В 2003 г. соревнования типа "River marathon", распространенные в Мексике и Южной Америке, Канаде и Новой Зеландии, впервые прошли в Европе — причем именно у нас, в России, с базой в Санкт-Петербурге. Напомним, что трасса таких гонок, проводящихся под эгидой Международного водно-моторного союза (UIM), представляет собой "звездный" многодневный речной маршрут с центром в одном из крупных населенных пунктов. Подобные водно-моторные марафоны наиболее популярны там, где есть протяженные реки со многими притоками. Соревнования проводятся на судах различных типов, в том числе и на надувных лодках.
В сезоне 2004 г. в международный календарь UIM были включены две гонки "River marathon" по уже знакомым нашим спортсменам маршрутам: Приозерск—Валаам и Санкт-Петербург—Орешек. Старт гонки на Валаам была намечен на июнь, а на Орешек — на 1 августа, ровно через 100 лет после первой российской гонки моторных судов. В отличие от кольцевых "гонок на выносливость", к которым относятся такие встречи, как "24 часа Санкт-Петербурга" и "6 часов Санкт-Петербурга", требования к корпусам судов-участников "речных марафонов" помягче — в частности, правила не запрещают поперечные реданы и туннели, корпус может иметь дополнительные детали подводной части.
Международная маршрутная гонка «Открытый Кубок России "Приозерск-Валаам"» (открытый чемпионат России, 1-й этап), 19 июня 2004 г.
В 2004 г. все международные соревнования "Endurance" и "River marathon" проходили с учетом полного комплекса требований UIM к гонщикам и лодкам. И хотя для маршрутных гонок технические требования не столь жестки, как для соревнований на выносливость, заявки на участие в гонке Приозерск-Валаам подают всего 12 команд (годом ранее их набралось 15). Часть экипажей — новички, стремящиеся набраться опыта и выполнить разрядные требования, а часть — напротив, опытные, с отлаженной техникой, работают по долговременному плану, охватывающему все соревнования сезона.
Как и годом ранее, судьи, экипажи судов обеспечения и гонщики размещаются в гостинице "Корела". Лодки и тягачи стоят прямо перед гостиницей на центральной площади города и вызывают немалый интерес горожан — такую технику здесь видят не часто.
Суббота, 19 июня. Вице-президент Федерации водно-моторного спорта России Алексей Ишутин и председатель Спорткомитета администрации Приозерского района Михаил Лукиных дают официальный старт гонки на площади Ленина. Спуск лодок на воду проходит быстрее, чем в прошлом году, остающуюся на берегу технику и оборудование принимает под охрану милиция Приозерска, можно спокойно уходить в гонку. Вообще отношение к соревнованиям местных властей заслуживает особых слов благодарности: глава администрации района Сергей Яхнюх, зам. главы Тамара Киселева, все службы района внимательно и заинтересованно оказывают максимальное содействие проведению гонки.
Мы с Алексеем Ишутиным на рабочем "Мустанге" с 90-сильным "Mercury" стартуем последними и всю дистанцию идем замыкающими в компании с еще одним "Мустангом" под управлением Алексея Волкова и Александра Зилотова, высматривая останавливающиеся в гонке лодки. Пару раз подходим узнать, справится ли гонщик своими силами или нужна помощь лодок МЧС. Судейский пост в Монастырской бухте принимает финиширующие лодки, половина пути пройдена.
Валаам становится все популярнее среди туристов и паломников, которые прибывают на остров как на борту туристских теплоходов со специальной экскурсионной программой, так и просто на рейсовых судах из Приозерска или Сортавалы. И на пристани, и в монастыре не протолкнуться. Возникает досадная заминка — паломническая служба монастыря принимает гонщиков только через час после финиша. Обращаем внимание на изменения, произошедшие за минувший с прошлой гонки год. Руководителей нашей федерации принимает игумен монастыря архимандрит Панкратий, все входит в график, и гонщики покидают Валаам с чувством удивительного прикосновения к вечным духовным ценностям.
Экипажи снова на воде, собираются в Монастырской бухте на старт второго этапа, который дается на фоне красивейшего пейзажа — так сказать, "под телевидение". Следует заметить, что внимание телекомпаний к соревнованиям было существенно выше, чем в минувшем году. Сюжеты о гонке прошли на четырех каналах, а НТВ и "Пятый канал" отправили на трассу свои съемочные группы.
Лодки летят обратно, вновь по зеркальной ладожской воде, финишируют, поднимаются на берег, экипажи прибывают на центральную площадь Приозерска для проведения церемонии награждения. Победителям вручают медали и кубки. По международной системе подсчета результатов начисляются очки, но чемпионы будут определены после второго этапа — гонки на Орешек.
Международная маршрутная гонка "Санкт-Петербург — Орешек" (открытый чемпионат России, 2-й этап), 1 августа 2004 г.
Если в прошлом году погода буквально испытывала гонщиков холодом, ветром и дождем, то в нынешнем сезоне все было благоприятно. Яркое солнце, большое количество участников, праздничное настроение, хорошая организация и четкое судейство предопределили успех соревнований.
В гонке было два этапа — "туда" и "обратно", а не четыре, как в 2003 г. — отменили остановку в Усть-Ижоре. Кстати, уже тогда появилась отдельная речная гонка Санкт-Петербург-Усть-Ижора-Ледяная гонка.
Старт — и все экипажи на одном дыхании, с небольшими интервалами достигают пристани крепости "Орешек". Тут нас ожидает очень приятный сюрприз — прямо на пристани трещит генератор, развернут пункт питания с горячим супом, чаем, салатом и всем, что полагается.
Местные власти, и исполнительная, и законодательная, присылают на Орешек своих представителей, президента Федерации водно-моторного спорта Санкт-Петербурга Алексея Ишутина встречают с цветами. Мы же, как и годом ранее, возлагаем от имени Федерации водно-моторного спорта России венок к памятнику защитникам крепости Орешек, павшим в боях Великой Отечественной войны. Интересная экскурсия, организованная для гонщиков филиалом музея истории Санкт-Петербурга в крепости Орешек, пролетает быстро, лодки мчатся обратно в Питер по знакомой трассе и без приключений финишируют у причалов Лопухинского сада.
Вновь отлично работали ГИМС Санкт-Петербурга и ГИМС Ленинградской области, обеспечившие информирование всех населенных пунктов по трассе гонки и отслеживавшие ход соревнований, а спасатели МЧС, верные друзья спортсменов и привычные участники всех без исключения водно-моторных соревнований в этот раз, к счастью, остались практически без работы.
Церемония награждения проходит в праздничной атмосфере, завершился первый открытый чемпионат России в гонках "River marathon". Судейская коллегия при подведении итогов российских соревнований среди взрослых впервые пользовалась международной системой начисления гоночных очков.
Рассказ о "речных марафонах" 2004 г. был бы неполон без упоминания о заседании рабочей группы Международного спортивного комитета UIM по гонкам "River marathon", состоявшегося 19 октября 2004 г. в Портимане (Португалия). С российской стороны в нем приняли участие А.И.Ишутин, А.А.Ишутин, Э.Н.Серебренников и автор этих строк. Проведенным в нашей стране соревнованиям было проявлено неподдельное внимание со стороны представителей стран, давно культивирующих "речные марафоны". Наша делегация сделала специальное подробное сообщение о российских гонках, продемонстрировала схемы трасс и рассказала о порядке проведения соревнований в нашей стране. Представители Мексики и Венесуэлы заинтересовались возможностью направления гонщиков для участия в наших соревнования в составе российских экипажей, а А.И.Ишутин и автор получили приглашение принять участие в гонке протяженностью 1200 км, которая пройдет в Колумбии в ноябре 2005 г.
Федерация водно-моторного спорта России благодарит за содействие и помощь в организации соревнований
Администрацию Санкт-Петербурга, Правительство Ленинградской области, Правительство Республики Карелия, Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Муниципальное образование "Приозерский район" Ленинградской области, Муниципальное образование "г. Шлиссельбург" Ленинградской области, Государственную инспекцию по маломерным судам Санкт-Петербурга, Государственную инспекцию по маломерным судам Ленинградской области, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Отдел Государственного музея истории Санкт-Петербурга "Шлиссельбургская крепость Орешек", ГУ "Природный парк Валаамский архипелаг".