Состоялись уже три трансатлантические гонки на маршруте от Канар до Барбадоса. Самой представительной из них была вторая гонка (2001 г.). Стартовало 36 однотипных двухметных лодок. К финишу добрались 33: одна вернулась, а две были сожжены после высадки гребцов на яхту. Такой приговор лодкам стоимостью около 50 тыс. долл. кажется варварским, но буксировка лодок в штормовом океане практически невозможна, а оставленная дрейфующей лодка представляет угрозу для мореплавания.
Четвертой гонкой должно было стать совершенно новое океанское действо — ORSARR-2004, что в переводе означает Атлантическая гребная регата Общества океанских гребцов. Нет нужды подробно перечислять особенности этой регаты, которая становится ежегодной (в "КиЯ" №186 было напечатано пространное интервью директора ООГ Кеннета Крачлоу). Отметим лишь, что, в отличие от трех предшествующих, регата ООГ допускала участие как парных экипажей, так и одиночек. Кроме того, впервые за много лет к старту готовилась четырехместная "галера" "Queensgate" под №15, гребцы которой были уверенными в себе спортсменами-профессионалами — регбистами. Шон, Джейсон, Фил и Йорки не скрывали своих амбиций: они намеревались побить абсолютный рекорд пересечения Атлантики на веслах (35 дней 8 часов и 30 минут), установленный в 1992 г. французской командой из 11 гребцов на лодке "Мондиале"с шестью гребными слайдами. Замечу, что на о. Гомера они исправно развлекали публику, демонстрируя свои нарядные черные фраки (с плавками вместо брюк) и гладильную доску для торжественного глажения оных перед победным финишем. Остроумные устроители регаты на прощальной вечеринке вручили гребцам... банку с жидкостью для накрахмаливания белых рубашек.
Судьбы людей и лодок одинаково любопытны
В стартовом протоколе значились шесть одиночек, шесть двоек и одна четверка. На 11 лодках развевался британский флаг, на одной — канадский и на одной — украинский. Вне зачета участвовала двойка под двумя флагами США и Зимбабве.
Начнем с представления главных героев — одиночных гребцов, на лицах которых была заметна тревога, как бы они ее ни скрывали: их ждало самое жестокое испытание одиночеством.
47-летний Ричард Вуд — не новичок в океанской гребле. В гонке 2001 г. он стартовал, но из-за ожога руки отказался от продолжения диковинного плавания. Теперь его лодка под № 1, названная первыми слогами имен трех его детей "NaJoJo", привлекала всеобщее внимание. Еще бы, в гонке 1997 г. она называлась "Hospiscare". В 2000 г. лодка уже под названием "Ростов-Дон" давала шанс Вячеславу Кавченко стать первым русским покорителем Атлантики. Увы, нервы у ростовчанина сдали, и он на 10-й день прекратил плавание. Как в застарелой шутке, Одесса-мама оказалась удачливей Ро-стова-папы: Теодор Резвой — одессит (и потомственный тверяк) нанес на борт той же лодки название "Odessa" и через 67 дней после старта второй гонки стал первым русскоязычным гребцом, пересекшим Атлантику. (Все эти события освещались в "КиЯ" №179, как и первая победа под флагом России, одержанная Федором Конюховым — см. №183) Итак, у Ричарда Вуда — вторая попытка, а у его лодки — уже четвертая! И у человека, и у лодки — по одной "осечке"... На вечеринке Ричард, который выглядел уверенным в себе и несколько ироничным, признался, что именно название его лодки, вернее неизменное напоминание о его детях, — самый надежный талисман, и уж он-то никогда не дрогнет.
Канадец Лоиз Гингло недавно женился на англичанке и теперь живет в Лондоне, но на его лодке под № 13 "Moose on the Move" ("Лось в разъездах") развевается флаг Канады. Его сокровенный замысел — кругосветка на веслах. На предстартовой вечеринке я показал Лоизу буклет с маршрутом кругосветки Евгения Смургиса, о которой он ничего не знал. Лоиз был потрясен. Он не мог поверить, что такое возможно и что значительная часть маршрута была пройдена, а сам российский смельчак погиб.
36-летний Марк Мортимер на "Acorn Atlantic Warrior" № 3 почитался всеми, как "икона" регаты. И неслучайно. Во-первых, он стартовал на прототипе гребной океанской лодки, "изобретенном" Чэем Блайтом и дизайнером Моррисоном. Легендарная "Hospiscare" давно уже стала символом океанской гребли. А во-вторых, Марк уже был единственным среди участников регаты удачливым ветераном покорения океана. Теперь целью его было, как он выразился, узнать, чем одиночное плавание отличается от прошлого плавания вдвоем. Думаю, излишняя самоуверенность и бо-гемность пошли не на пользу: рассчитывая на успех и, может быть, на рекорд, он особенно жестоко страдал из-за одиночества.
Самый молодой участник — 23-летний Сэм Найт — шел на лодке № 5 "Pacific Pete TNT", названной так в честь погибшего в Тихом океане Питера Бёрда. Его лодка — тоже история. Под названием "Toch Phoenix" она участвовала в самой первой гонке 1997 г. Затем на ней совершил одиночное плавание Мартин Вуд. Теперь, год спустя, Сэм Найт мечтал стать первым среди одиночек.
Стоит подчеркнуть, что эта регата (как и предыдущие гребные марафоны) не похожа на привычные чисто спортивные состязания. Здесь не дают призов и медалей, одни лишь аплодисменты встречающих и общее признание, а много позднее каждому вручат "Сертификат достижения" без указания занятого места. Скорее — это испытание самого себя на выносливость и психологическую устойчивость. И потому термин "самый" далеко не всегда оправдывает надежды, а победителями совсем необязательно оказываются самые мускулистые и тренированные. Чаще в борьбу вмешиваются здоровое самолюбие и самообладание, а иногда и умение безмятежно спать, чтобы сохранить силы.
Самый старый гребец — 65-летний Павел Резвой, отец того самого Теодора Резвого (см. "КиЯ" №186). Уроженец Москвы, как он сам выразился, "по геологическим причинам" стал гражданином Украины, и теперь его лодка № 7 "Marion Lviv" готовилась в дальний путь под желто-блакитным флагом. Павел когда-то был геологом. Эта опасная и трудная профессия (с ее нагрузками, а то и одиночеством на маршрутах по тайге и горам) была лучшей подготовкой к тяжелому океанскому труду. Во всяком случае он решил доказать сыну, что кое-чего стоят и старики.
Информация об изображении
Самый пожилой из участников бывший москвич Павел Резвой (справа автор репортажа)
34-летний Мэтью Борем шел на лодке № 6 "Alison May". Лодка эта имела длину 5.5 м и была чуть шире обычной; эти размерения определились, как он сказал размерами гаража, где происходило строительство. Его выступление было вызовом океану, который в 1997 г. не слишком-то милостиво обошелся с ним и его братом: их отнесло от трассы к Азорам, а случайно упавший буй EPIRB спутал все карты ринувшихся на помощь спасателей, поскольку на месте находки работающего буя братьев не оказалось. Их все же разыскали, но не позволили продолжать гонку после такой оплошности.
Самый пожилой из участников бывший москвич Павел Резвой (справа автор репортажа)
Парные экипажи имели свои особенности. Отметим лодку № 8 "Kenneth C", названную старательными гребцами в честь директора знаменитого ООГ. 41-летний Генри Дэйл и его младший коллега Джастин Колеман таким образом создавали еще одну престижную "икону". Однако, по иронии судьбы, отмеченные особым вниманием фавориты как раз и оказывались в драматической ситуации...
Отставные офицеры-парашютисты — 40-летние Крис Морган и Майк Перенс (лодка № 10 "Carpe Diem") — стали в какой-то мере случайными "жертвами" любопытства. Зайдя в ресторан близ Плимута, наши герои узнали, что его владелица в 52-летнем возрасте в паре со своим сыном. пересекла Атлантику на гребной лодке. Сначала они просто не поверили. А потом, сказав — а чем мы хуже? — арендовали у Джэйн Мик ее знаменитую лодку.
Экипажи трех английских лодок составили:
- № 2 "New Horizons" — офицеры полиции Джон Пек (58 лет) и Фрейзер Додс (46);
- № 11 "Linda" — преуспевающие менеджеры Джеймс Дост (29) и Найджел Говер (38);
- № 12 "Sea Slug" — молодые (по 30 лет) каякеры Уильям Стаблефорд и Натаниэл Спринг. Ими двигало настырное желание не только проверить себя, но и показать другим — в их "конторах" — на что они способны (это должно было, в свою очередь, обернуться удачей в карьере и успехом в бизнесе).
О женщинах в океане — разговор особый. Героинями были дочь и мать Кетли. Именно в таком порядке, и вот почему. В октябре 2003 г. 26-летняя Сэлли Кетли и ее 36-летний бой-френд Маркус, страдающий умеренной эпилепсией, стартовали в третьей гонке. Однако непрерывная качка, тяжелая работа и резкая смена пищи привели к тому, что припасенные Маркусом таблетки перестали действовать, болезнь обострилась. Они возвратились к месту старта. Но от своей идеи упорная Сэлли не отказалась: для участия в нашей регате ей оставалось лишь внести соответствующий взнос (немалый) и .срочно найти партнера на место Маркуса. Она позвонила в Англию маме. Мама — 45-летняя Сара Кетли — отнеслась к столь странному предложению с восторгом и не замедлила с вылетом на Гомеру.
Наконец, о варягах, идущих вне зачета. Команду лодки № 4 "Against all odds" составили истинные искатели приключений. 34-летний американец Скотт Уоненберг еще в 20 лет в одиночку на "Сессне" перелетел из Калифорнии в Зимбабве. Здесь он на каяке пересек самое большое в Африке водохранилище, кишащее крокодилами, и совершил еще ряд подобных подвигов. Затем он познакомился с Бретом Спарроу — сыном белого плантатора, тренером по рафтингу. Жажда приключений привела их на Гомеру. История их лодки — не из простых. В гонке 2001 г. на ней, тогда она называлась "Carphone Warehouse", успешно пересекли Атлантику два англичанина. Весной 2003 г. ее переименовали в "Transventure" два британца — Майк Ноэль Смит и Роб Абернети, намеревающиеся пересечь Индийский океан (от берегов Австралии до Мадагаскара). Смельчаки стартовали 19.04 2003 г., а 4.06 удар гигантской волны проломил борт и унес весла, гребцы оставались в полузатопленной лодке до подхода австралийского фрегата. Вот эту самую лодку из Австралии доставили на Тенерифе в распоряжение Скотта и Брета. Ровно месяц они восстанавливали ее, истратив на это 8 тыс. фунтов. День и ночь возились с лодкой и к моменту старта гонки пришли на Гомеру своим ходом. Сразу скажу: они пришли на Барбадос через 47 дней 3 часа и 40 минут, показав лучшее время (не считая знаменитой плимутской четверки).
Старт, похожий на проводы
Старт регаты 20.01 совпал с хорошим попутным — северо-восточным — ветром. Это психологически очень важно, ибо уже бывало, когда стартовый горн понуждал гребцов мучительно долго бороться со встречным ветром на виду у провожавших. Итак, жаркое утро: плюс 25 воздуха, да и вода не прохладная. Вероятно, Джон Фэрфакс — первый покоритель Атлантики в одиночку — не выбирал день для старта, но старт нашей регаты именно в этот день — дань уважения Джону (кстати, и ныне здравствующего в Лас-Вегасе).
Сначала на рейде появился катамаран "Белый адмирал", с которого его капитан и владелец, известный гребец Стейн Хофф в 11.00 по Гринвичу должен прокричать слово "старт" в обыкновенный "матюгальник". Решили не использовать ни пушечный выстрел, как в первой гонке, ни пневматический горн, как во второй. Пока лодки вытягивались на рейд, все "начальство" и пресса вышли на "штабной" моторной яхте.
Наконец — старт. Никто не начал отчаянно налегать на весла. Напротив, все, вооружившись видеокамерами, спокойно снимали друг друга.
Трансокеанская регата не похожа на гонки на гребном канале, где со старта уже виден финиш. Здесь больше подходит слово проводы, поскольку мало кто из публики рассчитывает стать свидетелем финиша. Так или иначе, но в течение часа все лодки понемногу исчезли сначала между гребнями зыби, а потом и за горизонтом.
"Мы-то сейчас вернемся, отпразднуем старт, — про себя рассуждал я на борту яхты сопровождения, — а ведь они все приступили к адской работе под палящим солнцем, с первыми брызгами воды в лицо и с первой тошнотой, особенно у тех, кто не умудрился, как Конюхов в свое время, предварительно пару ночей провести в лодке на мерной океанской зыби".
Информация об изображении
К старту готовится Марк Мортимер на знаменитой "Саламанке", ныне носящей другое название
Жизнь и помыслы провожавших и гребцов разительно отличаются. Теперь у них 100-процентная смена пищи, сон урывками и неизменная качка, совсем другие движения рук и ног, не похожие на движения в обычной человеческой жизни. И все это минимум на 40 суток неистовой работы, причем 40 — это для тренированных суперменов. Тем же, кто ринулся в океан от конторского стула в офисе, предстоят уже не сутки, а два-три месяца одиночества, наполненного тяжелыми раздумьями и борьбой с острым желанием бросить все и как можно скорее оказаться дома. Итак, или позор поражения, или далекий триумф победы на Барбадосе, до которого... 4678 километров.
К старту готовится Марк Мортимер на знаменитой "Саламанке", ныне носящей другое название
Яхта "Kilcullen" — плавучий штаб регаты. Находясь среди аутсайдеров, она готова прийти на помощь тем, кто окажется в трудном положении.
Накануне старта я обживал свой корабль. Знакомлюсь с командой. Капитан и владелец этой прекрасной яхты Питер Хогден известен мне с первой гонки. Тогда он в возрасте 49 лет пересек Атлантику в паре с Нейлом Хитом. Теперь он на семь лет старше, обзавелся седой бородой, но по-прежнему остается оптимистом.
Моя работа на яхте — "морской" фотограф и внештатный кок. Кормление несущих "ползучую" по времени вахту (по три часа с 6-часовым перерывом) с несколькими авралами — тоже немалый труд. Я не стоял на руле подолгу, но моя ежесуточная суммарная вахта у плиты с мытьем посуды и жонглированием тарелками и чашками с кофе превышала 12 часов.
Острова Кабо-Верде: миссия спасения
На 13-й день регаты расстояние от лидирующей четверки до аутсайдера превысило 778 миль — неведомые силы природы и разница в мускулатуре и характерах разбросали лодки по океану. Получалось, что вслед за лидером выстроились три парные команды (№ 10, 11, 12), пятую позицию занял первый одиночка — самый молодой гребец (№ 5), затем шли еще один парный экипаж (№2) и одиночка (№1). Восьмую позицию занял наш уважаемый русскоязычный одиночка Павел Резвой (№ 7). На последующих местах в цепочке — лодки № 8, 6, 3, 29. Наконец последнюю позицию заняла лодка канадца Лоиза Гингло с мрачным номером 13. Забегая вперед, скажу прямо, что порядок этот до самого финиша менялся незначительно, лидирующая тройка и пара аутсайдеров сохранили свои позиции.
Пронзительный звонок спутникового телефона 5.02 застал меня за приготовлением стейков из только что пойманного тунца. По репликам капитана понял, что предстоит спасательная операция. Оказалось, что на двойке № 8 у 38-летнего Джастина возникли проблемы, как бы это правильней сказать, — по всем статьям. Его обуял страх, у него бессонница и запоры от непривычной пищи. В результате Джастин обессилел и перестал грести, а Генри такое поведение напарника, мягко говоря, сил не добавляло...
Информация об изображении
Канадец Лоиз Гингло был потрясен, узнав о весельной одиссее Евгения Смургиса
С попутным штормом, делая по 89 уз, несемся к ним. В полной темноте находим № 8 и спускаем надувную лодку, чтобы снять на нее Джастина и лишний груз снаряжения. Салютуем, как можем, фотовспышками, прожектором и улюлюканием по УКВ, чтобы подбодрить Генри и поздравить его с неожиданным приобретением статуса гребца-одиночки (на тяжелой лодке-двойке!). Возвращаться на Гомеру, чтобы оттуда отправить Джастина домой, невозможно; берем курс на острова Республики Кабо-Верде, благо на ближнем к нам о. Сал имеется единственный на всю эту страну международный аэропорт.Стоим (пока шли, Джастин выздоровел на все 100%) в бухте Санта-Мария с цепочкой дорогих отелей и обилием пальм, растущих... благодаря поливу опресненной водой. Оказывается, острова Кабо-Верде — это безлесная вулканическая пустыня, и лишь сочетание тропического зноя с освежающими пассатами превратило ее в курортную зону. Старожилы утверждают, что дождей здесь не бывает вообще и пить всем приходится опресненную морскую воду. Ничего себе курорт!..
Канадец Лоиз Гингло был потрясен, узнав о весельной одиссее Евгения Смургиса
Сжигать корабли вышло из моды...
Пока лодки медленно двигались на запад в 200-300 милях к северу от нас в открытом океане, мы шли на запад от острова к острову. 20.02 получили звонок от Кеннета из Лондона. Марк Мортимер — наша "икона", отказывается от участия в регате, надо спешить, чтобы снять гребца. (При расставании он откровенно сказал, что одиночество его подавило, охватившая небывалая апатия наверняка привела бы к тому, что он опоздал на новую, весьма и весьма престижную работу, на которой ждали его до к 12.04. Его триумф не состоялся, и это неплохой урок. Бить в литавры до начала такого труднейшего испытания было ошибкой.)
— А лодку будем сжигать? — интересуюсь я, зная, что любой плавающий предмет представляет опасность для судоходства.
— Да, нет, — успокаивает Хогден, — приказано вести лодку на буксире.
Оказалось, что ООГ отказалось от порочной идеи сжигать дорогостоящие лодки. На любой брошенной лодке работал буй "Аргос" и горел сигнальный огонь на мачте — солнечные батареи обеспечивали круглосуточное горение довольно яркой лампы. Постоянно зная место лодки, можно было выслать судно для буксировки.
Днем 22.02 снимаем Марка без особых проблем: впервые за все время пребывания в океане наступил штиль с великолепной пятиметровой зыбью. Спокойно заводим 100-метровый буксирный трос и включаем дизель.
По старой штурманской привычке после полуночи вышел полюбоваться звездным небом. И вот, когда из низко висящего "ковша" Большой Медведицы как бы выливалась вода, на юге появился великолепный Южный Крест. Видение Полярной звезды и Южного Креста одновременно — это привилегия только этих (10-25°) широт северного полушария, что меня, замшелого североморца, сильно утешило.
Теперь число упорно двигающихся к Барбадосу лодок уменьшилось до 12, вместо 22 гребцов на них осталось ровно 20. Страсти поутихли, нервы закалились. Для некоторых заветная середина океана оказалась уже за кормой. В порту Минделу мы узнали и о первом финише: 25.02 плимутская четверка финишировала через 36 дней после старта. Прекрасный результат, но. "побить" французов, перекрыв их достижение, не удалось: не хватило нескольких часов.
Обгоняя лодки, идем на Барбадос
27.02 покидаем прилично замусоренный после шумного карнавала Минделу. Наша цель — пройти вдоль всей линии участников к лодке № 13. После суток безуспешных поисков среди 6-7-метровых валов бросаем эту затею, поскольку, скорее всего, канадец не несет вахту на УКВ. Позднее мы связались с берегом и узнали, что до Лоиза дозвонилась жена и выяснила — он в полном порядке, хотя и проходит в день не более 20 миль!..
Идти с попутным ветром — пусть это даже 7-8 баллов — одно удовольствие. Грот зарифлен на треть, генуя — наполовину, паруса поставлены "бабочкой". Нос яхты то и дело ныряет, погружаясь по якорный шпиль, и тут же, видимо, от страха выныривают летучие рыбы, заполошенно удаляясь на 200-400 м. Там они нередко становятся жертвами дельфинов, которые изящно лопают их в полете. GPS показывает 9 уз — куда лучше!
5.03 подходим к лодке № 8, на которой Генри пашет за двоих. Полдень, видимость прекрасная, но лодку рассмотрели лишь на расстоянии в полмили, и это при устойчивом контакте на УКВ, когда он нам раза три передавал свои точные координаты. Своеобразные крики одобрения и свист вдохновляют гребца, после такой встречи каждый из них заметно прибавляет ходу...
Утром 7.03 нагнали Сару и Сэлли. "Мать и дитя" по-прежнему полны здорового оптимизма. Бросаем в их лодку испеченные мной накануне пирожки с картошкой и грибами. Оказалось, они восприняли это как поздравление: завтра Сэлли исполняется 27. Мои "дополнительные" поздравления с международным женским днем (им этот праздник неизвестен) они принимают с воодушевлением:
— В России это выходной день? Ура! Тогда и мы завтра грести не будем!
На полпути к Барбадосу 9.03 встречаем Ричара Вуда. Он все так же ироничен, все происходящее для него, по его словам, как сон. И нам кажется очень странным, что всего через неделю он неожиданно запаниковал. Понадобились долгие уговоры самых авторитетных для него людей. Главный аргумент, который в конце концов подействовал на Ричарда: его трое детей не простят ему бегства с трассы, ведь лодка названа их именами.
...Коротышку "Alison May" (лодка заметно меньше остальных) нашли на следующий день. Мэтью, похоже, очень гордится тем, что обходится без руля, в то время как другие от поломки оного страдают неимоверно. (Интересно, что первые покорители океана — норвежцы — тоже не имели руля, принципиально считая его принадлежностью парусного судна).
...Торопимся к месту, где неожиданно пропала связь с Павлом Резвым. По пути получаем жуткую информацию. Лодка № 11 уже после формального пересечения меридиана Барбадоса 14.03 стала лагом к волне и перевернулась. А как же без переворота, хотя бы и после формального финиша! Джеймс Дост и Найджел Говер барахтались на страховочных концах, держась за днище лодки. Пока к ним не подошел катамаран, поставить на киль лодку не удалось. Потом все же перевернули лодку и на буксире доставили к месту финиша в порт Сент-Чарльз, где на не совсем просохших гребцов обрушились поздравления.
В полдень 17.03, наконец, встречаем Павла. В свои 65 он едва не стал первым среди одиночек, но. три дня пришлось дрейфовать, исправляя поломанный руль.
На следующий день мы встречаем торжествующего Сэма Найта. Он уже уверен, что станет первым среди одиночек!
Неожиданно раздается панический звонок от Ричарда Вуда: у него крутая волна сорвала руль, и теперь он не знает, что делать. Все желающие советуют, как удерживать лодку носом на Барбадос: "Вытрави с кормы трос подлиннее, повесь на носу плавучий якорь..." Сколько еще было советов, никто не знает, но тем временем попутная волна исправно несла лодку № 1 к заветному меридиану.
Чарующие огни Барбадоса показались миль за 20 до острова. Мы торжествуем, а ведь за нами все еще "скребутся", медленно, но верно продвигаясь к цели, девять лодок: на 8.03 финишировали лишь три: № 15, 10 и 11.
Наша миссия спасения теперь заменялась радостной — встречи, с которой начиналось торжество для тех, кто сумел в мучительной многодневной гребле в океане выстоять, не дрогнув. Кто-то даже всплакнул, когда лодка ткнулась к теплому и спокойному причальному понтону в порту Сент-Чарльз.
Особенно запомнилась встреча лодки № 12 "Sea Slug" у южной оконечности Барбадоса. Уильям и Натаниэл долгожданный меридиан уже пересекли и могли принять буксирный конец, но отказались от буксировки и всю ночь гребли вдоль берега к месту торжественного финиша под неумолкающие крики гостей и родственников, которые в огромном количестве собрались у нас на борту.
Праздник встречи остальных происходил уже без меня. Все обошлось благополучно. Четырехмесячная эпопея первой регаты ООГ стала историей.
Уверен, что до 21.05, когда в Лондоне состоится очередное собрание Общества океанских гребцов, финиширует и идущий последним самый флегматичный и самый симпатичный из всех известных мне канадцев на лодке с самым "несчастливым" номером 13.