Если же говорить более серьезно, то все началось с совместной инициативы руководства нью-йоркского яхт-клуба "Sea Cliff" и редактора парусного отдела газеты "The New York Herald Tribune" Эверетта Морриса, решивших основать приз для соревнований между командами отдельных стран на небольших катамаранах — причем по правилам, схожим с правилами проведения "большого" Кубка "Америки". Местный скульптор, сам член этого яхт-клуба, изготовил переходящий приз (неверно называемый кубком), который существует и поныне.
Первоначально (и вплоть до 1996 г.) соревнования проводились на катамаранах класса "С", широко распространенных в 60-е гг., чья популярность в немалой степени объяснялась простотой правил этого класса. Они были более чем лаконичны: длина — 25 футов (7.62 м), ширина — 14 футов (4.27 м), площадь парусности — 300 кв.футов (27.87 м2), два члена экипажа, один из которых может пользоваться трапецией. Все! Никаких ограничений по весу корпуса, материалам и конструкциям.
Первые 12 лет Малый Кубок "Америки" разыгрывался ежегодно. Принципиально в конструкции катамаранов практически ничего не менялось, затраты на их проектирование и постройку были, в общем, небольшие, что способствовало поддержанию энтузиазма гонщиков и их менеджеров. Начиная с 1974 г. ситуация стала резко меняться. Подкосила Малый Кубок "Америки", как это ни странно, Уэймутская Неделя рекордов скорости под парусами. Именно на ней начиная с 1974 г. появились и стали быстро развиваться все более и более диковинные конструкции рекордных судов, базирующиеся по большей части на катамаранной схеме. Хорошо обеспеченные команды мгновенно сделали соответствующие выводы, и в доселе ничем технически особенно не выделявшемся классе "С" началась настоящая "гонка вооружений". Именно парусное вооружение стало основной ареной состязаний конструкторов новых лодок. В борьбе за престижный трофей включились такие знаменитости, как, к примеру, Линдсей Каннингхэм. Это именно его катамаран "Victoria 150", оснащенный жестким трехсекционным парусом-крылом, каждая секция которого могла управляться отдельно и имела вдобавок управляемые закрылки, помог австралийцам вернуть себе Кубок в 1985 г. Цена участия незамедлительно пошла вверх, а количество команд, которые могли себе это позволить, — вниз.
Как следствие, с 1974 по 1989 г. состоялось всего восемь розыгрышей Кубка, а после 1989 г. за приз боролись всего дважды. Начиная с 1996 г. гонок не было вообще. Последние обладатели приза — австралийцы — вернули Кубок его учредителям. Казалось, популярное некогда соревнование исчезло навсегда...
Однако такое положение дел никак не устраивало руководство яхт-клуба "Sea Cliff". Два года было потрачено на выработку новых правил и обсуждение существующих конструкций катамаранов с целью выбора нового кубкового класса. Предлагались самые различные варианты, но все, как всегда, решил случай. Руководство "Sea Cliff" уже склонялось в пользу олимпийских катамаранов "Tornado", когда к ним обратилась Ассоциация катамаранов класса "Bimare F-18HT", которую тогда контролировавала компания-производитель "Bimare". Ассоциация планировала провести в Ньюпорте чемпионат США и предложила учредителям Малого Кубка "Америки" взять этот класс под свое покровительство. Поскольку ведущие гонщики в "Tornado" оказались жестко связаны графиком олимпийских и предолимпийских регат и тренировок, учредители Кубка решили принять предложение "Bimare" и уже осенью 2003 г. провели первый розыгрыш Малого Кубка "Америки" на новых лодках.
Итак, что же представляет собой этот класс? Во-первых, это открытый ("Open") класс, правила которого буквально начинаются со слов "все, что впрямую не запрещено — разрешено". Во-вторых, это недавно появившийся класс технологически современных (кстати, сокращение "HT" в названии класса так и расшифровывается — "high technology") и быстроходных лодок, гонки на которых очень динамичны и зрелищны.
Корпуса катамарана должны быть зеркально симметричны относительно ДП, подводные крылья не разрешены — за исключением крылатых рулей, выполненных в виде перевернутой буквы "Т" (при условии, что ширина горизонтальной части не превышает 35 см). Компания "Bimare" утратила монопольный контроль над выпуском катамаранов этого типа, сейчас их производством занимаются около десятка верфей во всем мире.
Относительные простота и дешевизна конструкции (даже углепластиковые 18НТ стоят в Европе около 18 000 евро) способствовали быстрому расширению географии класса и появлению его национальных ассоциаций как в ряде европейских стран, так и в Австралии.
Первые гонки обновленного Малого Кубка "Америки" прошли в США в конце сентября - начале октября прошлого года. Поскольку, как уже было сказано, предыдущие обладатели Кубка давно уже вернули его учредителям, было решено отбирать защитников и претендентов, что называется, "с чистого листа". В качестве иностранных претендентов прибыли три итальянские команды. Американцы провели отбор среди четырех команд — защитниц Кубка.
В итоге в финал вышла итальянская команда "Club Nautico Rimini 2" в составе Даниеля Сарагони и Тео ди Батиста (IT45), цвета американского флага защищали Джон Лоуэлл и Чарли Оджелтри (US40), представлявшие "Southern Yacht Club". Борьба на дистанции была крайне острой и напряженной, итальянцы легко выиграли две первые гонки, воспользовавшись тактической оплошностью соперников в первой из них (лидировавшие американцы неудачно сманевировали у верхнего знака и пропустили итальянцев вперед). Во второй гонке американский экипаж попросту перевернулся через нос, "воткнувшись" на попутном курсе под геннакером в крутую волну. Несмотря на это, защитники Кубка сумели взять себя в руки и "в одни ворота" выиграть три последующие гонки подряд. Шестую гонку вновь выиграли итальянцы — им "помогла" появившаяся на дистанции 40-метровая моторная яхта, от столкновения с которой американцам пришлось буквально уворачиваться. Счет стал 3-3, и все решила последняя, седьмая, гонка, которая по праву может быть зачислена в число самых красивых дуэлей за всю историю парусного спорта. Американцы начали ее как высококлассные шахматисты, наперед знающие все ходы соперника. Лоуэлл взял отличный старт и раскладывал галсы с компьютерной точностью, с каждым поворотом все сильнее и сильнее отрываясь от итальянцев, которые выглядели полностью деморализованными таким развитием событий. Отрыв американского экипажа от своих соперников на последнем знаке составил одну минуту и двадцать секунд! И тут началось нечто невероятное. То ли американцы решили, что игра сделана и можно расслабиться, то ли полностью выложились к этому моменту и не оставили сил на финишный рывок, то ли итальянцы сумели настроиться и обрести второе дыхание... только после того, как экипаж Сарагони обогнул последний знак, итальянцам удалось поймать гоночный "кураж", придав своей лодке потрясающую скорость. Казалось, что в нее просто подсела другая команда. Их катамаран стал стремительно нагонять ошеломленных американцев — а они явно не успевали перестроиться и найти контрход. Спасла "штатовский" экипаж лишь финишная марка — будь дистанция всего на сотню метров длиннее, Кубок, вероятно, сменил бы свою прописку. Но спорт, как и история, не знает сослагательного наклонения — опередив итальянцев на финише меньше, чем на пять секунд, Лоуэлл и Оджелтри стали первыми обладателями обновленного Малого Кубка "Америки".
Следующие, 24-е по счету, гонки ICCT пройдут на акватории яхт-клуба победителей — в Новом Орлеане с 18 по 24 октября нынешнего года.
Основные (жестко ограниченные) параметры класса
Длина максимальная, м | 5.50 |
Ширина максимальная, м | 2.50 |
Вес минимальный, кг | 130 |
Площадь парусности, м2: | |
грот (включая мачту-крыло) | Не более 20 |
геннакер | Не более 20 |
Высота мачты максимальная, м | 10.5 |
Вынос бушприта максимальный, м | 0.8 |
Экипаж, чел. | 2 |