Зачем в России такие гонки? Скорее, должен быть поставлен другой вопрос: почему такие гонки ранее не проводились ни в России, ни в Европе? Видимо, это связано с тем, что на Европейском континенте основное развитие получили традиционные классы водно-моторных судов, которые предназначены для соревнований на закрытой дистанции1. Маршрутная гонка имеет дистанцию открытого типа и, к слову сказать, не подлежит регистрации Международным союзом водно-моторного спорта UIM. Однако в последнее время, в первую очередь благодаря гонке "24 часа Санкт-Петербурга", получили развитие и зарегистрированы в UIM пять новых классов надувных судов с жестким днищем (типа PR). Названные классы сформировались на основе потребительских, бытовых лодок. И в соревнованиях могут участвовать как серийные надувные лодки без переделок, так и специальные спортивные.
Преимущество спортивных судов в марафонских гонках и гонках на выносливость сводится на нет протяженностью дистанции или длительностью соревнований. Зачастую спортивная лодка, развивающая большую скорость, не доходит до финиша или встает на трассе в силу существенно возросших нагрузок, которые она получает в длительном соревновании.
Так нужны ли в России такие гонки? Думается, нужны, ведь они предельно демократичны. Принять участие в этих соревнованиях может любая команда, имеющая в своем составе гонщиков с удостоверением на право управления маломерным судном или спортивной лицензией, а главное — надувную лодку с жестким днищем и подвесным мотором.
Петербург — крепость Орешек
На календаре день — "завтра была война". Готовимся к старту гонки с базы "Франкарди" на Каменном острове. 11 градусов тепла, сильный ветер, временами начинается дождь. Единственные яркие пятна в серо-туманном пейзаже — спасательные жилеты и комбинезоны гонщиков.
11.15 — гонка стартует с большим опозданием против адванс-программы. Первым на дистанцию уходит катер ГИМС Санкт-Петербурга под управлением начальника инспекции Константина Пашинского, затем легендарный стартовый катер "Sea Ray" (открывал много мировых соревнований, начиная с "Оффшор Класс 1"), на борту которого — главный судья соревнований Валерий Ребриков и Николай Мнев, за штурвалом — Алексей Ишутин-старший.
Зеленый флаг — и 18 лодок устремляются вверх по Неве, за гонщиками идут четыре катера обеспечения с медиками, водолазами и приспособлениями для буксировки; два экипажа МЧС под командованием Ростислава Китайчика, "Мустанг" и "Кальмар" клуба "24 часа" (за штурвалами катеров — Владимир Погудин и Иван Пылаев). Автор этих строк идет на "Кальмаре" вместе с сыном.
Гонке предшествовало пари: я заключил его с Виктором Агарковым. Мои условия — одна потерянная "нога" (подводная часть двигателя) на Ивановских порогах и одна на излучине фарватера у Орешка. Условия Агаркова — четыре крупные поломки. Забегая вперед, отметим, что при подходе к пристани крепости Орешек один из гонщиков решил срезать путь в зоне видимости финиша и попал на камень в акватории Шлиссельбурга, еще одна серьезная поломка произошла на трассе выше Павлово-на-Неве. Экипажи, в составе которых было достаточно новичков, хорошо подготовились и внимательно вели гонку.
Погода весьма неблагоприятна, холодно, начавшийся дождь и сильный ветер осложняют задачу спортсменов, однако с пути трудно сбиться. Достаточно следовать вверх по течению, и Нева приведет тебя к крепости Орешек. Остается заботиться о безопасности расхождения с крупными судами и катерами и искать пункт смены экипажей, расположенный в устье реки Ижора у памятника и церкви во имя Св. благоверного князя Александра Невского. Удивительно красивое место определили для судейского поста во время предварительных рекогносцировок с воды, его легко нашли все экипажи. Кстати, на трассе гонки практически не встречались маломерные суда; сказались как плохая погода, так и отличная работа ГИМС Санкт-Петербурга и ГИМС Ленинградской области, проинформировавших все населенные пункты по трассе гонки.
Проверив, все ли экипажи прошли контрольный пункт, устремляемся дальше. Несколько остановок в пути для оказания помощи лодкам, потерявшим ход, и мы догоняем гонку у крепости Орешек. Спортсмены под дождем отправляются на экскурсию по крепости, имеющей многовековую историю, затем все собираются у монумента павшим в Великой Отечественной войне, где от имени Федерации водно-моторного спорта России возлагается венок в память погибших в войне.
График гонки торопит, общепитовские работники, попав в экстремальные условия, не успевают быстро накормить участников в общем-то неплохим обедом. В гонку уходим, наскоро перехватив холодных полуфабрикатов (просчеты с обедом в Орешке, прямо скажем, предстоит исправить).
Дан старт обратного этапа гонки, и лодки опять на дистанции, удаляются от уже опасно приблизившегося к ним грузового судна. В момент начала сбора лодок оно находилось еще в Ладоге, в нескольких километрах от Орешка, но сказывается быстрое течение Невы.
Обратный путь прошли быстрее. Снова делаем несколько остановок для оказания помощи неисправным лодкам. С постоянством, достойным лучшего применения, догоняем останавливающуюся лодку "Балт-Трейд", и, наконец, мы вновь на стоянке "Франкарди" на Каменном острове. (Справедливости ради следует сказать, что лодка "Балт-Трейд" закончила гонку своим ходом.)
Церемония награждения проходит под дождем, пилоты впервые в Европе получают призы в River marathon. Мы — первые!
Приозерск — Валаам
Проходит несколько дней, и вечером 27 июня мы встречаем 13 экипажей в Приозерске. До Приозерска от Санкт-Петербурга 150 км по хорошему шоссе, однако дороги на Карельском перешейке узкие и извилистые, добраться с лодкой непросто, особенно вместе с потоком дачников. Мы неоднократно бывали до этого в Приозерске, а за две недели до гонки прошли двумя корпусами всю трассу, имитируя условия, в которые могут попасть гонщики.
Судьи, экипажи судов обеспечения и часть гонщиков размещаются в гостинице "Корела". Лодки и тягачи стоят прямо перед ней на центральной площади города и привлекают внимание горожан — такого здесь не видели. Бывалые рыбаки усмехаются: в Ладоге — метровая волна. Ночь проходит спокойно, и рано утром выходим на воду. Главный вопрос — допускать ли к гонке лодки самого маленького класса — PR700. Однако волна успокоилась, но стоит туман, идти можно всем, правда, лучше, видимо, общим ордером, а старт собственно гонки придется дать в видимости Валаама, когда заблудиться будет невозможно.
28 июня, суббота. Вице-президент Федерации водно-моторного спорта России Алексей Ишутин и заместитель главы администрации Приозерского района Тамара Киселева дают официальный старт соревнования на площади Ленина. Тягачи трогаются в путь, и через полчаса лодки уже спущены на воду. Активно работает кран, вызванный организаторами скорее для подстраховки при подъеме (надо отметить, что вопреки прогнозам кран также интенсивно использовался и на гонке "24 часа Санкт-Петербурга").
Наконец все на воде, готовы ринуться вперед. Погода существенно улучшается, совсем стихает волна, поднимается туман, видны все ориентиры. Судейская коллегия принимает решение дать полноценный старт гонки от Приозерска. Взмах зеленым флагом — и все устремляются в Ладогу. Мы с главным судьей соревнований Валерием Ребриковым идем на лодке Виктора Агаркова как самой быстрой. Острова проплывают справа и слева, впереди поднимается зеленая стена Валаама. Виктор Агарков выполняет маневр захода в Монастырскую бухту — финиш. Путь от Приозерска до Валаама занял 42 минуты — такого еще не было.
Лодки одна за одной вылетают по фарватеру к пляжу Монастырской бухты, финишируют, швартуются. Последними степенно подходят пять спасательных лодок. Гонщики яркой толпой в сопровождении экскурсоводов паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря поднимаются в гору. Пилотам рассказывают о его истории, показывают храмы и постройки, игумен Валаамского ставропигиального монастыря архимандрит Панкратий служит краткий молебен за успех гонки "24 часа Санкт-Петербурга" и принимает в своем кабинете делегацию Федерации водно-моторного спорта России. Нам, пилотам и судьям, оказывают большую честь: приглашают разделить обед в монашеской трапезной. Как нам сказали, праздничный — по случаю нашего визита. Он состоял из салата, каши, вареной картошки и рыбы, все продукты монахи добывают своим трудом. После гонки нам показалось, что ничего вкуснее мы никогда не ели.
Все снова на воде, экипажи собираются на старт второго этапа. Гонку выходит проводить сам игумен, дается старт. Лодки летят в обратный путь по зеркальной — ни одной щербинки — ладожской воде. Исключительно редкая для Ладоги погода.
Обратный путь вновь первым преодолел Виктор Агарков, теперь за 39 минут. Все экипажи благополучно приходят в Приозерск, лодки встают на охраняемую площадку, а экипажи прибывают на центральную площадь города для проведения церемонии награждения. Площадь полна молодежи, идет праздничная пporpaммa, которая прерывается для чествования победителей марафона Приозерск—Валаам.
Итак, маршрутные гонки завершены. Все позади, но в памяти надолго останутся трепещущие государственные и спортивные флаги на берегу у церкви в Усть-Ижоре, пилоты, судьи и спасатели под проливным дождем, склонившие головы во время минуты молчания в Орешке, мчащиеся по зеркальной глади Ладоги лодки и два монаха — игумен и келейник, которые, приветственно подняв руки, прощаются с уходящей от Валаама гонкой.
Петр Пылаев, вице-президент Федерации водно-моторного спорта России.
Федерация водно-моторного спорта России благодарит за содействие и помощь в организации соревнований: Администрацию Санкт-Петербурга, Правительство Ленинградской области, Правительство Республики Карелия, Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, Муниципальное образование "Приозерский район" Ленинградской области, Муниципальное образование "п. Усть-Ижора" Колпинского района Санкт-Петербурга, ГИМС Санкт-Петербурга, ГИМС Ленинградской области, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Отдел Государственного музея истории Санкт-Петербурга "Шлиссельбургская крепость Орешек", ГУ "Природный парк Валаамский архипелаг", ГУП "Городской центр размещения рекламы", Санкт-Петербургское ГУДСП "Коломяжское", АО "Матрален".
Примечания
1. Не будем касаться вопроса о маршрутных гонках на серийных "судах народного потребления", в прошлом особенно популярных в нашей стране.