Календарь соревнований по парусному спорту в Санкт-Петербурге в юбилейном для города 2003 г. включал 28 позиций, из которых 16 относились к гонкам крейсерских яхт. По объективным и субъективным причинам довольно большой флот крейсерско-гоночных яхт Питера теперь соревнуется в основном в "гонках выходного дня" на акватории Маркизовой Лужи. Более того, все чаще они проходят по короткому олимпийскому треугольнику и все реже, к сожалению, по более длинному между навигационными знаками Невской губы. К морским гонкам в нынешнем спортивном сезоне можно отнести (и то с натяжкой) лишь две-три длинные (по 80—150 миль) гонки Санкт-Петербургской Парусной недели, да 100-мильную гонку Ассоциации класса "Л-6", проходящие в восточной части Финского залива.
Однако даже в этих сравнительно коротких гонках экипажи крейсерских яхт все же имеют возможность продемонстрировать знания навигации, лоции и метеорологии, умение выжимать из своих лодок скорость в различных погодных условиях. Тем не менее число участников в них сегодня сравнительно невелико — сказываются занятость членов экипажей, изношенная матчасть, недостаточное аварийно-техническое снабжение яхт, "закрытость" для посещения ряда островов и проливов, отсутствие зрителей и активного освещения гонок питерским ТВ (и, как следствие, отсутствие спонсоров) и должной организации. Следствием этого становится постепенная потеря престижности парусных соревнований. Сейчас на несколько дней в морские гонки уходят лишь те, кто заранее готовит для этого яхту и экипаж, у кого не иссяк спортивный азарт и для кого престижность и ценные призы не имеют решающего значения.
Эту ситуацию, увы, не изменило даже проведение в Питере традиционной московской гонки на Банковский кубок, в которой (помимо других именитых яхтсменов) принял участие и Президент Всероссийской Федерации парусного спорта А.А.Котенков (представитель Президента РФ в Госдуме), а в церемониях открытия и награждения — сам Тимир Пинегин.
К моменту выхода этого номера "КиЯ" в свет в Питере и Ленобласти уже прошло несколько соревнований крейсерских яхт по совсем не крейсерским дистанциям. Не претендуя пока на какой-либо анализ, упомянем здесь в хронологическом порядке некоторые из них.
К тому моменту, когда этот номер журнала выйдет из печати, будут подведены также итоги крупнейшего парусного мероприятия на Северо-Западе России — Санкт-Петербургской Парусной недели, уже седьмой по счету. Организуемая усилиями Парусного союза, эта регата — практически единственное в регионе соревнование с морскими гонками.
По инициативе СППС и Ассоциации класса «Л-6» это состязание, число участников которого, несмотря на многочисленные проблемы и трудности, все же растет, включено в календарь Всероссийских соревнований 2003 г. Суммарная дистанция всех включенных в Парусную неделю гонок превышает 400 миль (для яхт старших групп). В группе яхт класса «Л-6» экипажи впервые будут бороться за звание чемпиона России.
Итоги морских парусных гонок на Балтике покажут, нужны ли они сегодня вообще. На наш взгляд, всегда должен быть выбор. Одни яхтсмены могут удовлетвориться короткими гонками, зрелищными, по-своему сложными и интересными, других тянет на морской простор. Поскольку и у нас, и в странах Балтии много однотипных яхт старой постройки, такие длинные гонки (например, для начала по маршруту Петербург—Таллин) могут быть организованы на международной основе, конечно, при активной работе ассоциаций классов и международного комитета СППС. И тогда, быть может, молодежь не только из старых журналов и по рассказам ветеранов паруса будет узнавать о "Кубке Балтийского моря", а в Питере возродятся крейсерские гонки яхт по дальним маршрутам открытого моря, как когда-то в 60-70-е годы...