Спортивная традиция взяла свое. Если есть спортсмены, готовые бороться за престижное мировое первенство в обозначенных правилами UIM жестко-надувных классах, значит, будут приложены все силы, чтобы тщательно подготавливаемая в течение года техника наилучшим образом соответствовала условиям трассы и положению о соревнованиях. Никто уже и не вспоминает про хорошо узнаваемые промышленные рибовские корпуса. Зато находятся и спонсорские средства для этого мероприятия, несмотря на их значительный с точки зрения рядового водномоторника-любителя размер (только вступительный взнос — не менее 1000 долл.). В этом году желание помериться мастерством выживания на ухабистой невской трассе марафона выразили 28 команд. Не так много, если сравнивать, скажем, с 2003 г., когда на воду вышли 39 лодок, но все-таки больше, чем в прошлом году, отмеченном резким ужесточением требований UIM к корпусам и моторам. Сейчас список моторов, одобренных UIM, несколько расширился, увеличилось и предложение гоночных лодок от ряда ведущих "конюшен", как новых, так и бывших в употреблении, это предоставило спонсирующим организациям некоторую свободу маневра и сыграло в конечном итоге на рост интереса к событию. Особенно тут выделилась компьютерная корпорация "ELKO Group" (лодка под номером 27), бесплатно кормившая заморскими яствами всех желающих.
Как обычно, ядро участников образовали петербургские спортсмены — примерно две трети состава. Существенно расширилось присутствие городов России, появились команды из Ростова-на Дону (под своеобразным именем "Ростов-папа"), Самары, Костромы, не говоря уже о заносчивой Москве с ее четырьмя командами. Список иностранных участников сократился — не приехали бельгийцы "Autonautique", зато — представители британской судостроительной фирмы "Osprey", называвшиеся в прошлом году невразумительно "Jumping Jack", теперь подняли на свои знамена доброе имя лодки, на которой выступили во второй раз и, более того, внесли новую струю в идеологию марафонского гоночного судна (об этом мы еще поговорим.) Приехала и команда Латвии с доработанным очередной раз "Викингом", были и совместные экипажи с представителями США, Эстонии, Армении — все, как в прошлом. Как несомненное достижение, стоит отметить увеличение количества команд с названиями, отражающими имена спонсоров, непосредственно занятых в лодочномоторном бизнесе: те же "Osprey", а также "Мнев", "Яма-ран" и "Петросет", "Меркурий", "Rosan-Evinrude". Продолжился рост численности старших мощных классов, причем настолько, что в 700-кубовом осталось всего три лодки, а в литровом — одна! Наиболее любимый спортсменами третий класс насчитывал целых десять претендентов на звание чемпиона мира. Прибавьте сюда девять участников в двухлитровом, и вы сразу поймете, чьи регалии действительно достойны уважения.
Стоит сказать несколько слов о техническом оснащении команд. Общая тенденция к"оспортивливанию" судов выразилась в практически полной унификации части конструктивных решений, связанных прежде всего с безопасностью управления. Помимо выключателя электропитания на палубе или подпружиненного привода газа, требуемых Правилами, большинство судов было оборудовано удлиненными обтекателями кокпита на манер "Формулы-1", эргономическими сиденьями, многие гонщики предпочли более "острое" управление по курсу с помощью штуртросов. Наблюдался отрадный рост разнообразия моторов. Если в первых гонках царили "Mercury", то теперь движков с надписью "Yamaha" оказалось больше, наличествовали сильные конкуренты от "Evinrude", присутствовали также "Honda" и "Tohatsu", но выступили эти "япошки", к сожалению, невыразительно. Появление нового "Evinrude" серии "E-Tec", представленного командой "Росан", вообще можно считать шагом вперед и ответом на появление двухтактных "Оптимаксов" от "Mercury" с их разрешенной 30%-ной форой рабочего объема. Интересно распределение моторов по классам в зависимости от объема: в младших было абсолютное большинство "Yamaha", в 1.5-литровом преобладали "Mercury", в 2-литровом — снова 200-сильные "Yamaha" и в старшем, 2.5-литровом, большинство было за "Evinrude". Характерно также, что многие гонялись на спортивных версиях моторов, с их типичным трескучим выхлопом в воздух. И не далек тот час, когда организаторы состязаний получат жалобы от простых жителей центра города на круглосуточный неумолчный рык "табуна" в тысячи лошадиных сил.
Предлагаемые несколькими фирмами-строителями гоночные лодки идеологически очень близки и напоминают собой популярные продольно-реданированные "Винрейсы" в увеличенном исполнении. Несколько выбиваются из этого ряда "дредноуты" С.Федорко с их Z-образным реданированием и специфической манерой прохождения поворотов в глубоком крене. В этом году конструктор сделал попытку перенести концепцию длинной сильнокилеватой лодки, уже испытанной в старших классах, на третий, полуторалитровый класс. Заранее скажем, что эта попытка удалась, хотя и не без упорной борьбы. Но тенденцией этого года стало появление лодки-близнеца британской "Osprey Viper", заказанной командой "Петросет" специально к нынешней гонке. В прошлогоднем обзоре мы отмечали, насколько ровно держится на волнении этот корпус, разработанный для профессионального применения в открытом море, и, даже проигрывая в скорости на прямых участках, он успешно конкурировал со спортивными соперниками за счет более быстрого прохождения поворотов с полного хода.
Перефразируя популярный закон Мерфи, можно сказать, что каждый настоящий гонщик однажды достигнет предела надежности работы своей матчасти. В соответствии с этим принципом основным препятствием для хода налаженной гонки станут отказы моторов, не выдерживающих высоких скоростей и нагрузок от непрерывно бьющих в днище лодки мелких кочковатых волн. Отказы начались с первых часов после старта в 16.08, и наиболее тяжелые из них были связаны с поломками деталей подвески моторов. Около шести вечера встала лодка команды "Red Star", у которой порвался шток гидроцилиндра откидки мотора. После непродолжительного ремонта команда продолжила борьбу, кстати, как и в прошлые разы, под контролем дорогостоящего телеметрического комплекса наблюдения за состоянием техники и пилота. Около девяти вечера замерла на берегу лодка агрессивных "Акул Севкабеля-2" без надежды на восстановление хода. Веселившая зрителей расписанной легкомысленными ромашками палубой лодка команды "Теорема" тоже бежала не очень споро, и решением большинства гонщиков около двух часов ночи команда вышла из борьбы.
Позиции в младших классах определились довольно быстро: команда "Буер" сразу взяла лидирующие позиции с изрядным отрывом от конкурентов. С литровым классом тоже сомнений не было — им следовало лишь "день простоять да ночь продержаться". В более же мощных классах сразу началась жесткая борьба с непредсказуемым исходом. Периодические отказы моторов, разрывы баллонов вследствие периодических навалов лодок друг на друга и на устои мостов приводили к чехарде в сводках, которые судьи вывешивали каждый час. Если с вечера за первенство в третьем классе плотно спорили "Готика", ’’Петрович" и "Ростов-папа", то к утру ростовчане ушли в низ таблицы, и их место заняла "Элко-1". Еще драматичнее складывалось первенство в четвертом классе, хотя преимущество команды "Таурас-Феникс", состоявшей из опытнейших питерских спортсменов, определилось уже к середине гонки. Здесь сильно не повезло "Петросету", выступавшему на корпусе "Osprey". После навала на них лодки "Акул", погнувших металлическую дугу в корме (коллизия, кстати, там была нешуточная, и в ее разборе сильно помогли снимки нашего спецкора А.Великанова), штатное крепление "Yamaha-Z200" сдало, и мотор затонул под утро на стремнине Большой Невы. "Ну не может же команда выигрывать несколько лет подряд...", — философски прокомментировал ситуацию петросетовец А.Геращенко. Зато в самом мощном классе преимущество "ПТК-Меркурия" не вызывало сомнений, хотя давал сбои и их "Mercury-2.5EFI", а пробитый нос пришлось ремонтировать. Не давал покоя техникам и мотор бельгийцев. Со второго места они вскоре ушли на четвертое, уступив костромичам из "Правого берега". "Росан" проявил чудеса спортивной стойкости и взошел на заслуженное второе место.
Добавим, что на результат сильно влияли и штрафы, шутка ли — получить наказание на 15 кругов за обгон в зоне безопасности или курение в лагере участников? В первые часы гонки марафона они сильно "майнали" нарушителей в табели о рангах. Росту судейской объективности способствовало введение видеонаблюдения за наиболее урожайными на нарушения местами трассы. В целом организация соревнований оказалась на высоте, это признал в разговоре с нами и чемпион из США Боб Вартингер, и руководитель и гонщик бельгийской команды Крис Дередт, посетовавшие, правда (да и не только они), на посредственное качество бензина, обязательного к использованию всеми командами.
Несмотря ни на что, количество финишировавших лодок оказалось достаточно большим — более 20, и спортивные награды, раздаваемые оргкомитетом под аплодисменты изрядно уставших зрителей, достались победителям по праву.