"24 часа Санкт-Петербурга"
На пресс-конференции, прошедшей 23 июня, организаторы чемпионата мира в гонках на РИБах "White Night Endurance" подтвердили намерения отнестись предельно жесгко к соответствию матчасти требованиям Правил UIM (классы Endurance Pneumatics), которые, в свою очередь, за прошедший год были ужесточены, чтобы прежде всего исключить некоторые отмеченные на практике нестыковки и вольности трактовок. В частности, упростились определения продольного реданирования и размерений корпуса, были запрещены спонсоны, поперечные реданы, управляемые на ходу механизмы вертикального подъема моторов. Видимо, по причине этой самой "твердости" круг заявившихся команд сильно сократился — всего 24 лодки во всех классах вместо прошлогодних 39, причем 80% составили гонщики из Санкт-Петербурга, многие из которых хорошо известны в спортивных кругах благодаря участию в гонках судов других классов. Приятными вестями стали комплимент Николо ли Сан-Жермано в адрес нашего города как "столицы водно-моторного спорта", озвученный организаторами гонок, а также то, что две популярные трассы — вокруг Заячьего острова и у садика Лопухиной на Малой Невке — получают статус городских водных стадионов со всеми вытекающими отсюда организационными преимуществами. К. И. Репин, исполнительный директор Спортивно-технической ассамблеи, заверил, что, несмотря на "закрутку гаек", гонки на РИБах останутся предельно демократичными.
В традиционную явочную пятницу накануне гонки почти все лодки дисциплинированно стояли в отведенных местах лагеря, лишь одна команда была наказана за опоздание увесистой суммой в 10 тыс. руб. и тем самым открыла регулярно пополнявшийся в дальнейшем список штрафников. Лагерь выглядел непривычно пустым и тихим — команды заняли существенно меньше места на газонах Заячьего острова, еще меньше стало предстартовой суеты. Судьи, участники, руководители команд, обслуживающий персонал четко распределили обязанности между собой и не совершали лишних движений. То и дело встречались знакомые лица прошлогодних гонщиков, оказавшихся "не у дел". Полностью снарядить и выставить собственную команду под силу только достаточно мощным в финансовом плане спонсорам, среди которых — киноцентр "Jam Hall", пищевой концерн "Колибри" или обеспечивавшая гонку бензином (по общерыночной, заметим, цене) Петербургская топливная компания. Из числа фирм, занятых в малотоннажном бизнесе, под собственным именем выступил один "Меркурий", остальные предпочли условные, даже легкомысленные названия, как, например "Дядя Коля" (команда Николая Мнева), или "Петрович" (Сергея Федорко). Ряд фирм вообще отказался от участия по различным причинам, подобно победителю прошлого года представителю "Yamaha" в Петербурге "Yamaran". Впрочем, лишь моторы "Yamaha" под патронажем специальной группы дилерской поддержки от компании "Петросет-Большой" и составили конкуренцию вездесущим "Mercury". В прошлом голу многие лодки были оборудованы не одобренными UIM моторами "Honda", "Selva" и "Tohatsu", но сейчас эта лазейка закрылась, и прежде многочисленные младшие классы до 700 и 1000 см3 враз опустели; в первом соревновались только два экипажа, во втором — три. Зато самый зрелищный, пятый, класс с моторами объемом 2.5 л впервые оказался укомплектованным полностью, а энергичная полуторалитровая братия даже расширила свои ряды с 9 до 12 команд.
Подавляющее большинство спортсменов представляли российские команды, тем не менее национальный состав участников не стал менее разнообразным. Приехали, как обычно, латыши, часть которых вошла в состав интернациональных экипажей, в сборных командах были замечены также отдельные спортсмены США, Армении, Эстонии; бельгийское "посольство" расширилось вдвое; помимо традиционно участвующей "Autonautique" приехала группа бойцов под именем "JumpingJack" (в вольном переводе— "попрыгунчик"). Показательно, что о гонках они узнали из Интернета и самостоятельно приняли решение об участии в них. Судно, на котором выступали эти бельгийцы-новички, заслуживало внимания; привезли с собой настоящий серийный "Osprey Viper" — рабочий высокобортный РИБ из Великобритании с двухместной рулевой консолью, весь устрашающе черный, под 2.5-литровым "Mercury" в колпаке совсем не фирменного белого цвета. А их соотечественники из "Autonautique", натерпевшиеся в прошлый раз с приобретенным на месте корпусом, на этот раз выступали на собственной лодке пол сакральным номером 13.
Если говорить о корпусах, то, похоже, конструкторские мысли оформились окончательно в виде лодки для длительных гонок, пришествие которой ожидалось с самого начала истории их появления — удлиненной, низкобортной, с комфортным креслом пилота. Большинство команд (12) гонялись на судах от ЗАО "Сервис-Бот", изначально спроектированных под Правила UIM. Не противоречил им и желтый "Викинг" Е. Слетина, вновь привезенный латышами. Те, кто прежде для достижения наилучшего результата делал ставку на поперечное реданирование своих лодок — "Элерон", группа "Мобиле", были вынуждены построить новые корпуса. Перестройке подверглась и прошлогодняя сенсация от С. Федорко под номером 5 — пара глиссеров нового исполнения лишилась недозволенных конструктивных элементов, а одному из них удалось-таки заранее настроить ход. Команда "Red Star" снова продемонстрировала основательность подготовки — ее члены использовали специально разработанную систему телеметрической радиосвязи с гонщиком через местного оператора GSM.
Старт был дан без задержек. Погода в первый день гонки не отличалась устойчивостью, и, хотя светило солнце, свежий южный ветер развел на Большой Неве довольно сильную волну поперек трассы. Волнения добавили и крупные лодки, в результате гонщикам пришлось нелегко. Многие признавали, что таких тяжелых ветро-волновых условий не было за всю историю марафонов, а Александр Филиппов из команды "RRC-Аквашельф" сообщил, что у него все заболело уже после первой вахты. А вот в Кронверкском канале было все же относительно спокойно — высокая вода затопила пологую часть берега, и волны гасли быстрее, чем обычно, что позволяло спортсменам отрываться на этом участке, как говорится, по полной программе.
Основная интрига борьбы (и залог победы) в длительной гонке все же таится не в скоростных качествах судна, а в надежности его и мотора. Именно мелкие отказы техники в первую очередь определяли положение команды в сводках, которые каждый час бригада счетчиков выставляла на обозрение, а начались поломки буквально с первых минут соревнования. Лодка "акул" встала у бона уже в 16.10, а через пять минут катер МЧС буксировал судно "Рослита". Ослабевали сиденья, отказывали механизмы откидки мотора, и каждая подобная неприятность отбрасывала команду-неудачницу на несколько кругов назад, и это когда практически все лодки показывали максимально высокую для своих классов скорость, идя "нос в нос" по результатам.
Юрий Пильчин, представитель "Red Star Marine": «Считаю, что организация соревнований пока недотягивает до уровня чемпионата мира, особенно в информационном обеспечении. Нужны данные в реальном времени, иначе очень трудно планировать гонку».
Особенно эффектно выглядело соперничество в двух старших классах, лодки проходили круг в 2750 м за 90-100 с. Моторы большого объема гудели так, что сотрясался в резонансе невысокий деревянный Иоанновский мост, ловя брызги через перила. Два корпуса конструкции С. Федорко — № 5 и 7 — демонстрировали удивительно плавный ход по волне и быстрые техничные повороты, явно соревнуясь друг с другом, несмотря на классовую разницу. Но № 5 от "Петровича" шел по дистанции поначалу настолько агрессивно, что наш опытный редактор Артем Аисочкин заметил: "Что-то произойдет, так гоняться нельзя...". И действительно, в 18.20 "пятерка" перевернулась у буя на виду у всего лагеря, пришлось оттаскивать ее вверх килем к подъемному крану. Эксклюзивная "Yamaha-Z200" стерпела непочтительное обращение и стараниями спецгруппы техников завелась-таки после промывки цилиндров и трехчасовой замены деталей подвески, но электроника инжекционного мотора все же захандрила, и все последующие сутки команда провела в борьбе за его устойчивую работу.
Но самым "популярным" повреждением оказался разрыв баллонов, причем конкретно их кормовых секций левого борта как постоянно замывающихся при поворотах на дистанции, что делало непредсказуемым исход марафона. Значительная часть лодок имела традиционную конструкцию конических законцовок баллона с накладкой поверх кольцевого шва, и встречный поток воды потрошил его незащищенный стык с эффективностью консервного ножа. Первое время мастер с банкой клея и надписью на спецодежде "Мневсервис" перемещался по лагерю от одной стоящей на берегу лодки к другой, но практика показала тщетность попыток экспресс-ремонта баллона, и некоторые пострадавшие вышли из положения, просто забив злополучную секцию рулонами пенополиэтилена. Показательно, что подобных проблем не испытывали лодки, имевшие небольшой участок жесткого борта выше скулы, а также более совершенную конструкцию оконечностей баллона.
Именно факторы надежности техники и мастерства управления вскоре разделили все экипажи на стабильно и более-менее споро наматывающие круги, и "рисковые", то обретающие, то сдающие позиции в ежечасных сводках. Если в старших классах лидеры определились практически с самого начала — это были "Охотник-1" (№ 4), "ГГГК-Меркурий" (№ 7), то в третьем классе игроки на марафонском "поле" располагались непредсказуемо. Так, лидеры первых часов — "Юность России", "Теорема" и "Гарант" — постепенно один за другим переместились в низ таблицы, и наутро борьбу за награды вели уже "Jam", "Элко" и "Акулы". Свое дело сделали и штрафы, неумолимо назначаемые судьями за проступки, в основном мелкие — вроде касания буев или нарушение правил поведения у бонов, хотя случались и небезопасные обгоны в коридорах под мостами, и взаимные навалы лодок на поворотах (кстати сказать, в этом году уровень информационного обеспечения соревнований повысился — наконец-то появился судья-информатор, комментировавший ход гонки). Верх упорства проявил экипаж №19 от "Дяди Коли" во втором классе. Несмотря на невысокую скорость, сравнимую с "семисотками" (эмоциональные зрители на набережной даже прозвали его "пенсионером"), и судейские штрафы, "девятнадцатый" честно крутил круг за кругом и с большим отрывом обошел конкурентов "RT" и "Колибри".
Борис Ершов, директор и конструктор ООО «Курс»: «Глаз радуют гоняющиеся промышленные лодки — правильная посадка, надежный ход. Немного уступают в скорости спортивным, зато видно, что их поведение меньше связано с уровнем мастерства пилота».
До финиша добрались, конечно, не все. Когда над заштилевшей наконец Невой летал клетчатый флаг, а усталые технари растаскивали по грузовикам палатки и заправочные баки, пять лодок уже давно и прочно стояли на трейлерах, в их числе были и бельгийские "попрыгунчики". Хотя в целом число неудачников оказалось относительно небольшим, и причиной тому, надо полагать, стали возросшие требования к участникам, уровню их подготовки. Не произошло в этой гонке и серьезных инцидентов на дистанции, не было фатальных повреждений, обычно сопровождаемых поломками жестких корпусов и дейдвудов; на ремонтном боне по ходу гонки находилось не более трех-четырех лодок (в прошлом году — около десятка). Видимо, по той же причине рекордно возросли результаты участников. Среднее по всем классам количество пройденных кругов выросло по отношению к прошлогоднему с 405 до 530, т. е. примерно на 30%, при этом разброс результатов уменьшился на 20%. Рост произошел за счет более скоростной и дружной гонки в третьем классе, а также появления "тяжелой артиллерии" пятого класса. Экипаж № 7 "ПТК-Меркурий" установил абсолютный рекорд для 24-часовых гонок, пройдя более 2000 км (841 круг) со скоростью около 110 км/ч.
С тех пор, как марафон «24 часа Санкт-Петербурга» проводится по международным правилам классификации, многие команды гоняются на лодках производства ЗАО «Сервис-Бот», полностью соответствующих им. Мы писали о них, как о судах предприятия, руководимого Виктором Агарковым, и не все знают, что на самом деле они носят имя «Зойка» и проектировал их Иван Атаманов, один из представителей славной водно-моторной династии, конструктор спортивных судов, имеющий классическое кораблестроительное образование. Мы пообщались с ним по окончании 24-часовой гонки, в которой он принимал участие в составе почти семейной команды «Виктория».
— Как родилась «Зойка»?
— В основе задания на разработку проекта была идея Виктора Агаркова построить лодку, максимально подходящую для гонок под моторами различных мощностей, мореходную и удобную в управлении. Прототипом послужила предыдущая наша лодка «Кобра» («КиЯ» №178), от нее мы оттолкнулись при переходе к другому размеру, но я знал, что просто масштабировать ее, как это обычно делают в судостроении, нельзя, нужен соответствующий опыт. В свое время я в рамках своего диплома проектировал скоростной катер у В.Чупайло, общался с ребятами из очень мощной тогда судомодельной лаборатории ПКИ, использовал их советы. Конечно, о спортивных лодках все известно и без специальной теории, но работа с ними послужила хорошей базой, сильно помог и опыт гонок на килеватых лодках «Эпсилон», «Винрейс». Рисовал традиционно, вручную, с эскиза 1:10. Все дизайнерские «красоты» появились уже как компромисс между видением лодки Виктором и технологичностью постройки. На лодке «Зойка», по сравнению с «Коброй», максимально исключено влияние аэродинамики. По этому поводу были споры с руководством, но я чувствовал, что в длительных гонках воздух, скорее, мешает спортсмену: ветро-волновые условия на кольцевой трассе везде разные, и приходится их учитывать при управлении, при этом быстрее устаешь.
— Спортивные конструкторы не стоят на месте, предлагают новые разработки лодок Endurance Pneumatics. Над чем вы работаете?
— Планов куча, считаю, с «Зойкой» мы забуксовали. Очередной вариант надо было закладывать еще два года назад. Сейчас просто нет времени на теоретизирование, работаю только на конкретный результат. Основная забота — решить проблему устойчивости движения. Высчитать теоретически это очень трудно, но делать что-то надо. Настроить ход отдельной лодки можно на узкий диапазон внешних условий, но хочется радикальных решений. Опять же значительны потери скорости на волне. Вот вчера и сегодня условия на трассе были разными, отличается и поведение, и комфортность хода, разнятся и результаты. Причины я вижу, хотя выйди тут на любой лодке — будет бить, волну развели выше некуда. Из свежих наших разработок — удлиненный на метр вариант этой же лодки под более мощный мотор у команды «Охотник-1».
Шестичасовые гонки
Как пойдет процесс в этих соревнованиях, никто из участников предсказать не мог. То, что борьба будет более острой, чем в ходе 24-часового марафона, было очевидно, ведь цена каждого добытого круга здесь возрастает вчетверо, а за шесть часов можно провести только три смены пилотов. Идти на более частые замены — значит терять время, но выдержит ли спортсмен два часа такого напряжения? А вот в технике сомневаться почти не приходилось — она уже прошла более серьезный экзамен, и неуверенные в своих силах просто не вышли на старт. Отказались от участия и все иностранные команды, так что новоявленный чемпионат Европы начал свою историю, как водится, с "междусобойчика". Камерность мероприятия усилили перестановки в составах команд, половина которых сократилась до трех пилотов, часть обменялись освободившимися спортсменами, и на старт вышло всего 16 экипажей. Наибольшая конкуренция, как и следовало ожидать, снова наблюдалась в третьем классе — девять лодок; число участников во втором и пятом классах сократилось до... одного.
Андрей Геращенко, пилот команды «Yamaran». победителя прошлогоднего чемпионата: «Требования правил UIM должны быть отменены, они отсекли половину наших участников, а зарубежных не добавили. Необходимо вновь разрешить гоняться на серийных корпусах, а заодно проводить 6-часовую гонку перед 24-часовой, чтобы сберечь технику».
Старт прошел по отработанной схеме, и претенденты понеслись по кругу, выстраиваясь в фильтрах-коридорах и у поворотных буев сообразно своим талантам в искусстве возможного. К исходу первой вахты стала чувствоваться разница между "длинным" и "коротким" марафонами. Лодки стояли у ремонтного бона значительно реже. Пилоты явно торопились, старались не снижать скорость, боролись за позиции у буев. Забот добавил начавшийся вскоре после старта сильный дождь. В 19.30 отстававший "Охотник-1" сошел с дистанции из-за бесполезности ремонта мотора. В остальном ситуация в старших классах сюрпризов не предвещала. И "пятерка", и "семерка" носились, как заведенные, по-прежнему пробуя на прочность нервы соперника. Старался не отставать "Атаман", хотя это ему удавалось плохо — штраф в 10 кругов за обгон в коридоре окончательно отбросил его вниз. В третьем классе все свои гоночные способности раскрыла "Юность России". Уступив вначале "Охотнику-2", она вскоре перебралась на лидирующие позиции и уже не сдавала их до конца гонки. Не сдавалась и "Элко". Опустившись к 19.00 до шестого места, спортсмены сумели наверстать упущенное, выйдя к 21.00 на второе место, но в конце концов уступили "Готике", которая неуклонно повышала свой рейтинг и сумела-таки обойти их на круг. Но наиболее драматично сложилась судьба московской команды "Red Star", представлявшей известный торговый дом "Маркет Марин". В течение четырех часов она сохраняла высокий темп, удерживаясь на втором месте, а вот после 20.00 начала резко отставать. За 20 минут до конца гонки лодку под управлением опытного спортсмена В. Задубровского бросило на волне под злополучным Иоанновским мостом, ударило о сваю-постамент бронзового зайца, сидящего гам как напоминание о названии нашего любимого острова, и выбросило на наклонный берег Кронверкского канала. К счастью, ни пилот, ни мотор не пострадали, лодка же получила пробоину в правом борту и гонку закончить не смогла. Заяц в результате улара наклонился на постаменте, но не упал. Это происшествие, видимо, войдет в историю гонок наряду с зависшей здесь же на опоре моста два г ода назад лодкой команды "Стрингер". Вообще, к концу гонки ощущалась усталость пилотов, они начали делать заметные со стороны ошибки при маневрировании. В первом классе долгая дуэль между "Рослитом" и "Фаворитом" разрешилась, в конце концов, победой последнего.
Армен Есаян, пилот "Red Star Marine": «Мы полны сил и желания гоняться и в дальнейшем. Возможно, в более мощном классе, на корпусах Федорко. Это будет совершенно другой уровень ощущений».
Появление еще одной длительной гонки в календаре сезона — свидетельство оживления водно-моторной жизни в стране, появления некоего состязательного поля, предоставляющего спортсменам возможность реализовать себя, выбрав наиболее удобный формат гонок, подходящих дистанции, времени, сложности.
Дэвид Сейдман. представитель журнала "Boating", США: «Я первый раз в России, в восторге от вашего города. Что до участия команд из США, думаю, им длительные гонки не очень интересны».
Было ли целесообразно вызвавшее столько споров ужесточение правил допуска используемой в марафоне техники? Прошедшие гонки показали, что конкуренция идей возможна даже в тесных рамках правил UIM. Высококилеватые корпуса с пониженной силой поддержания очень успешно противостояли традиционным реданированным лодкам и вызвали симпатии как зрителей, так и спортсменов более ровным комфортным ходом и высокими скоростными возможностями. Это все положительные итоги. А вот то, что круг участников существенно сузился, вряд ли можно считать хорошей тенденцией. Можно сказать, что организаторы получили то, к чему стремились, всемерно повышая планку статуса марафона — его участники образовали некий элитный клуб высококлассных спортсменов, для вступления в который претендентам из других городов необходимо затратить финансовых средств примерно на порядок больше, чем декларирует положение о соревнованиях, и это не считая затрат на приобретение гоночной матчасти. Оправданно ли это? Да, если стремиться повысить престиж события и достичь максимальных спортивных результатов при одновременном снижении числа проблем с обеспечением безопасности. Демократично ли это? Однозначно нет, если в России не появятся возможности для встреч менее подготовленных спортсменов, оснащенных промышленными лодками и моторами, которые нисколько не уступают по надежности специализированной технике, а часто и превосходят ее в этом.
Комментарий организатора
Приятно отметить, что столетие водно-моторного спорта России не осталось сухой календарной датой, а было отмечено соревнованиями, получившими более весомое звучание, чем обычно. Практически все гонки, включенные UIM в программу празднования этого юбилея, успешно состоялись. Класс и квалификация наших участников выросли — это факт, появление специального чемпионата России по гонкам на РИБах тому подтверждение.
Команды, даже любительские, обзавелись материальной частью, натренированными экипажами, научились правильно вести спортивную борьбу, обустраивать гоночный быт. Правда, произошло снижение количества участников по сравнению с прошлогодним на 30-50%. Без сомнения, это не может нас устроить, хотя нынче все лодки полностью соответствовали требованиям UIM, а год назад — в полной мере ни одна. Комиссары UIM, активно противодействовавшие делегации России в упрощении правил UIM, теперь на нашей стороне. Они на собственном опыте убедились, что для марафонских гонок правила в части корпусов должны быть существенно мягче. Мы ставим перед собой цель вернуть на соревнования всех тех, кто участвовал в суточной гонке в последние годы. Лишь требования к безопасности лодок, выработанные за пять лет, останутся неизменными или будут ужесточаться. Однако путь к получению гонками статуса чемпионата мира надо было пройти, иначе все осталось бы на уровне "локатушек" 2000 г. и ни о каком серьезном развитии спорта и техники речь бы не шла.
Делегация России внесет свои предложения относительно корпусов в UIM и будет добиваться их принятия на Генеральной Ассамблее в Португалии в октябре нынешнего года. Обязательные же требования об использовании только омологированных UIM двигателей стало существенно легче исполнить, так как их количество увеличилось.
Надеюсь, в последующем число участников в разных классах будет более равномерным. Так, судя по результатам 2003 г., лодки в младшем классе, а тогда они, хотя и имели менее мощный двигатель, показали высокий результат, могут соревноваться на равных с лодками старших классов. Справедливости ради нужно заметить, что погода нынче при проведении гонок была хуже, и простое сравнение числа кругов не совсем корректно.
Одно из главных достижений 2004 г. — иная технология заправки с использованием шлангов и насадок на канистры, что вместе с запретом на перелив бензина в лагере привело к улучшению как экологической, так и противопожарной обстановки. Мандатной и технической комиссиям удалось, как нам кажется, облегчить командам выход на старт и организовать смену пилотов. В судействе наряду с ветеранами приняла участие и молодежь, часть которой прошла обучение на всероссийском семинаре судей в феврале этого года в Санкт-Петербурге.
Теперь о взносах, затратах на топливо и иных денежных делах. Заявочные взносы, как и любые другие платежи команд, полностью расходуются на организацию и проведение гонки, но их не хватает. Разница покрывается за счет привлечения спонсоров. Объем рекламных средств в 2004 г. возрос, и мы надеемся, что эта тенденция сохранится.
Специальный сбор (500 у. е.) на организацию и проведение гонок как часть заявочного взноса будет взиматься со всех участников без исключения. Но в период подачи предварительных заявок от него в исключительных случаях могут быть освобождены команды, которые не представляют какую-либо коммерческую структуру или торговую марку и ни с кем не аффилированы. Это даст возможность всем командам выступать под своими настоящими именами и флагами и улучшить условия проведения соревнования, например, нанимать более качественную, чем в этом году, охранную фирму и т. д.
В последнее время появилось значительное количество команд, чей спортивный бюджет формируется за счет спонсоров или в состав которых прямо включаются представители спонсирующих организаций. Это является признанием квалификации и спортсменов, и многолетней деятельности организаторов соревнований по повышению их уровня, включению в календарь UIM. Об этом же свидетельствует повышение внимания телевидения к водно-моторному спорту в этом сезоне, привлечение известных телевизионных групп и спортивных комментаторов, среди которых лидирующее положение занимает Э. Н. Серебренников.
Касаясь проведения чемпионата Европы '6 часов Санкт-Петербурга", необходимо отметить, что наш расчет оказался правильным: мы получили еще одно интереснейшее событие, в котором, кстати, совершенно по-иному ведется спортивная борьба. В шестичасовой гонке на счету, без преувеличения, каждая секунда, а не каждый круг, как в суточной, этим она тесно смыкается с соревнованиями в традиционных спортивных классах, в то же время выигрывая в зрелищности.
Федерация водно-моторного спорта России считает, что на сегодня перечень соревнований в классах endurance и river marathon, комплекс правил их проведения и требований к участникам вполне сформирован и, по всей видимости, не претерпит значительных изменений в ближайшие годы.
Петр Пылаев, вице-президент Федерации водно-моторного спорта России