В «КиЯ», начиная с 1979 г., неоднократно публиковались материалы, освещающие очень важную, на наш взгляд, проблему создания детского класса буеров с парусом от «Оптимиста» (см., например, статьи Д. Вышеславского в №81 и №107, А. Громова в №104, Г. Кузнецова в №107 и др.). Наконец-то мы имеем возможность сообщить читателям, что созданы современные правила постройки буеров класса «Ледовый оптимист» и уже проведен (в Братске, в марте этого года) первый Чемпионат России.
На Братском море стоял великолепный лед толщиной 1.3 м — целая «поляна» площадью 15х15 км абсолютно ровного, без трещин, промоин, торосов и... рыбаков. Причина такого феномена — абсолютно чистая и холодная вода, вытекающая из Байкала. Такой лед держится вплоть до начала мая, поэтому весеннюю акваторию Братского моря можно считать самой безопасной (с точки зрения надежности ледового покрова) из всех ныне известных мест наших рейтинговых соревнований.
«Ледовый оптимист» был представлен Иркутском, Братском и Усть-Илимском. На льду Братского моря сражались практически три разные школы этого класса, которые сохранились в России. Все строили буера по современным правилами, принятым в прошлом году учредителями «Ледового оптимиста» в Европе: Российской Ассоциацией «DN», Федерацией буера в Швеции, Ассоциацией «DN» Эстонии, Буерным союзом Польши и Ассоциацией «DN» Латвии. Этот консорциум взял на себя всю ответственность за развитие детского «Ледового оптимиста» в Европе и обязал национальные флота «DN» взять под свою опеку этот класс и провести в нем национальные чемпионаты.
Готовились к первому чемпионату России все основательно. Я лично наладил производство пластиковых бортовин и балок с муфтами из угля, отформованными за один процесс. Дмитрий Качин построил отличный корпус и облагородил балку, тщательно отделав ее в своем духе. Буер вызвал всеобщий восторг. Хорошо сделали буера и Валя Титаренко с Игорем Матюхиным.
Можете себе представить скорость, которую развивали современные «Ледовые оптимисты», если время прохождения одного круга — 6 мин, хотя дистанция была всего на 20% короче, чем трасса буеров «DN». Борьба велась жесткая. Перед пятой гонкой отрыв Юрия Лухнева из Иркутска от Саши Матюхина из Усть-Илимска был минимальным, но, когда последний сломал румпель, вылетев на огибании нижней марки из буера, то море слез этого юного, но уже настоящего бойца не смогло помочь ему.
Первым чемпионом России в «Ледовом оптимисте» стал Юрий Лухнев, воспитанник Дмитрия Качина. В скорости он имел несомненное преимущество, но в тактике пока проигрывал. Именно его тактические ошибки позволили приблизиться к нему по очкам Саше Матюхину, ставшему вторым. Третье место в чемпионате занял Александр Буторин из Братска.
Телевидение трех городских каналов непрерывно транслировало соревнования. Профсоюз Братского алюминиевого завода принял буеристов и открыл двери своего яхт-клуба и профилактория.
Судейство, как всегда, четко провел Леонид Гершень. Ситуацию на льду твердо держал в руках коммодор братского флота «DN» Валентин Титаренко.
Одновременно здесь проводился и Кубок Байкала в классе «DN». В первый день соревнований провели только одну гонку, которую выиграл Александр Мака-гонов. Следующий день все «загорали». Потом вновь задул ровный ветер со скоростью 8-10 м/с, но трасса оставалась тяжеловатой. Мне удалось выиграть две гонки, еще в одной я пришел вторым. Потом прошел дождь, подморозило, дорога стала накатистее, и при ветре 89 м/с две гонки выиграл Алексей Овчинников. Он и стал обладателем Кубка Байкала. Мне пришлось довольствоваться вторым местом. Третьим стал Александр Макагонов, четвертым — Дмитрий Качин, пятым — Алексей Чусов и шестым — Егор Матюхин. Всего в классе «DN» соревновались 25 гонщиков из Новосибирска, Иркутска, Братска, Усть-Илимска, Красноярска и Владивостока.