"... и больших катамаранов", — с полным основанием мог бы дополнить слова Наполеона Стив Фоссетт, в очередной раз обновивший список своих рекордов, установленных под парусами гигантского 38-метрового катамарана "Playstation".
Прошедший год ознаменовался небывалым ранее количеством удачных и неудачных рекордных заплывов на самых различных трассах, среди которых 1700-мильная дистанция вокруг Британских островов была одной из наиболее сложных и привлекательных для гонщиков, тем более что существующее достижение1 не обновлялось с 1994 г. И вот в конце лета целых пять команд нацелились на его завоевание...
Первым 12 августа на старт вышел экипаж Бруно Пейрона на борту катамарана "Orange". Вдохновленный своим предыдущим успехом (см. "КиЯ" №180) в погоне за Кубком Жюля Верна, капитан не сомневался в удаче и на этот раз, хотя предполагаемые погодные условия в августе были далеко не идеальны. Но. осенью катамаран переходил в руки Эллен Макартур (контракт был уже подписан), а до этого предполагалось еще осуществить две попытки рекордных переходов в Средиземном море, поэтому времени "ждать у моря погоды" у Пейрона просто не было — следовало стартовать при первой же возможности. Для атаки на рекорд на борту "Orange" была сформирована великолепная интернациональная команда, включающая 13 яхтсменов из пяти стран, в том числе нескольких спортсменов, только что прошедших трассу гонки "Volvo Race" (см. "КиЯ" №179).
Начало плавания, однако, не внушало особого оптимизма — слабые ветра переменных направлений привели к тому, что к исходу вторых суток "Orange" отставал от рекордного графика уже на 70 миль, практически дрейфуя со скоростью 4-5 уз. Но уже буквально через несколько часов все переменилось. Налетевший шторм подхватил катамаран, уже миновавший к этому времени крайнюю западную точку Ирландии и повлек его на северо-восток с такой скоростью, что к утру 15 августа график Фоссетта был превзойден уже более чем на 100 миль! Яхта к этому моменту находилась уже вблизи северной оконечности Шетландских островов. В Северном море погодные условия продолжали благоприятствовать оранжевому гиганту, но наличие большого количества нефтяных вышек и интенсивное судоходство требовали от команды повышенной осторожности. Все же следовало торопиться — прогноз обещал штиль в Английском канале. Ночь с 16 на 17 августа принесла яхтсменам новые разочарования — в течение нескольких часов катамаран фактически стоял без хода. Лишь утром экипажу удалось поймать ветер, который и понес "Orange" к финишу со скоростью 17 уз. Для достижения рекорда в течение оставшихся суток судну достаточно было поддерживать среднюю скорость всего лишь в 10.5 уз, что казалось детской задачей для аппарата, полгода назад обогнувшего земной шар со средней скоростью более 18 уз. Но английские воды оказались недружелюбны к судну под французским флагом — ветер полностью стих тогда, когда до финиша оставалось всего-навсего 3 мили! Несколько часов яхтсмены изнывали в напряженном ожидании хотя бы малейшего дуновения ветра — но все тщетно. Судно мирно покачивалось на волнах у юго-восточной оконечности о. Уайт, а время шло. "Orange" пересек финишную линию в 7 ч 28 мин 18 августа, проиграв Фоссетту всего чуть больше одного часа!
Следующими на дистанцию практически одновременно вышли сразу три команды: 33.5-метровый катамаран "Maiden II", 34-метровый тримаран "Geronimo" и 18-метровый крылатый тримаран "L’Hydroptere" (см. статью). Правила установления этого рекорда позволяют гонщикам самим выбирать место старта, поэтому все трое вышли на дистанцию в один день (5 сентября), но абсолютно независимо друг от друга.
"Geronimo" под управлением Оливье де Керсесона вышел на трассу вблизи мыса Лизард — традиционного начала многих трансокеанских плаваний, команды же "Maiden II" и "L’Hydroptere" выбрали для себя стартовую точку на траверзе южной оконечности о. Уайт. Увы, "L’Hydroptere" сошел с дистанции почти сразу — сверхскоростная машина, первые наброски которой были сделаны самим Эриком Табарли еще в начале 80-х и которая вот уже в течение семи лет испытывается и "доводится до ума", вновь не оправдала надежд ее капитана Алана Тибо. В водах Дуврского пролива при ветре 10-12 м/с тримаран развил скорость свыше 40 уз — и тут не выдержала и дала трещину поперечная балка. Тензометрические датчики, которыми буквально нашпигован уникальный крылатый аппарат, показали, что нагрузка в месте излома превысила 47 т. В сопровождении спасательного судна "раненая" яхта вернулась на свою базу во Францию, где изучением поврежденной балки немедленно занялись специалисты компании "Airbus".
В отличие от команды "Orange" Оливье де Керсесон выбрал другое направление — он решил огибать Британию против часовой стрелки, причем начинать с прохождения Ла-Манша. Такое решение было принято после внимательного анализа неудачи Пейрона — лучше преодолеть возможное затишье в Английском канале в самом начале пути, а потом наверстать упущенное. "Geronimo" довольно удачно проскочил Ла-Манш и Северное море, но попал в штилевую зону там, где ее трудно было ожидать в это время — в 250 милях к северу от Шетландских островов. Выбравшись из нее, тримаран помчался на юг со скоростью более 25 уз, по-прежнему имея все шансы установить новый рекорд — для этого ему следовало пересечь финишную линию у мыса Лизард не позднее 11 ч 11 мин 29 с 11 сентября. На этот раз удача, казалось, улыбнулась французам — они финишировали намного раньше предельного срока, опередив рекордный график Фоссетта почти на 23 ч, но... практически одновременно с финишем "Geronimo" пришло сообщение, что "Maiden II" (проходивший свою дистанцию в полном секрете ото всех — с борта судна вообще не поступало никакой общедоступной информации!) уже финишировал, опередив своего конкурента более чем на 5 ч! Результат "Maiden II" составил 4 дня 17 ч 4 мин 23 с. Разочарование, воцарившееся на борту "Geronimo", трудно себе даже представить.
Тем не менее истории борьбы за этот рекорд не суждено было закончиться так тривиально. Стив Фоссетт, сказавший в интервью нашему журналу "Вы меня еще узнаете!" (см. "КиЯ" № 181), сдержал свое слово. В промежутке между двумя рекордными воздушными плаваниями экстравагантный миллионер вновь лично встал за руль своей большой желто-красной "игрушки", чтобы отомстить двукратному обидчику2. Прекрасно зная возможности хорошо обкатанного "Playstation", Фоссетт решил рискнуть и, выждав время, отправился на дистанцию лишь во второй половине октября, когда над Британией обычно господствуют сильные атлантические ветра. 20 октября катамаран вышел из гавани Рамсгейт (стартовая линия была организована здесь же), отправившись в путь по такому же, как и "Geronimo", маршруту — против часовой стрелки. После тщательнейшего анализа погодных условий старт приурочили к подходящей с юго-запада мощной депрессии, центр которой должен был пройти прямо по территории Англии, пересекая ее в направлении с юго-запада на северо-восток. Расчет делался на то, что скоростные качества "Playstation" позволят ему достичь самой северной точки маршрута, двигаясь с юго-западными попутными ветрами передней части циклона практически параллельно его центру. Впоследствии, повернув от Шетландских островов на юго-запад и, позднее, на юго-восток, яхта должна была финишировать, подгоняемая штормовыми ветрами уже тыловой части той же депрессии. Фактически, по расчету весь маршрут катамаран должен был пройти с сильными и, по большей части, попутными ветрами.
Первоначально подготовленный бельгийским синоптиком Люком Трюллеманом столь прецизионный прогноз, на котором и основывались все ходовые расчеты, выдерживался исключительно точно. Однако вечером 23 октября, когда катамаран уже находился в 150 милях от островов Сцилли, ветер резко ослаб — циклон неожиданно быстро ушел в сторону норвежского побережья. Еще одна зона низкого давления ожидалась не ранее полудня следующего дня — и ситуация стала накаляться. При ветре скоростью 6 м/с катамаран развивал всего 10 уз, а для победы он должен был поддерживать все последующие часы скорость не менее 17 уз. Однако пришедший из Брюсселя новый прогноз, предвещавший усиление ветра в Ла-Манше до шести и даже семи баллов, был обнадеживающим.
"Это была исключительно быстрая, но тяжелая ночь, — сказал по телефону Стив Фоссетт. — Очень сильный ветер и интенсивное судоходство в Канале. За ночь мы пять раз меняли стакселя, отдавали и брали рифы. У нас не было права на малейшую ошибку — для ее исправления не хватило бы времени".
Ошибок опытная команда не допустила — ранним утром 25 октября многочисленные наблюдатели в Рамсгейте увидели сквозь туман высокую мачту "Playstation", характерно вздернутые носы его корпусов и желтые обтекатели кокпитов. Со скоростью 18 уз катамаран пересек финишную линию, на 54 мин и 47 с улучшив результат "Maiden II". Средняя скорость нового рекордсмена составила 15.93 уз, а максимальная неоднократно превышала 36 уз.
Подход Стива Фоссетта к рекордному плаванию поражает тщательностью и продуманностью. Его можно сравнить с тактической борьбой гонщиков "Формулы-1" во время квалификации — выждать время, дождаться нужного состояния трассы (в данном случае — погоды) и пройти дистанцию так, чтобы у соперников уже не осталось времени ответить. Похоже, прошедший год стал переломным в отношении установки рекордов скорости под парусами — количество претендентов на них резко возросло, что дает основания ожидать от гонщиков в ближайшем будущем и качественно иного планирования подобных мероприятий. Фоссетт показал возможность нового подхода, когда изменение метеорологических условий на всей тысячемильной дистанции заранее просчитывается с точностью до часа — теперь, даже несмотря на допущенную в конце небольшую ошибку, реальность такого долговременного планирования стала очевидной. Посмотрим, как это отразится на попытках установления рекордов, ведь тот же "Geronimo" и его давний соперник "Orange" (на этот раз под именем "Kingfisher 2" и под командованием Эллен Макартур) уже вышли на дистанцию Кубка Жюля Верна. Да и новый рекордсмен не оставил своих амбициозных планов вернуть себе рекорд скорости на 24-часовой дистанции. Причем, как стало известно редакции, уже в самое ближайшее время.
Примечания
1. Рекорд установлен Стивом Фоссеттом на борту 60-футового тримарана "Lacota".
2. Яхта "Maiden II" также ранее отобрала принадлежавший Стиву Фоссетту рекорд скорости на 24-часовой дистанции.