Две новые кругосветки
Известный французский яхтсмен Франсис Жуайон (победитель последней гонки OSTAR) 22 ноября отправился в новое одиночное кругосветное плавание «нон-стоп» на ранее принадлежащем Оливье де Керсосону 27-метровом тримаране «Sport Elec». Это далеко не самое ординарное судно для подобного перехода (бывшее, в частности, в течение пяти лет обладателем Кубка Жюля Верна), так что можно ожидать от гонщика нового рекорда.
Еще один французский спортсмен Жан Люк Ван Ден Хееде в начале ноября вышел в кругосветное одиночное плавание в «неправильном» направлении — с востока на запад, против господствующих ветров.
«Clipper Ventures» завершена
В субботу 27 сентября 2003 г., спустя ровно девять месяцев со дня старта, завершилась очередная кругосветная гонка яхт с полными экипажами, составленными из непрофессионалов — «Clipper Ventures». Она состояла из 16 этапов общей протяженностью более 34 000 миль. Всего в состязании участвовало восемь яхт, носивших названия по городам-спонсорам, снаряжавшим их в плавание: «Bristol», «Cape Town», «Glasgow», «Hong Kong», «Jersey», «Liverpool», «London» и «New York». По словам спортсменов, осознание того, что отстаиваешь в трудной борьбе спортивную честь родного города, просто восхитительно. В итоге, по очкам победу одержал экипаж яхты «Jersey», вторым стал «Bristol».
Следующая гонка состоится в 2005-2006 гг.
Яхтсмены года
Объявлены имена лауреатов почетного звания «Яхтсмен 2003 года», регулярно присуждаемого ISAF совместно с фирмой «Rolex» за наивысшие достижения в парусном спорте. Как и ожидалось, у мужчин титул заслуженно получил нынешний обладатель Кубка Америки Рассел Коутс. На сегодняшний день он — самый удачливый из числа всех рулевых, когда-либо выступавших в борьбе за знаменитый трофей -на его счету три выигранных Кубка и 14 побед подряд.
У дам обладательницей почетной награды стала 20-летняя норвежская гонщица в классе «Европа» Сирен Сандби, исключительно удачно выступавшая весь последний год (в номинации «Яхтсмен года» учитываются достижения, показанные спортсменом с сентября предыдущего года по сентябрь текущего) и одержавшая блестящую победу на Чемпионате мира 2003 г. в Кадисе, где буквально разгромила всех своих соперниц.
Завершено еще одно арктическое плавание
Французская яхта «Vagabond» завершила свою полярную одиссею, пройдя 20 сентября проливом Дэвиса и выйдя из вод канадского Северо-западного прохода в Атлантический океан. Таким образом, «Vagabond» присоединилась к числу немногих пока еще яхт, которые могут похвастаться тем, что смогли пройти и Северный морской путь и Северо-западный проход под парусами. Нынешним летом сложилась крайне тяжелая ледовая обстановка, и на зимовку в арктических водах вынуждены были остаться три парусных судна: в Тикси застряла идущая с востока на запад яхта «Campina» с голландским яхтсменом-одиночкой на борту, а во льдах пролива Франклина «отдыхают» сразу две скованные тяжелыми льдами яхты — «Polar Bound» и «Dagmar Aaen».
Стив Фоссетт, наконец, решился!
Давнее обещание Стива Фоссетта, данное им своим поклонникам (см. «КиЯ» №181), кажется, скоро воплотится в действительность — пусть и с опозданием более чем на год. Американский мультимиллиардер вновь готов потрясти весь парусный мир, выведя на океанскую дистанцию свой гигантский (38 м) катамаран «Playstation», чтобы установить новый абсолютный рекорд кругосветного плавания «нон-стоп» и завоевать Кубок Жюля Верна. Долгое время Фоссетт все же колебался — памятуя, видимо, неудачный для себя исход первой гонки «The Race» и опасаясь за поведение своей сверхлегкой и довольно хрупкой гоночной машины в «ревущих сороковых».
За прошедшую зиму рекордное судно подверглось ряду переделок и усилений его конструкции, причем для проверки гоночных качеств обновленной яхты этой весной Стив Фоссетт даже принял участие в ряде коротких гонок по треугольнику — состязаний, абсолютно нетипичных для подобных яхт. Видимо, результаты не слишком-то удовлетворили фанатика скорости под парусами, ибо в начале лета катамаран был вновь отправлен на верфь в Норфолке (США) для доработки. По отрывочным сведениям, поступившим в распоряжение редакции «КиЯ», сейчас основное внимание уделяется удлиненным после гонки «The Race» кормовым частям корпусов, чья прочность в ходе предстоящей кругосветки и вызывала самые большие сомнения.
Однако, похоже, что все конструкционные проблемы будут успешно улажены — об этом свидетельствует официальное заявление С.Фоссетта о намеченном на зиму этого года плавании. «Мы идем. Рекорд безостановочного кругосветного плавания является важнейшим в парусном спорте и ни разу не принадлежал нам, но время, наконец, пришло. Я собираюсь присоединиться к списку великих обладателей этого приза: Бруно Пейрону, Оливье де Керсосону, Питеру Блэйку и Робину Нокс-Джонстону», — заявил обладатель 12 различных рекордов скорости под парусами.
Любопытно, что верный своему первоначальному обещанию спортсмен действительно отправляется в плавание без титульного спонсора — после прекращения контракта с компанией «Sony» парусный супергигант выйдет в океан под именем «Cheyenne» — в честь агрессивного племени североамериканских индейцев. Прослеживается перекличка с названием другого претендента на этот же рекорд — супертримарана «Geronimo», названного в честь одного из охотников племени апачей. Всем ли будет понятен этот намек?
«Volvo Open Race» — место старта изменить нельзя!
Технический комитет VOR 2005-2006 наконец-то определился с будущим местом старта этой кругосветной гонки. Как и было объявлено ранее, впервые в истории подобных соревнований он состоится не в Британии — начальным пунктом знаменитой регаты объявлен испанский порт Виго.
В соответствии с регламентом соревнований, 5 ноября 2005 г. здесь пройдет короткая прибрежная гонка, за которую спортсменам будут начисляться очки в половинном (от океанских этапов) размере. Сам старт первого этапа Виго-Кейптаун состоится 12 ноября.
Как сообщают организаторы гонок, они ожидают заметно большего, чем в прошлый раз, числа участников — на начало ноября о своем участии объявили 30 синдикатов из 12 стран, а пятеро из них уже внесли необходимые суммы в бюджет регаты.
А вот место финиша пока остается неизвестным. «Порт на Балтийском побережье», в котором завершится 27 000-мильная гонка, до сих пор не объявлен. Есть, впрочем, основания полагать, что это будет либо Мальме, либо Стокгольм...
Гонка «The Race 2004» откладывается...
Давно циркулировавшие слухи о финансовых сложностях широко разрекламированной кругосветной «нон-стоп »гонки многокорпусных яхт с полными экипажами нашли свое подтверждение. 9 октября этого года редакции всех яхтенных журналов получили сообщение из штаб-квартиры гонки о том, что старт уникальной регаты, который должен был состояться 29 февраля 2004 г. в Марселе, откладывается, причем, судя по всему, на неопределенное время.
Собственно говоря, вероятность объявления новой даты старта в 2004 г. теперь уже просто мизерная. Все крупные фирмы, которые могли бы выступить новыми спонсорами состязания, сформировали свои рекламные кампании будущего года (и их бюджеты) еще летом.. При старте в конце весны-начале лета против проведения гонки выступит и сама природа: яхты (а это в основном многокорпусники) окажутся в «ревущих сороковых» зимой (что рискованно для их довольно хрупких конструкций), а при возвращении обратно в Атлантику рискуют застрять в летних штилях «конских широт».
Что же послужило причиной кризиса экстремальной регаты? Таких причин несколько. Первая (и, возможно, самая главная) — это, конечно, финансовая сторона вопроса. Ряд потенциальных участников (а среди них, например, оказалась и «девичья» команда Трэйси Эдвардс на «Maiden II») попросту не смогли найти ведущего спонсора, после чего вопрос об их участии в гонке был снят.
Еще одной причиной, возможно, стало то, что Марсель выдвинут в качестве кандидата на проведение следующего Кубка Америки. Как следствие, этому проекту городские власти уделяют большое внимание и не в состоянии распылять средства еще и на поддержку океанской супергонки.
Немаловажным обстоятельством стало и то, что у двоих потенциальных соперников — Стива Фоссетта и Оливье де Керсосона — оказались, как они заявили, более интересные планы, на ближайшую зиму, нежели участие в «The Race».
В итоге организаторам не оставалось ничего иного, как выступить с заявлением о переносе регаты. Будущее покажет, останется ли «гонка тысячелетия» в регулярном календаре или ей суждено навсегда уйти в прошлое.
«Geronimo» вновь на воде
Огромный рекордный тримаран Оливье де Керсосона спущен на воду после продолжавшейся все лето модернизации. Судно облегчено почти на 300 кг, вновь, в третий уже раз, изменена конструкция мачты и ее поворотного степса, доработана рулевая система. 38-метровый монстр, которому прочили блестящее будущее на океанских дистанциях, пока еще никак не сумел зарекомендовать себя — его первая попытка кругосветного плавания была прервана вскоре после начала из-за поломки руля (см. «КиЯ» №179), а вторая, предпринятая год спустя, завершилась сокрушительным фиаско, несмотря на впечатляющее начало. Тогда, весной 2003 г., огромное судно попало в штилевую зону, накрывшую всю Северную Атлантику, и оказалось без хода прямо на пути торговых судов из Английского канала в США. Положение усугублялось еще и тем, что у экипажа кончились вода и продовольствие, и спонсоры плавания всерьез обсуждали вопрос доставки продуктов на борт вертолетом (см. «КиЯ» №185).
После доработки тримарана Оливье де Керсосон в ближайшее время попытается установить рекорд 24-часового перехода под парусами, а затем планирует отправиться на нем в погоню за Кубком Жюля Верна.
Эмансипированные дамы нашли спонсора
Трэйси Эдвардс, обладательница действующего 24-часового рекорда скорости, установленного на катамаране «Maiden II» (см. «КиЯ» №181), еще год назад столкнулась с довольно серьезной проблемой — полным отсутствием интереса к своей женской команде со стороны спонсоров и, как следствие, финансирования. (Кстати, плавание осуществлялось чуть ли не на личные средства госпожи Эдвардс.) Ситуация была настолько тяжелой, что в середине весны оказался закрыт даже веб-сайт команды maiden2.com — в связи с отсутствием средств на его функционирование и поддержку.
И вот — радостная новость! Упрямые дамы не просто нашли спонсора, а просто-таки выиграли джекпот! О четырехлетней программе их поддержки (ценой, заметим, в 38 млн. фт.стерл.!) объявил Катар — один из маленьких нефтяных эмиратов Персидского залива. В результате команда будет теперь называться «Maiden Ocean Racing Qatar».
Помимо этого проекта, Катар выступил инициатором еще двух парусных мероприятий: кругосветной безостановочной парусной гонки «Oryx Cup» со стартом в Великобритании в январе 2005 г. и финишем там же, и еще одной гонкой для одно- и многокорпусников, которая стартует в декабре 2006 г. из Дохи — столицы Дакара (одно условие — лодки должны быть длиннее 100 фут). Эта гонка пройдет в пять этапов с промежуточными финишами на Дальнем Востоке и в США. С призовым фондом нефтяные магнаты тоже решили не мелочиться — ровно миллион, правда, на сей раз уже долларов. Особый приз предназначен для той яхты, которая сумеет завоевать Кубок Жюля Верна именно в ходе гонки «Oryx Cup».
Интересно, если целое государство финансирует команду, можно ли назвать это «государственной поддержкой парусного спорта»?