 декабря 2004 r. регате Сидней—Хобарт впервые в практике гонок открытого моря используется кайт вместо спинакера. 66-футовая яхта "AAPT" (бывший "Grundig"), за свои успешные выступления прозванная "giant killer" (она часто финиширует среди более крупных 80-90-футовых лодок), теперь представляет собой еще более грозного соперника, чем ранее: она оснащена громадным кайтом площадью 420 м2.
Кайт "OutLeader" производства калифорнийской фирмы "KiteShip Corporation of Martinez" напоминает половинку большого парашюта, он может использоваться при ветре от 2 до 15 м/с. Необычный парус управляется всего лишь тремя 100метровыми шкотами непосредственно с палубы судна, не требуя для своего подъема фалов или каких-либо надувных приспособлений. На ходу он располагается на высоте примерно 60-70 м выше уровня моря, при этом вся тяга передается непосредственно на корпус судна, поэтому отсутствуют типичные для спинакера кренящие и приводящие моменты, вызываемые проходящей через точку крепления спинакер-фала на мачте линией тяги. Как следствие, бро-чинг полностью исключается, также отсутствует и необходимость набирать водяной балласт при ходе под кайтом, а на "AAPT" это ни много, ни мало, а целых 3 т!
"Если за 15 ч несения нашего паруса вы не почувствуете превосходства в скорости над конкурентами, мы заберем его обратно и вернем вам деньги", — пообещал яхтсменам президент фирмы-изготовителя.
Мы расстались с нашими героями в момент пересечения лидерами экватора, когда гонку возглавил Жан ле Кам на "Bonduelle", по пятам преследуемый Винсеном Рю на "PRB". С тех пор прошло более двух месяцев, за которые два "заклятых друга" (на самом деле "в мирное время" оба гонщика довольно дружны) неоднократно менялись местами, постоянно держась рядом и не пропуская никого вперед себя. За это время произошло также много драматических событий, о которых мы попытаемся хотя бы вкратце рассказать.
Итак, 18 ноября Жан ле Кам первым пересек экватор (на целых четверо суток раньше, чем лидеры гонки четыре года назад!), но уже в течение следующих 48 ч в южное полушарие вошла практически половина участвующего флота, за исключением явных аутсайдеров. Тихие ветра экваториальной зоны слегка затормозили лидеров, дав возможность "середнячкам" несколько уменьшить свое отставание от них. Впрочем, измотаны жаркой погодой и штилями были все — по словам Ника Молонея, последние трое суток перед экватором он спал в сумме не более трех часов. Сразу же после пересечения экватора яхты были подхвачены ровным 18-узловым северо-восточным ветром, превратившим гонку в настоящее удовольствие.
Однако удовольствие было явно не для всех: в ночь на 22 ноября с борта "VM Materiaux" пришло тревожное сообщение — на яхте открылась течь в месте крепления качающегося киля. В сутки Патрику Карпентье приходилось выливать порядка двух ведер воды. Казалось бы, не так и страшно — но впереди лежали еще три с половиной океана!
Тем временем двое лидеров продолжали играть в кошки-мышки друг с другом — утром 26 ноября Винсена Рю разбудил сигнал радара, свидетельствующий об опасном сближении с неизвестным судном. Им оказался "Bonduelle" Жана ле Кама, находящийся всего в пяти кабельтовых. Тонкая тактика, которой в течение всей последней недели придерживался капитан "PRB", принесла свои плоды — два этих гонщика, можно сказать, стартовали заново. "Очевидно, прошлой ночью я был недостаточно напорист", — озадаченно прокомментировал ситуацию лидер гонки. Однако догнать его на этот раз Винсену не было суждено — уже на следующее утро его яхта столкнулась с серьезными проблемами: мотор привода поворотного киля, похоже, был готов выйти из строя, и спортсмену пришлось связываться с конструктором яхты, чтобы попытаться срочно найти решение проблемы. Тем временем Жан ле Кам смог вновь оторваться от преследователя, но ненадолго. Исправив неполадку, Винсен Рю вовсю форсировал паруса, полагаясь на надежность новой технологии "D4" (напомним, его яхта единственная из всего флота оснащена подобными парусами), и уже 24 ноября смог вернуться на первую позицию. А 1 декабря он прошел траверз м. Доброй Надежды, опять же на целых четыре дня улучшив результат Ива Парлье, показанный им во время предыдущей "Vendee Globe".
2 декабря на яхте "Hugo Boss" Алекса Томпсона при ветре 20—25 м/с обломилось крепление упирающегося в палубу гика, вырвав часть палубной обшивки размером в половину квадратного метра. В условиях сильного шторма и холодной погоды ремонт был невозможен, однако яхтсмен, вопреки мнению спонсоров, пожелал остаться в гонке. Под стакселем он продолжил путь к югу вдоль Африканского побережья, рассчитывая провести ремонт при первой же возможности. На момент аварии Алекс занимал шестое место и был менее чем в 1000 миль от лидера.
Следующим неудачником стал Конрад Хэмфри, капитан "Hellomoto". 4 декабря его яхта налетела на подводный предмет, сильно повредив перо одного из рулей. "У меня на борту есть все необходимое для ремонта, — сообщил гонщик, — но нужна более спокойная погода, чтобы приступить к оценке повреждений и работам". Под крошечным штормовым стакселем Конрад продолжил спуск к югу, и лишь 7 декабря ему удалось заменить руль, причем сам процесс оказался полон драматизма — в один из моментов жизнь Хэмфри буквально повисла на волоске. А вот Алекс Томпсон не смог своевременно справиться с ремонтом и 9 декабря вошел в гавань Кейптауна, повинуясь прямому приказу своих спонсоров. Лидеры тем временем уже шли в "ревущих сороковых", отрываясь от преследователей и приближаясь к Австралии.
13 декабря в гавань Кейптауна вошел Роберт Седлачек ("Brother"), неделю назад серьезно повредивший свой киль, позднее туда подошел и Эрве Лорен ("UUDS"). Число гонщиков стало редеть, а буквально на следующий день лидеры гонки миновали траверз м. Льюин, обозначив разрыв между собой и аутсайдерами в целый океан. На этот раз время, показанное ведущими яхтами предыдущей гонки, удалось улучшить всего на пару суток — виной тому стала довольно тихая погода в Индийском океане.
Выход в Тихий океан оказался роковым для Ролана Журдэна на "Sill" — у него вновь, как и весной 2004 г., возникли проблемы с килем. На этот раз обломилась углепластиковая верхняя часть киля — как раз в районе шарнирного сочленения с гидроцилиндрами поворотного механизма. Киль, как увидел изумленный гонщик, свободно болтался вокруг своей оси. "Не могу поверить, что такое могло произойти, — передал на землю яхтсмен. — Что может быть прочнее углепластика? С трудом сдерживаю слезы, ведь я готовился к этой гонке четыре года, и все впустую. Сейчас я закрепил киль и пока иду спокойно, но продолжать гонку в такой ситуации — значит, играть с огнем". Ролан срочно связался с ле Камом (напомним, "Sill" и "Bonduelle" — систершипы) и попросил его проверить собственный киль. На "Bonduelle" все было в порядке, но уверенности в судне, надо полагать, такое известие гонщику не добавило. "Обе1 ситуации с килем "Sill" абсолютно загадочны и лишь подтверждают обоснованность наших суеверий. "Бывают суда счастливые, а бывают — наоборот", — прокомментировал случившееся Майк Голдинг, сам всего лишь полгода назад прошедший всю Атлантику, вручную перекладывая киль при каждой смене галса.
"Sill" ошвартовалась в гавани Хобарта 20 декабря. В этот день отчаянная борьба за третью позицию завязалась между Майком Голдингом и Себастьяном Жоссе ("VMI"). Жоссе недолго смог сопротивляться напору одного из самых агрессивных и волевых яхтсменов-одиночек мира и уже на следующий день перешел на четвертую позицию.
Буквально в то же время "Bonduelle" вновь обогнал "PRB", причем острая тактическая борьба между лидерами разворачивалась уже в зоне айсбергов, едва ли не в прямой их видимости! Это обстоятельство оказалось фатальным для Брюса Шваба ("Ocean Planet") — в самое неподходящее время у него вышел из строя радар, и гонщик был вынужден быстро уходить в более безопасные воды к северу, стремительно теряя преимущество перед нагонявшими его лодками из середины флота. Их ряды продолжали редеть — сошли с дистанции Марк Тьерселлин ("Pro-Form") и Патрик Карпентье ("VM Materiaux"), оба из-за серьезных технических трудностей.
Проблемы "середнячков", однако, совершенно не волновали лидеров — "Bonduelle" и "PRB" стремительно шли на восток, пересекая Тихий океан без особых неприятностей. 3 января Жан ле Кам первым обогнул Горн, установив новое достижение: 56 дней 17 ч и 13 мин от гавани Ле-Сабль-д'Олонн до знаменитого мыса. Это время оказалось уже на целых пять суток лучше результата, показанного четыре года назад Мишелем Дежуайя! Главный же соперник отстал от "Bonduelle" на пятнадцать с половиной часов. Третьим у Горна был Майк Голдинг, проигравший здесь лидеру почти сутки, четвертым — Себастьян Жоссе с результатом 60 дней 11 ч и 22 мин.
Специального приза за волю к победе (правда, не предусмотренного правилами гонки), по мнению всех наблюдателей, к этому моменту должен был бы удостоиться Жан-Пьер Дик на "Virbac" — постоянные технические проблемы преследовали его во время всего пути в южном полушарии. Дважды на яхте ломался узел крепления гика, выходили из строя главный двигатель, генератор, дважды требовали серьезного ремонта рули. Но что бы не происходило на борту яхты, во время сеансов радиосвязи яхтсмен постоянно демонстрировал оптимизм и веру в успешный финиш, заслужив титул "несгибаемого". Жан-Пьер смог обогнуть Горн лишь 12 января, хотя, как мы помним (см. "КиЯ" №188), при создании "Virbac" ей прочили безоговорочную победу в "Vendee Globe".
8 января "PRB" вновь сумел обогнать "Bonduelle" — Винсен Рю преподнес себе отличный подарок к 33-летию, которое он отметил на следующий день. Выйдя вперед, он начал наращивать преимущество, демонстрируя превосходство своей яхты в условиях слабых и попутных ветров. Через три дня Винсен смог оторваться от своего главного конкурента на 16 миль, а "с тыла" к ле Каму подобрался Майк Голдинг, уже войдя в зону его видимости.
Ник Молоней, один из предстартовых фаворитов, добрался до Горна лишь 15 января. Как сообщил гонщик по радио, он слишком переоценил свои силы. "В Атлантике я думал, что это будет скорее интересное приключение, нежели серьезная гонка, — передал он. — Но то, с чем я встретился... Это оказалось сильней меня. Я пока еще пытаюсь найти силы, чтобы продолжить борьбу с Жан-Пьером, но уже думаю только о том, чтобы благополучно дойти до финиша. Я полностью выдохся." Похоже, Эллен МакАртур была права, когда два года назад выгнала Ника из состава экипажа "Kingfisher" ("КиЯ" №185), готовившегося отправляться в погоню за Кубком Жюля Верна: "звездная болезнь" — штука опасная. К тому моменту, когда "Scandia" миновала знаменитый мыс, Ник уже отставал от лидеров на 2500 миль, занимая седьмое место. И, как бы в наказание за излишнюю самоуверенность перед стартом, Атлантика неприветливо встретила гонщика. Сначала его яхта на большой скорости столкнулась с подводным предметом — и яхтсмен, не удержавшись на ногах, сильно расшибся, позднее "Scandia" была едва ли не перевернута огромной волной: крен лодки превысил 105°, и сразу же после этого из строя вышел автопилот. Но на этом злоключения Ника не закончились. 24 января, когда его лодка вышла из зоны непрерывных штормов и он смог хоть чуть-чуть расслабиться под теплым солнцем, на ней сломался поворотный киль. Причем не просто вышел из строя приводной механизм — нет, его плавник обломился в точке на 30 см ниже корпуса судна. Эта поломка киля на сегодняшний момент представляется невероятной, ведь в отличие от бойко ломающихся в последнее время экстремальных углепластиковых килей, плавник "Scandia" был изготовлен из высокомодульной стали и не имел радикальных очертаний. Удар яхты о неизвестный подводный предмет не мог, по мнению конструктора, вызвать такие последствия — этот киль был рассчитан на подобное столкновение.
Тем временем лидер гонки (а им по-прежнему оставался Винсен Рю, оторвавшийся от Жана ле Кама уже почти на сотню миль) начал прикидывать возможное время финиша. "Если все пойдет, как надо, я думаю, это будет днем или вечером 2 февраля", — передал гонщик 29 января. Предпринимаемые Жаном попытки догнать лидера оказались безуспешными, все, что ему удалось — это стряхнуть с хвоста Майка Голдинга, оторвавшись от него на 80 миль. "Жан совершил большую ошибку после прохода м. Горн, — сказал по радио Винсен. — Там была штилевая зона, невидимая на метеокартах, но хорошо заметная на спутниковом снимке. В итоге я ее избежал, а он — нет, потеряв при этом как минимум 36 часов".
Винсен почти не ошибся в прогнозе — он финишировал 2 февраля в 22 ч 49 мин по Гринвичу, преодолев сложнейшую дистанцию за 87 дней 10 ч 47 мин 55 с, без малого на шесть суток улучшив предыдущее достижение "Vendee Globe" (Мишель Дежуайя, 2001 г., 93 дня 3 ч 57 мин 32 с). Его средняя скорость на дистанции составила 11.28 уз.
Рано утром 3 февраля вторым финишировал Жан ле Кам с результатом 87 дней 17 ч 20 мин 8 с, третьим через сутки — Майк Голдинг. Он едва ли не чудом вообще дошел до гавани — за 50 миль до финиша на "Ecover" оторвался (как это стало уже привычным) плавник киля. Опытный и волевой гонщик не растерялся, мгновенно вглухую зарифил грот, сменил геную на стаксель, заполнил наветренные балластные цистерны водой и со скоростью около 5 уз осторожно пошел к финишу, отказавшись от посторонней помощи...
Подводя итоги незаурядной гонки, можно заметить следующее: если первое поколение "шестидесяток" столкнулось с недостаточной остойчивостью, а второе — с частыми поломками мачт, то сейчас практически все яхты сошли с дистанции из-за поломок килей. В первую очередь это, безусловно, вызвано слабой изученностью свойств углепластика при работе в тонких сложнонагруженных оболочках. Во вторую — радикальностью конструкторов, пытающихся применить тяжелый вольфрамовый балласт и одновременно предельно облегчить сам качающийся плавник, придав ему максимально тонкий гидродинамически выгодный профиль.
Внимательное изучение даже тех немногих сведений о конструкциях сломанных килей, которыми располагает редакция, позволяет охарактеризовать подход к их созданию не иначе, как "технический авантюризм". Конструкторы словно забыли о том, что в открытом океане надеяться гонщику не на кого. К счастью, практически все аварии килей произошли в относительной близости побережья и в довольно спокойную погоду — видимо, только это позволило обойтись без жертв или крупномасштабных спасательных операций. Уроки "Ромового рейса" 2002 г. оказались проигнорированными, а руководство ассоциации класса "Open 60" задумалось над очередным ужесточением технических требований класса.
Что ж, до следующей кругосветной гонки яхтсменов-одиночек остается чуть более полутора лет. У конструкторов есть еще время провести "работу над ошибками"...
Примечания
1. Из-за сильных вибраций на киле "Sill" Ролан Журдэн в 2004 г. был вынужден отказаться от участия в гонке "The Transat".