С 27 по 30 мая в Санкт-Петербурге состоялась очередная, уже третья по счету, регата под названием "Магические Белые ночи", приуроченная к празднованию Дня города. Это соревнование проводится в формате матч-рейса и имеет второй грэйд (уровень) по классификации ISAF, что отражает серьезность намерений организаторов состязания и далее развивать его. Как уже стало привычным, гонки прошли прямо в центре города — на акватории Невы между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом, что позволило стать зрителями гонки огромному количеству петербуржцев и гостей Северной столицы, заполнивших набережные в праздничные дни. Соревнования проводились на очень легких и динамичных яхтах типа "Santer 760R", которые предоставили спонсоры регаты — компании "Bellamer" и "Портофлот". На гонки прибыли 10 экипажей, в том числе четыре из-за рубежа (Франция, Германия, Польша и Швеция). Среди них основными претендентами на победу были Максим Таранов (Екатеринбург) и Андрей Арбузов (Москва) — давние соперники в российских матч-рейсах (А.Арбузов был победителем двух предыдущих гонок "Магические Белые ночи"). Реальным претендентом считался и екатеринбуржец Вячеслав Фролов — один из лидеров европейского "Микро-кубка" 2004 г.
Вначале, как и полагается по правилам матч-рейсов, были проведены раунд-робины — серии гоночных заездов, в которых яхтсмены попарно встречались "каждый с каждым". Санкт-Петербург встретил гостей холодным злым ветром с дождем, который под конец первого гоночного дня незаметно перешел в снежные заряды — достаточно, впрочем, частая картина для мая в Питере. Российские гонщики В.Фролов и С.Музихин проиграли все свои старты. А.Арбузов, вопреки первоначальным прогнозам, смог одержать лишь две победы, причиной этого он назвал несыгранность экипажа, шкотовый которого незадолго до гонок получил травму и буквально в последний момент был заменен другим спортсменом. Три победы одержал М.Таранов, а лидерами по итогам первого дня стали экипажи Е.Неугодникова и А.Виллима (Германия).
Во второй день гонок погода установилась великолепная, самая настоящая "празднично-яхтенная" — ровный сильный ветер от веста силой от 4 до 5 баллов, яркое солнце. Правда, из-за изменения ветра дистанцию пришлось переставить, оттянув ее ближе к Троицкому мосту, что несколько затруднило съемку телеоператорам. Ветер сыграл злую шутку со вчерашним лидером — экипажем Е.Никифорова: после огибания верхнего знака в одной из гонок команда не смогла справиться с геннакером, яхта попала в брочинг и оказалась на мели у пляжа Петропавловской крепости, откуда смогла сняться только с помощью судейских катеров. А.Арбузов несколько поправил свое положение, но в финал выйти не смог, в итоге, был вынужден бороться лишь за третье меего. В финал вышли экипажи Максима Таранова и Димитрия Деруэля (Франция).
В последний день гонок капризная питерская погода выдала все, на что она способна: и затишье, и шквалы с ледяным дождем, и заходы ветра на 90°, но все же теплый летний вечер позволил завершить регату дружеским общением за прекрасным ужином на открытой веранде яхт-клуба.
В самих финальных заездах о дружбе, понятное дело, думали меньше. Перед первой гонкой сильный ветер вынудил судей поставить дистанцию практически поперек Невы — от Петропавловки к Мраморному дворцу почти параллельно Троицкому мосту. Старт великолепно взяла российская яхта, которая вначале оторвалась от французов более чем на кабельтов, но... экипаж Д.Деруэля, хоть и участвует в матч-рейсе столь высокого уровня впервые, наглядно продемонстрировал, что Франция не зря считается мировым лидером в парусных гонках. Высокий класс и результаты воспитания так называемой "марсельской школы" были очевидны — буквально на глазах (а мы наблюдали это "вживую", идя по дистанции гонки параллельно спортсменам) французы отыгрывали свой начальный проигрыш и на последнем повороте у верхнего знака вынудили российский экипаж уступить им место. После этого судьба гонки была решена — вперед на коротком финишном отрезке они россиян уже не пропустили.
Очевидно, что одна из причин столь хорошего хода французов — тщательная настройка лодки. Это было хорошо заметно со стороны. Команда Д.Деруэля настроила лодку под внезапно усилившийся ветер, сильно набив ахтершгаг, изогнув мачту вперед и придав грозу правильную форму. Российский экипаж почему-то это не учел — на приведенной фотографии хорошо видно, что грот у наших спортсменов стоит неправильно. Тем не менее можно сказать, что в первой гонке российский экипаж еще боролся с французскими яхтсменами на равных. Но буквально сразу после финиша этой гонки ветер резко скис и вновь повернул почти на 90° — теперь верхний знак пришлось от Мраморного дворца переставить к стрелке Васильевского острова.
Наши яхтсмены не смогли быстро приспособиться к столь сильному изменению ситуации, а, возможно, были отчасти деморализованы неожиданным проигрышем первой гонки, и две последующие проиграли фактически еще на старте. Французы оба раза брали отличный старт и продолжали наращивать отрыв всю дистанцию. В итоге 3:0 — сухая победа французов, которые и стали победителями регаты.
Третье место в спокойной и, отчасти, предсказуемой борьбе с Андреасом Виллимом занял Максим Таранов — разница в классе этих двух экипажей была хорошо видна.
В целом, гонки прошли динамично и интересно. Спортсмены смогли погоняться, город получил красивое зрелище, спонсоры — рекламу. Хочется надеяться, что регата "Магические Белые ночи" будет развиваться, когда-нибудь получит первый грэйд ISAF, и тогда мы увидим в Санкт-Петербурге весь цвет мирового парусного спорта.